Новый глава Госфильмофонда: никаких революций не планирую
Вячеслав Тельнов, возглавлявший департамент кинематографии Министерства культуры РФ, в начале января был назначен главой Госфильмофонда РФ. О судьбе золотых коллекций "Союзмультфильма" и "Ленфильма", объединении с Музеем кино и дальнейшем сотрудничестве с Жераром Депардье он рассказал в интервью ТАСС. — Вячеслав Николаевич, какие у вас первые ощущения на новом посту? — Скучаю по работе в Министерстве культуры. Все-таки почти семь лет работал, большой срок. И когда меняешь место работы — это всегда новый рубеж, перезагрузка. К своему сожалению, раньше я не так часто бывал в Госфильмофонде, в основном встречался с его представителями, мы много общались. Знал, что это крупнейшее фондохранилище. Но когда увидел все своими глазами, воочию, походил по каждому помещению пешком, понял, что это грандиознейшее предприятие, грандиознейший архив, который хранится в надлежащем виде. Залы — как в поликлинике, всюду стерильность. В Госфильмофонде хранятся все произведения киноискусства — с конца XIX века до наших дней. — А как обычные люди могут познакомиться с этим архивом? — Не хотелось бы рассматривать Госфильмофонд только как хранилище. То богатство, которое находится там, надо использовать уже нынешнему поколению. Наши фонды надо показывать, проводить семинары, научные конференции, фестивали. Пропагандировать то, что накоплено за огромное количество лет. Это должно стать достоянием зрителей, специалистов, людей науки. В этом плане работы очень и очень много. Одна из первых задач — превратить Госфильмофонд в живой организм с гуманитарной составляющей. — Как правило, Госфильмофонд представляет свои коллекции для международных фестивалей, для ретроспектив. Что-то из ближайших планов можно выделить? — Мы будем очень рады, если наши коллекции будут представлены на международных кинофестивалях. Знаю, что есть запросы из Венеции, из Канн, которые планируют в рамках своих программ устраивать ретроспективы старых советских кинокартин. Это тоже одно из направлений пропаганды нашего архивного кино. — На съезде Союза кинематографистов Никита Михалков озвучил такую идею: обьединить Госфильмофонд с Музеем кино, сделать его филиалом Госфильмофонда. Как относитесь к такой инициативе? — Идею эту поддерживаю. У Госфильмофонда есть еще одна площадка, которая используется не слишком эффективно, — кинотеатр "Иллюзион". Он тоже наш филиал. Если в составе Госфильмофонда будут и Музей кино, и кинотеатр "Иллюзион", мы получим мощнейшие центры кинематографии. Там можно проводить и научные конференции, и творческие вечера, выставки архивного кино, спецпоказы, лекции. Помню, как в молодости ходил в Питере в кинотеатры, показывающие архивное кино. Очереди были огромные, билетов не достать. К этому и надо стремиться. — Раньше в "Иллюзион" приходили по пригласительным или по билетам за символическую цену. Вы намерены ввести коммерческую составляющую? — Через несколько дней проведу совещание по развитию "Иллюзиона", тогда и станет понятно, какие будут первые шаги, чтобы его работа была наиболее эффективна. — Революцию в кадровом вопросе планируете? Будут ли, к примеру, в Госфильмофонде массовые увольнения? — Никаких революций я, конечно, не планирую. Безусловно, пройдет штучная ротация. Те, кто работает хорошо, останутся. Кто не будет соответствовать моим требованиям — что же поделаешь. — Раньше, когда Госфильмофонд возглавлял Николай Бородачев, эта организация прежде всего ассоциировалась с именем Жерара Депардье, который дружил с Бородачевым. Его проекты всегда поддерживали, открыли кинотеатр в Саранске, фильмы показывали в "Иллюзионе". Госфильмофонд по-прежнему будет дружить с Депардье? — Депардье — великий актер. Насколько я знаю, его именем назван кинотеатр в Саранске, Госфильмофонд принимал участие в финансировании строительства этого кинозала. Кстати, тут еще тоже надо разобраться, насколько эффективно работает площадка и каких еще затрат потребует. Что касается творческих встреч в "Иллюзионе", думаю, что и помимо Депардье мы найдем интересных людей, которых можно было бы пригласить. — Мы давали информацию, что сейчас в Госфильмофонде проходит проверка Генпрокуратуры. Стоит ли ждать от нее каких-то сенсаций? — Она будет проходить до 8 февраля. Все спокойно, люди работают, мы предоставляем все необходимые документы. Все идет в штатном порядке. Я бы не хотел эту проверку связывать ни с моим назначением, ни с увольнением Бородачева. Госфильмофонд — государственное учреждение, которое получает бюджетные деньги, проверки тут ожидаемы. Если надо будет что-то поправить — поправим. — Когда деятели культуры обращались к главе правительства с просьбой назначить вас главой Госфильмофонда, одной из основных проблем взаимодействия с этой организацией называли спор вокруг золотых коллекций "Союзмультфильма" и "Ленфильма". Вы готовы в этом вопросе идти на контакт со студиями? — Что касается "Союзмультфильма", вопрос уже решен окончательно. Практически вся коллекция уже давно принадлежит "Союзмультфильму", только интернет-права оставались за Госфильмофондом. Сейчас мы эти права передаем, остались процессуальные моменты. Это значит, что отныне абсолютно все права будут принадлежать студии, будут в ее полном распоряжении. — А что с "Ленфильмом"? — С "Ленфильмом" вопрос сложнее. Во вторник было совещание в Минкультуры, на котором собрались все заинтересованные стороны. Дело в том, что многие права на коллекцию переданы лицензиатам на долгое время, по мере освобождения прав мы будем передавать их "Ленфильму". Будет выработан реестр договоров, согласно которым и будем работать. Мы в диалоге, понимаем, что есть поручение правительства, так что консенсус обязательно найдем. Еще раз подчеркну: все имущественные права будут у Госфильмофонда, это не обсуждается, права должны принадлежать государству, но студии смогут ими распоряжаться, у них будет право их использования. Беседовала Наталья Баринова