Ещё
Щегол
Щегол
Драма
Купить билет
Стриптизерши
Стриптизерши
Триллер
Купить билет
Одесса
Одесса
Ромком
Купить билет
Аладдин
Аладдин
Приключение, Комедия, Семейный
Купить билет
Битва
Битва
Драма
Купить билет
Дорогой папа
Дорогой папа
Комедия, Мелодрама
Купить билет
Королевские каникулы
Королевские каникулы
Мультфильм, Комедия, Семейный
Купить билет
Игра Ганнибала
Игра Ганнибала
Боевик, Триллер
Купить билет
Пункт назначения: Смайл
Пункт назначения: Смайл
Триллер, Ужасы, Драма
Купить билет
Angry Birds 2 в кино
Angry Birds 2 в кино
Мультфильм, Приключение, Комедия
Купить билет
Однажды в... Голливуде
Однажды в... Голливуде
Трагикомедия
Купить билет
Король Лев
Король Лев
Приключение, Мюзикл, Семейный
Купить билет
Я иду искать
Я иду искать
Детектив, Триллер, Ужасы
Купить билет
Эбигейл
Эбигейл
Приключение, Фэнтези
Купить билет
Зелёная книга
Зелёная книга
Биография, Комедия
Купить билет
Жара
Жара
Комедия
Купить билет
Форсаж: Хоббс и Шоу
Форсаж: Хоббс и Шоу
Боевик, Приключение
Купить билет
Смерть и жизнь Джона Ф. Донована
Смерть и жизнь Джона Ф. Донована
Драма
Купить билет
Царство
Царство
Боевик, Исторический, Военный
Купить билет
Щенячий патруль: Суперпатруль 2
Щенячий патруль: Суперпатруль 2
Мультфильм
Купить билет

Дом с историей: лютеранская кирха во Владикавказе 

Дом с историей: лютеранская кирха во Владикавказе
Фото: «Это Кавказ»
В конце 2016 года завершилась реконструкция старинного здания бывшей лютеранской кирхи в историческом центре Владикавказа. Памятник архитектуры официально именуется сегодня филиалом Мариинского театра — Северо-Осетинской государственной академической филармонией, но стены этого сооружения за свою более чем вековую историю успели повидать немало.
История лютеранской кирхи началась, пожалуй, в ноябре 1861 года, когда немецкая община Владикавказа подала официальное прошение о разрешении сбора пожертвований на строительство молитвенного дома. Вердикт властей был оптимистичный: «Выдать шнурованную книгу для записи пожертвований».
Спустя три года начальнику Терской области подали другое прошение — о выделении земли под строительство «церкви красивой архитектуры».
Участок выделили. Сначала, в 1966-м, на нем появился одноэтажный дом для молитв. А 27 марта 1911 года «Терские ведомости» сообщили об освящении вновь отстроенной евангелическо-лютеранской церкви. В народе здание, выполненное в готическом стиле, прозвали немецкой кирхой. Так одно из самых красивых и эффектных зданий Владикавказа на улице Миллера, 24 и называют до сих пор.
Готическое здание на Кавказе
Откуда взялись немцы во Владикавказе?
— Исторически это были служащие, офицеры русской армии, которые обосновались здесь, когда была основана крепость Владикавказ, — рассказывает председатель североосетинского немецкого национально-культурного общества Роберт Айзверт. — Затем появились аптекари, учителя, всевозможные рабочие, служащие, фармацевты. Земля тут была дешевле. Первая колония основана в селении Михайловское в 1863 году. Во Владикавказе перед Первой мировой войной насчитывалось около 560 немцев, подданных Российской империи. Большей частью это были лютеране. Вот их усилиями и средствами была построена кирха.
Официального архитектора у возведенного здания не было. Подобные типовые кирхи строились в те годы по всей России — но для Кавказа это была редкость.
— Здание очень интересное, из добротного кирпича: во Владикавказе было несколько кирпичных заводов в районе поселка Южный. Это была небольшая кирха — одноэтажный домик. При ней — приходское лютеранское училище. С постройкой большой кирхи ничего не изменилось — к ней тоже примыкало лютеранское училище.
В кирхе успели послужить только два пастыря, один до революции, другой — после, рассказывает Айзверт. В готическое здание со шпилем высотой около 25 метров приходили не только для молитв, здесь выписывались свидетельства о рождении и регистрировались браки.
— У одного из членов нашего общества, , сохранилось свидетельство о браке ее бабушки, где стоит подпись пастора Эдуарда Аксима. Кстати, у этого пастора интересная судьба. После окончания обучения он некоторое время служил в Канаде, потом вернулся на Кавказ, служил в Кутаиси, затем был переведен во Владикавказ. Он первый пастор нашей кирхи.
Над порталом рядом с колокольней сегодня можно прочитать надпись на немецком: «Да пребудет с нами благодать Божья». Заштукатуренное в 1930 годы изречение открыли только во время недавней реставрации.
Внутри здания — теперь уже храма музыки — на стене, рядом с макетом кирхи, висит крест — заржавевший, из простого металла. Строители обнаружили его между стеной и одной из деревянных балок. По всей вероятности, кто-то спрятал там крест все в те же 30-е годы.
— В будущем мы хотим обратиться к властям, к руководству филармонии — попросить дать возможность проводить нашей маленькой лютеранской общине одно-два богослужения в год, когда к нам приезжают пасторы из Германии, — делится надеждами глава немецкой общины.
В 1990 годы община даже поднимала вопрос о возвращении зданию прежнего — религиозного — статуса. В ответ ей было предложено построить равнозначное здание филармонии — осуществить это было невозможно. Только на то чтобы привести кирху в порядок, понадобилось бы 1,5 — 2 миллиона немецких марок — это оценка немецких пасторов, приезжавших в город, рассказывает Айзверт.
— Да и содержать такое здание, оплачивать налоги общине не по силам. Мы счастливы, что здание, когда-то принадлежавшее немецкой лютеранской общине, сегодня один из архитектурных украшений города и филиал одного из самых известных театров страны — Мариинского, — резюмирует он.
Музыка: новая жизнь церкви
Церковь закрыли в 1930-е. Здание отдали клубу Союза строителей, тут собирались приятно проводить время и смотреть фильмы — к зданию даже пристроили будку киномеханика. Это был не последний архитектурный «новодел». В 1940 помещение с прекрасной акустикой перешло к североосетинскому симфоническому оркестру, на его базе открыли филармонию. Понадобились дополнительное место для сцены, подсобные и административные помещения. Оригинальный шпиль разобрали — на его месте появилась новая конструкция.
Здесь играли звезды классической музыки, в том числе , — для здания началась новая эпоха. И в каком-то смысле — для осетинских музыкантов. Во многом именно благодаря работе филармонии случился феномен осетинских дирижеров, первый среди которых — .
— А  (главный дирижер Большого театра. — Ред.), можно сказать, жил в моём кабинете, где ему было удобно заниматься, так как домашние условия этого не позволяли. Два главных театра нашей страны и два главных дирижера — выходцы из Осетии, из этого самого здания, — говорит композитор, директор и художественный руководитель Северо-Осетинской государственной филармонии Ацамаз Макоев. — Десятки выдающихся музыкантов, которые играют сегодня в разных оркестрах мира, России, осетинские композиторы, исполнявшиеся в стенах филармонии…
Макоев говорит, что в 1996 году перед ним встала задача сохранить филармонию: в те годы все лучшие музыканты, концертмейстеры разъехались по миру, надо было сберечь симфонический оркестр. Но нелегкие времена настали и для самого здания: оно крайне обветшало. Капитальный ремонт в бывшей кирхе пытались затеять дважды — но работы оказывались слишком сложными и дорогостоящими.
Филармонии помог маэстро Валерий Гергиев.
После масштабной реставрации здание открылось горожанам таким, как когда-то было построено: его освободили от пристроек. Сохранили старинные витражные окна, а еще отделали внутреннюю часть специально подобранными породами дерева — для акустики.
— Изменилось ли для нас что-то после реставрации? Акустика. Зал подготовили под звучание органа. Пробили в верхней несущей стене три окна. Сейчас акустика тоже превосходна, но она специально подготовлена под установку органа, — рассказывает Ацамаз Макоев.
Пока заказанный во Франции орган еще не прибыл в обновленный зал. Но музыка звучит постоянно: теперь бывшая церковь стала филиалом знаменитого Мариинского театра.
При здании осталась и его легенда — о золотом кирпиче. В городе рассказывают, что, когда больше сотни лет назад, здесь закладывали кирху, строители спрятали где-то слиток золота. Его искали чуть ли не весь XX век, но пока не нашли.
— Конечно, саму кирху никто не трогал, — объясняет Макоев. — Нельзя, памятник архитектуры. Вполне возможно, золотой кирпич в ее стенах и находится. Заложенный на счастье.