«1 день – 1 экспонат»: бювар
Какими были канцелярские принадлежности в начале XIX века и почему Казань является самым подходящим местом действия для литературного романа? «Казанский репортер» продолжает проект «1 день – 1 экспонат». Сегодня отправимся в старинную дворянскую усадьбу, некогда принадлежавшую трем поколениям Боратынских. До событий Гражданской войны 1918 года здесь хранился «казанский архив Боратынского»: рукописи поэта, его портреты, личные вещи. Уцелевшая часть архива представлена ныне в экспозиции музея.В числе мемориальных предметов, принадлежавших Боратынскому, изящная настольная папка из тисненой кожи – бювар 1830-х годов. Название «бювар» происходит от французского слова «buvard», которое переводится как «тот, кто пьет», в данном случае подразумевались чернила. Бювары предназначались прежде всего для хранения промокательной бумаги, без которой в те времена обойтись было невозможно. Помимо этого, в специальных карманах внутри бювара хранили чистые листы почтовой бумаги, конверты, марки и другие необходимые мелочи для письма.– В этой папке поэт мог хранить хранил переписку, потому, что именно их Казани он очень интенсивно писал своим друзьям. В этих письмах он описывает наш город, – рассказывает старший научный сотрудник музея Е.А. Боратынского Елена Скворцова. – В одном из писем он так характеризует наш город: «…по-моему, провинциальный город оживленнее столицы… В губерниях больше гражданственности, больше увлечения, больше элементов политических и поэтических… я уже довольно видел, чтобы местом действия русского романа всегда предпочесть губернский город столичному».Тиснение на бюваре выполнено в неувядающем стиле шинуазри (chinoiserie), что с французского переводится как «китайщина». Этот изысканный стиль возник в Европе в конце XVII века, когда многие страны охватило увлечение привозным китайским фарфором. Пережив многие эпохи, стиль не потерял своей актуальности до наших дней. Здесь можно разглядеть характерные мотивы этого стиля: певчих птичек на веточках цветущей сливы, фазанов и цапель среди зарослей бамбука; традиционные пионы, олицетворявшие весну, и хризантемы – символы осени.Антон Райхштат, совместно с Национальным музеем РТ.