Чужое фото. Ямальские фотографы вынуждены зарабатывать через суд
Увидели отличный кадр, сохранили в свой архив и думаете, фотограф должен быть счастлив уже оттого, что на его творчество высокий спрос?.. Только попробуйте использовать снимок не для личного любования – и неприятности постучатся в дверь. О том, как работать с чужими снимками, говорили в Национальной библиотеке в Салехарде, в рамках встречи «Встань с дивана». Пригласили известных фотографов – для экспертных разъяснений. Они и выдали. Огорошили тем, что за использование снимков без согласия автора грозит штраф от пяти тысяч до десяти миллионов. «Опасно», – подумали собравшиеся и вспомнили про интернет. Там же всё в свободном доступе… – У любой фотографии, снятой даже на телефон, есть автор. Законодательство подразумевает, что на использование любого снимка требуется согласие автора, – говорит Сергей Анисимов. – Если такого нет, это нарушение. ДЕНЬ В ДЕНЬ Фототема для очередной встречи «на диване» возникла из-за недопонимания… правил использования фотографий. Библиотекари позаимствовали иллюстрацию к посту в соцсети. Автор сделал замечание. А на встрече пояснил: качать снимки можно только в личных целях. Сложнее с публикациями. Без согласия, но с указанием автора, можно публиковать снимки, которые им не запрещены. Если же стоит запрет, скрин делать нельзя. – Допускается публиковать снимки, актуальные сегодня. Если, например, фотограф снял происшествие, то в течение этого дня можно со ссылкой на автора фото использовать, но через год-два нельзя иллюстрировать другие подобные происшествия. Она должна быть неотъемлемой частью одного события, – комментирует Сергей Викторович. Анисимов все снимки публикует с копирайтом: своим именем и фамилией красивым шрифтом. Эта метка дорого стоит. Если отрезать ее, сумма штрафа удваивается. Откадрировал фото без ведома автора – то же наказание. ПОНИМАЮТ ТОЛЬКО КНУТ… Раньше, чтобы доказать авторское право, в суде требовали негатив пленки. Сегодня профессионалы снимают в формате RAF, подделать который нельзя. Вдобавок они в самой камере прописывают «паспортные» данные, которые доказывают, например, когда и кем он был сделан. Тем не менее, к юристам они всё равно идут с негативом – не пленочным, а эмоциональным. – В нашей стране понимают только кнут, поэтому суд это единственный достойный способ получать достойную оплату, – с обидой говорит Сергей Галко, фотограф и участник встречи. – Но если открыть судебную практику, то из десяти тысяч фотографов, которые активно снимают, только пятеро активно борются за свои права. Поэтому люди продолжают кивать на «свободный доступ». Хотя скопировать чужой снимок, то же самое, что сесть в чужую машину и уехать. А потом оправдываться, мол, она стояла открытая. Сергей Анисимов не раз отстаивал авторские права в суде. И большую часть выиграл. – Проблема в том, что судиться приходится в том городе, где нарушают права: Екатеринбург, Мурманск, Архангельск, Москва, – комментирует он. – Туда не наездишься. Приходится нанимать юристов, а они берут деньги, но без гарантии результата. Чаще всего споры возникают с организациями, которые используют снимки в коммерческих целях. Хотя Сергей Анисимов и частных поклонников приучает к порядку. На его сайте можно купить любой снимок с документом. Пока этой услугой пользуются иностранцы, в любой момент могут затребовать разрешение. ОБЕЗЬЯНЕ ГОНОРАР НЕ ПОЛОЖЕН Про одно судебное разбирательство в мире фотоискусства еще один гость национальной библиотеки Александр Займидорога упомянул отдельно. История курьезная и поучительная. В 2011 году Дэвид Слейтер снимал редкий вид обезьян. Во время установки оборудования одна особь утащила камеру и нащелкала кучу снимков. Среди них оказались и зачетные селфи, которые попали на Викисклад – общедоступную коллекцию фото. Слейтер потребовал их оттуда убрать, но не тут-то было. – Одновременно с этим группа зеленых обратилась с иском, что фото вообще-то обезьянки и надо бы перечислить гонорар ей, – говорит Александр Займидорога. – Точку в деле поставило Бюро охраны авторских прав США: работы, изготовленные природой, животными или растениями не могут быть защищены авторским правом. Значит, вознаграждение не предусмотрено. А поскольку использована аппаратура с некими предустановками, то и хозяин на фото никаких прав не имеет… Слейтер увяз в судебных разбирательствах. В 2015 году к делу подключилась PETA (организация, ведущая борьбу за права животных). И в 2017-м суд всё-таки признал, что права на снимок принадлежат британцу. Между тем, PETA и Слейтер, как пишет «meduza», заключили соглашение, по которому фотограф будет перечислять 25 процентов доходов с продажи снимка в организацию, для защиты среды обитания обезьян. Мораль тут одна, народная: на чужой каравай – не разевай. А уж если очень хочется, то поможет вежливость. Не разрешит один автор – найдется второй, третий. К тому же каждый из нас может попытаться сам создать шедевр, на который позарятся. И тогда придет его очередь защищать кадры в суде. Как правильно КОГДА РАЗРЕШЕНО БРАТЬ БЕЗ СПРОСА В каких случаях закон допускает использование чужих фото и видео без разрешения автора? Об этом говорит статья 1274 ГК РФ: «Воспроизведение или сообщение для всеобщего сведения в обзорах текущих событий средствами фотографии, кинематографии… произведений, которые становятся увиденными или услышанными в ходе таких событий, в объеме, оправданном информационной целью». То есть использовать фотографию, не спрашивая разрешения автора, но с указанием его имени и ссылку на источник заимствования, допустимо в изданиях, телепередачах и видеозаписях учебного характера. Еще снимок может быть воспроизведен в обзоре текущих событий по телевидению. Опубликованный в прессе снимок может быть репродуцирован библиотекой или архивом по запросам отдельных граждан или в исследовательских целях. Если он попал в сборник или периодику, его разрешается копировать образовательным учреждением, чтобы показывать на занятиях. В иных случаях использование фотографии допускается только с согласия фотографа и с выплатой вознаграждения.