Бескорыстный меценат Козьма Солдатёнков
Козьма Солдатёнков унаследовал текстильное дело от своего отца, человека сурового. Маленьким мальчиком Козьма работал в лавке, получая гроши, но на всю жизнь запомнил цену деньгам. Бойко шла торговля миткалем и тиком в Гостином дворе Китай-города ещё при отце и дяде Козьмы – Терентии и Константине. А после их смерти торговое дело нашего героя развернулось не на шутку. Он смог сдавать в аренду 16 лавок в Средних торговых рядах на Красной площади, стать директором Московского страхового общества от огня, акционером столичных ситцевых мануфактур, железнодорожных компаний, старшиной Московского биржевого комитета и даже депутатом Московской городской думы. Вместе с Людвигом Кнопом и братьями Хлудовыми (Михаил Хлудов послужит прототипом купца Хлынова в комедии Александра Островского “Горячее сердце” и Дяди в рассказе Николая Лескова “Чертогон”) основал Товарищество Кренгольмской мануфактуры в Эстляндии. Словом, капиталы были огромнейшие, а сделано ещё больше. Особняк Козьмы Солдатёнкова на Мясницкой всегда был полон гостей: тут бывали Антон Чехов и Лев Толстой, историки Иван Забелин, Василий Ключевский и Сергей Соловьёв. В хлебосольном доме Козьмы располагалась шикарная коллекция картин, завещанная позже Румянцевскому музею. Картины Солдатёнков начал собирать ещё раньше Павла Третьякова (с художниками не торговался, выгадывая каждую копейку, как основатель Третьяковской галереи). Домашнее собрание Козьмы Солдатёнкова насчитывало не многим менее 300 картин и 17 скульптур – тут были Иван Айвазовский и Василий Тропинин, Александр Иванов и Николай Ге, Сильвестр Щедрин и Павел Федотов. В усадьбе Кунцево, которую купец приобрёл в 1860-х годах, богемная и творческая жизнь были ключом. Картины известнейших в то время художников украшали залы загородного дома. В столовой располагался “Завтрак аристократа” Федотова и “Чаепитие в Мытищах” Перова, в гостиной висел самый большой эскиз к “Явлению Христа народу” (с Александром Ивановым Козьма Солдатёнков познакомился в Италии). Сюда же, на русский пленэр, Солдатёнков приглашал знакомого художника Александра Риццони, прожившего большую часть жизни в Италии. Часто в гостях загородной усадьбы Козьмы Солдатёнкова бывали Илья Репин, Василий Поленов, Иван Крамской, актёры Малого театра (вместе с сыном Михаила Щепкина, Николаем, Солдатёнков начинал свою издательскую деятельность). Издательская активность Козьмы Солдатёнкова и Николая Щепкина гремела на всю Москву. Почти за 50 лет издательством было выпущено более 200 произведений художественной и исторической литературы. “Народные русские сказки” Александра Афанасьева, стихи Николая Некрасова, работы Тимофея Грановского и переведённые труды Адама Смита и Эдуарда Гиббона, материалы по скандинавской и английской литературе, истории эллинизма, письма царя Алексея Михайловича и актёра Михаила Щепкина – вот лишь маленькая толика выпущенного. К этому же примкнули первое издание “Отцов и детей” Ивана Тургенева, стихи Афанасия Фета, исторические труды Василия Ключевского, работы Виссариона Белинского, стихи Якова Полонского и Алексея Кольцова. На Лубянке был открыт и специальный магазин, соединявший в себе библиотеку и кофейню. Книги, выпускаемые издательством, стоили очень дёшево, даже бедным студентам они были по карману. Российский Государственный Университет имени А.Н. Косыгина ведёт свое начало с меценатской помощи Козьмы Терентьевича. 1,3 миллиона рублей Солдатёнков завещал Московскому купеческому обществу с целью создания ремесленного училища “для бесплатного обучения в оном детей мужского пола без различия их состояния и вероисповедания разным ремеслам, относящимся к техническому производству”. Училище с электротехническим и литейным отделениями на 320 учеников открылось 1 ноября 1909 года в трехэтажном особняке на Донской улице. Срок обучения составлял пять лет: два первых года преподавали общеобразовательные предметы, три последующих – специальные. Фото: https://pastvu.com/_p/a/1/c/4/1c46d5ee34d9bce582e22f1f34854b5b.jpg Знаменитая городская клиническая больница имени С.П. Боткина своему появлению тоже обязана Козьме Солдатёнкову. В своем завещании купец оставил около 2 млн. рублей на создание в столице крупной больницы, открытой для всех, независимо от сословия, национальности и вероисповедания. Городские власти выделили обширный участок земли, так на Ходынке в 1908-1910 годах появились первые больничные корпуса. В 1990 году в специальной нише установили памятник меценату, на постаменте значится следующая надпись: “ Русскому книгоиздателю, меценату, на деньги которого здесь в Москве в 1911 году построили бесплатную больницу для бедных Козьме Терентьевичу Солдатенкову ”. По распоряжению купца Солдатёнкова в деревне Прокунино (Коломенский уезд Московской губернии) в память о предках (те были крестьянами) выдавали пособия каждой девице, выходившей замуж. В то время на 50 рублей можно было устроить свадьбу на 20 человек и приготовить приданое: кровать, постельное бельё и 3-4 платья. Вплоть до 1917 года неукоснительно соблюдалась воля щедрого купца Козьмы. Солдатёнков помогал детским домам, семьям вдов, сиротским учреждениям, давал стипендии московским студентам. Коллекцию русской живописи и скульптур и богатейшую библиотеку (8 тыс. книг и 15 тыс. журналов) купец завещал Румянцевскому музею. В 1925 году, после ликвидации музея, коллекцию распределили между Третьяковской галереей, Русским музеем, РГБ и другими музеями республик Советского Союза. Значительная часть редких икон из собрания Солдатёнкова была передана Покровскому собору Рогожского кладбища. Русский Козимо Медичи умер в 1901 году. Гроб с телом доброго сердца Козьмы несли крестьяне Кунцева, проделав 10 километров. Похороны состоялись на Рогожском старообрядческом кладбище. На отпевании присутствовали профессора Московского университета Иван Цветаев и Сергей Муромцев, Савва Морозов, Петр Боткин, Владимир Сапожников, депутаты Московской городской думы. В те скорбные дни еженедельник “Искры” отмечал в некрологе: " Покойный был известен как идейный издатель, выдающийся финансист и более всего как замечательный по своим нравственным качествам челове" .