Душа Изборской земли. Как питерские ученые стали псковскими такачами
Уже на пенсии, закончив научную карьеру в Санкт-Петербурге, она вернулась на землю своих предков, которых судьба разбросала по всему миру, чтобы возрождать ткачество на Псковщине. Она рассказала о непростой судьбе, искренней любви к России и творчеству, а также о проблемах ремесленного туризма в нашем регионе Особое волшебство Во дворе построены два домика, где Лииви Анцевна хранит готовые скатерти и ковры, коих скопилось уже десятка два, не меньше. Они аккуратно развешаны по всему небольшому домику, чтобы любой желающий мог зайти и полюбоваться. В другом домике - тоже своеобразный музей. Здесь на манекенах более сложные изделия - сотканная вручную одежда – платья, пончо, накидки и шарфы. Есть даже рушники для икон. Чтобы соткать дорожку длинной два метра, у нее уходит примерно неделя. Лииви Анцевна начинала работать на дубовом станке, которому более века. Некоторые детали пришлось заменить, но основа осталась прежней. Правда, потом пришлось купить элементы поновее. На старом станке она проработала несколько лет, за это время создала сотки изделий, запомнила более 100 узоров и успела досконально изучить исконно русскую технику. Она – единственная в Псковской области, кто освоил технику ажурного узора – это вид ткачества, когда узор получается из нитей, расположенных одна над другой в определенных местах ткани. Просвечивая, они образуют ажур. Скатерти и салфетки получаются воздушными и легкими. «Иногда я не люблю брать заказы, потому что приходиться подстраиваться под другого человека, а когда я делаю для себя, у меня душа поет. Каждая вещь уникальна, одинаковой у меня не найдете. А еще важно ткать из новых ниток, с чистой энергетикой, тогда и вещь будет дарить только тепло и радость», - считает она. Лииви Анцевна и сама излучает тепло и радость, наверное, потому то к ней люди и тянутся. Когда в Изборск приехала туристка из Германии, она случайно увидела тканные платья и просто влюбилась в них. Тогда мастерица решила специально для нее создать еще одно, в качестве подарка. Ей не жалко. Зато она теперь гордится, что платье псковской мастерицы увидели заграницей. Опустевшая родина Как вышло так, что ученый, кандидат наук, решила уехать из крупного города в деревню? На этот вопрос хозяйка доматолько улыбается: «Я всем сердцем люблю Изборск, я здесь родилась, здесь жили мои предки и здесь я хочу возрождать ремесло ткачества». Ее предки по материнской линии – русские крестьяне, жили в Изборске несколько поколений. Отец – эстонец. Отсюда и это редкое имя. Она родилась в 1941 году, - тяжелое, страшное время. Началась война, фашисты оккупировали Печорский район. Девочка рано осталась сиротой – в 1944 году фашисты забрали ее родителей, с тех пор ни отец, ни мать обратно не вернулись, и Лииви осталась жить с бабушкой и дедушкой. Уже потом, в конце пятидесятых годов, ей удалось связаться с мамой, которая оказалась в английском оккупационной зоне. Боясь репрессий со стороны советских властей, она решила не возвращаться в Россию. Об отце ничего узнать не удалось. Именно бабушка научила ее работать руками. «Она меня так воспитала, что работать – мое естественное состояние. Я должна быть постоянно чем-то занята. Тогда все женщины в деревне занимались ткачеством, в каждом доме был станок. В любое свободное от огорода время они садились и ткали себе ковры, занавески. Скатерти – все, что нужно для быта и дома», - рассказала Лииви Покровская. Потом она уехала на учебу в Ленинград. В 1967 году окончила биолого-почвенный факультет Ленинградского государственного университета. Много лет работала в НИИ медицинского университета имени Мечникова, защитила кандидатскую диссертацию по физиологии кровообращения. Там же познакомилась с мужем, коренным ленинградцем, Александром Покровским. Вместе они сделали карьеру. Вышли на пенсию. И Лииви поняла, что ей некуда применить себя в большом городе. Дочь в тот момент жила в Англии, звала к себе. Но Лииви решила, что нужно возвращаться на родину. Так, в 2001 году она приехала в Изборск и... испытала шок. «За это время сменилось практически два поколения. Исчезли люди. Исчезло ткачество. Деревня, когда-то пышущая, многолюдная, опустела. Тогда, в детстве, видя женщин за станком буквально в каждом доме, я думала, что это вечно... Я приехала и не могла понять, куда все это делось. Тогда-то я и поняла, что хочу возродить ткачество на нашей земле». Только вот за что браться? Первый станок они заполучили случайно. Муж помогал соседке переезжать, и вдруг увидел его в разобранном виде. Спросил, можно ли забрать себе, соседка разрешила. Станок – набор веревок и палок. Как его собрать и как вообще приступить к работе? Не было ни книг, ни пособий. «Представьте себе картину – стоят два кандидата наук и теряются в догадках, что со всем этим делать. Я могу освоить любую методику, была бы инструкция. Но ее не было. Нашла местную жительницу, Марию Николаевну Оловянкину. Она к нам как пришла, так два дня от нас не уходила. Научила всему – как собрать станок, как его заправить нитками, обучила самой технике. И мне все стало ясно». Довольная бабушка С тех пор Лииви Покровская каждый день садится за станок: «Наверное, бабушка была бы довольна. Ей было бы все равно, что я знаю антиоксидантную систему. Она научила меня жать рожь, таскать лен, выращивать картошку. Я всю крестьянскую работу знала и умела, и она приучила меня работать. И благодарность я сохраню до конца жизни, потому что для меня труд не горе, не тягость, а наслаждение». Изборянка подчеркивает, что муж–полноправный соавтор всех ее работ. Ведь он помогает делать сложную техническую часть работы, которой испокон веку занимались только мужчины. В 2011 году Лииви Покровская за заслуги в развитии и сохранении традиционной народной культуры была удостоена звания «Душа земли псковской», учреждённого властями региона. Она неоднократно становилась лауреатом Всероссийских фестивалей современного ручного ткачества. В Пскове прошло несколько её персональных выставок. «Это все хорошо, - говорит она. – Но главная цель не прославиться мне, а прославить нашу псковскую землю, наше ремесло. Чтобы сюда приезжали туристы со всех уголков России и знали, чем богата наша земля псковская. Мы с мужем не вечны, мне страшно подумать, что не останется у нас мастеров, умельцев. В свое время мы даже подарили станок одной школе, чтобы там организовали кружок ткачества. Видели бы вы эти сияющие глаза девочек. Одна мне даже сказала: «Когда я вырасту, хочу быть как вы». Но кружок в школе – лишь крупица в море для популяризации псковских ремесел, считает Лииви Покровская. Нужно думать более масштабно. «В чем ошибка наших властей? В том, что они не грамотно представляют творчество наших мастеров на ярмарках и городских праздниках. На этих бесконечных прилавках глазу не за что зацепиться среди всего многообразия. А нужно создать три дома – ткацкий, кузнецкий и гончарный. Это была бы и мастерская и интерактивный музей. Три исконно русских ремесла. Вот, что нужно показывать туристам на тех же Ганзейских днях».