Слипстрим, технофэнтези, бизарро-фикшн, турбореализм: жанры фантастики, о которых вы не знали
За появление субжанров ответственно само время. Новейшая литература не признает рамок и стирает любые границы. Холодная ирония постмодернизма соседствует с горячим былинным пафосом, а магические артефакты получают научное объяснение. И вот уже прекрасная Брунгильда, матерясь и помахивая световым мечом, летит через пространственно-временной тоннель руководить армией викингов с другой планеты. Появление набирающего обороты жанра ЛитРПГ связано с популярностью видеоигр и расцветом гик-культуры. А мелькнувший в 90-х «русский киберпанк» — с нашим справедливым желанием создать свой киберпанк с Рунетом и хакерами из студенческой общаги на улице Зайцева, которым устроить виртуальную революцию в годовщину Октябрьской — как два байта переслать. Технофэнтези В начале было Слово: «Любая продвинутая технология для постороннего наблюдателя неотличима от магии». Так сказал бог «твердой» научной фантастики Артур Кларк и благословил, сам того не зная, на появление жанра, в котором магия сосуществует с технологией, воюет с технологией или заменяет технологию. Ведьмы летают в космосе, оборотней клонируют, орки напиваются дешевой водкой и бьют лампочки в подъездах. Никаких объяснений происходящему не предлагается: такой мир, братаны, принимайте как должное. Термин «технофэнтези» возник, чтобы отделить направление от «научного фэнтези», в котором магии дается четкое псевдонаучное объяснение. Чем сильнее уходила фантастика от научно-технической, тем больше склонялась к скрещиванию бластера с мечом и волшебства с телепатией. Аниме и манга сейчас редко обходятся без технофэнтези. В последнее время жанр активно осваивают авторы фэнтезийных лавбургеров, обожающие поместить свою love story в любые декорации, которые не надо объяснять. Читать: Роберт Хайнлайн «Магия, Инкорпорейтед», Святослав Логинов «Имперские ведьмы», Барбара Хэмбли «Кремниевый маг». Смотреть: аниме «Ходячий замок» (2004), фильмы «Бессмертные: Война миров» (2004) и «Яркость» (2017). Слипстрим Читать: Келли Линк «Вляпалась!», Тони Моррисон «Возлюбленная», Марк Данилевский «Дом листьев». Смотреть: мини-сериал «Ангелы в Америке» (2003), фильмы «Запределье» (2006) и «Дэйв сделал лабиринт» (2017). Бизарро-фикшн Читать: Кэмерон Пирс «Жопогоблины из Освенцима», Карлтон Меллик III «Сатанбургер», Джефф Стрэнд «Умерщвление». Смотреть: фильмы «Наказание» (2011), «Бивень» (2014), «Резня чуваков на братской вечеринке — 3» (2015). ЛитРПГ Жанр, созданный геймерами для геймеров. Фанаты ММОРПГ, для которых виртуальная реальность давно вытеснила аналоговый мир, ищут способы продолжить погружение в цифровое пространство. Вначале геймеры сочиняли фанфики по любимым играм, затем в жанре литРПГ появились лайт-новеллы или ранобэ — бесконечные фэнтезийные саги открыточного формата, иллюстрированные в стиле аниме или манги. Первой среди равных считается ранобэ южнокорейского автора Нам Хи Сона «Легендарный Лунный Скульптор», насчитывающая сейчас 51 том с заявкой на создание нового. Тренд подхватили и принялись раскручивать на бешеной скорости российские авторы. Более того, именно в России издается больше всего игровых историй о фантастических и фэнтезийных мирах, в которые можно вписать себя. Запасешься оружием и местной валютой, внимательно читаешь информационные блоки о предстоящих действиях твоего персонажа и чешешь вперед по страницам, выполняя квест. Идеальный досуг для человека, для которого жить и играть — одно и то же. Читать: Дмитрий Рус «Играть, чтобы жить», Руслан «Дем» Михайлов «Господство клана Неспящих», Василий Маханенко «Путь Шамана». Криптоистория Сам термин «пошел» в народ с легкой руки писательского тандема Г.Л. Олди. В начале двухтысячных фантасты использовали его для определения жанра книги Андрея Валентинова «Печать на сердце твоем». Жанр близок к альтернативной истории, но со своими отличиями, которые автору объяснил Олег Ладыженский, половина авторского дуэта Олди: Читать: Андрей Лазарчук и Михаил Успенский «Посмотри в глаза чудовищ», Елена Хаецкая «Ульфила», Андрей Валентинов «Око силы». Смотреть: сериал «Сыщик Путилин» (2007), фильмы «Первые на Луне» (2004) и «Кредо убийцы» (2016). Турбореализм Отечественный жанр, появившийся не как «наш ответ» чему-либо с Запада, а как продолжение традиции реалистичной социальной фантастики, заложенной братьями Стругацкими. Само значение названия до конца неясно, вероятно, это следует понимать как «турбулентный реализм». Некоторые считают, что никакого турбореализма вообще не существует, есть лишь тонкая прослойка интеллектуальных авторов, которым зазорно причислять себя к фантастам, строчащим с каждым годом все больше про доблестных космогвардейцев с бластерами наперевес, светящихся вампиров и рыжих ведьм в магических академиях. В 90-х годах в узкий круг «страшно далеки они от народа» входили писатели Виктор Пелевин, Андрей Лазарчук, Андрей Столяров и Владимир Покровский, который и придумал термин «турбореализм». Но у жанра есть и другие приметы, кроме элитарности как таковой. Теоретики фантастики выделяют в первую очередь принцип надтекста, когда автор выходит за пределы всех слоев будничной реальности, конструируя новую общечеловеческую и опережая свое время. Сиюминутные проблемы человека преображаются в законы мироздания. Волна информации, создаваемой автором, катится из прошлого через будущее в вечность. Второй принцип эпикатастрофизма показывает существование общества как перманентную катастрофу — нравственную, социальную или космологическую. Произведения жанра отличает глубинный психологизм, метафоры, символика и обилие реминисценций. Мир как текст — это турбореализм. Мир как личность — это турбореализм. Мир как проблема, не имеющая решения, — это турбореализм. Или, выражаясь словами группы «Несчастный случай»: Читать: Андрей Лазарчук «Опоздавшие к лету», Владимир Покровский «Танцы мужчин», Виктор Пелевин «Чапаев и Пустота». Смотреть: фильмы «Искушение Б.» (1991), «Пыль» (2005), «Generation П» (2011). Бояръ-аниме Читать: Николай Метельский «Маски», Владимир Ильин «Повелитель миражей», Антон Демченко «Воздушный стрелок». Альтернативная география Читать: Василий Аксенов «Остров Крым», Филип Фармер «Поднять паруса!», Александр Громов и Владимир Васильев «Антарктида online». Смотреть: фильмы «Земля Санникова» (1973), «Путешествие к центру Земли» (2008), «Конг: Остров черепа» (2017).