Войти в почту

Пробуждение Левиафана: как сериал «Пространство» развивает книжный первоисточник

В 2015 году на канале Syfy вышел научно-фантастический сериал «Пространство» (The Expanse), который сразу захватил внимание зрителей и критиков. Шоу предложило увлекательный микс жанров: авантюрную космическую фантастику вкупе с нуарным детективом и элементами политического триллера. Львиной долей успеха телесериал обязан одноимённому книжному циклу, который лёг в его основу. «Пространство» — тот случай, когда адаптация получилась удачной, но не слишком прилежной. Почитайте, что нужно знать об этом цикле, в чём отличия романов от сериала, чего ждать от нового сезона и при чём тут ролевые игры. Предупреждаем, поскольку сравниваются сериал «Пространство» и одноимённый книжный цикл, лёгкие спойлеры к первым двум сезонам/книгам неизбежны. В опенингах схематично показывают, как колонизировали другие миры Действие цикла Джеймса Кори разворачивается в XXIII веке. Человечество расселилось по Солнечной системе, колонизированы Марс и Пояс астероидов, построены отдельные космические станции. Власть в космосе делят ООН, милитаризированная марсианская колония и революционеры из Альянса внешних планет. В центре конфликта оказывается несколько членов экипажа уничтоженного транспортного корабля «Кентерберри» во главе с бравым офицером Джеймсом Холденом. Их пути пересекаются с детективом Миллером, который берётся за поиски пропавшей девушки. В дальнейшем и команда Холдена, и Миллер оказываются втянуты в самый зловещий заговор в Солнечной системе. сего в книжном цикле запланировало 9 книг, но пока что на языке оригинала вышло только 7. На русском языке в продажу поступали лишь четыре: «Пробуждение Левиафана», «Война Калибана», «Врата Абаддона» и «Пожар Сиболы». Эти романы сейчас переиздают, а в скором времени на русском ожидаются и прочие книги цикла. Дэниэл Абрахам и Тай Фрэнк — авторы, скрывающиеся за псевдонимом Джеймс Кори — признавались, что создать научно-фантастический цикл их сподвигла форумная ролевая игра. Сперва Фрэнк открыл приватный форум только для своих друзей, но позже игрой заинтересовался писатель Абрахам. Его настолько поразили мир и персонажи Фрэнка, что он предложил ему написать об этом книги. Кстати, один из ключевых героев цикла, детектив Миллер, был придуман Абрахамом специально для игры. В сериале писатели взяли на себя роли исполнительных продюсеров — они консультируют сценаристов, следят за съёмками и помогают адаптировать текст романов. Впрочем, с последним пунктом больших сложностей не возникло — книги и без того написаны очень кинематографично, в этом плане их можно сравнить с «Марсианином» Энди Вейера. Пока что на экраны вышло два сезона сериала. В их основу лёгли сюжеты двух первых романов: «Пробуждение Левиафана» и «Война Калибана». За вычетом отдельных моментов — о них чуть ниже — можно сказать, что адаптация определённо удалась. Особенно удачно смотрится визуальная составляющая, за которую фанаты боялись больше всего. Почти в каждом эпизоде видны большие бюджеты: показывают то секс в невесомости, то жуткое чудовище, созданное с помощью инопланетной протомолекулы, то космические сражения. В этом плане никаких нареканий нет — мы получили, вероятно, самый зрелищный космический сериал последних лет. В основном, в сценарии и персонажах. Нет, это не поздняя «Игра престолов» и уж тем более не «Хоббит», адаптация весьма близка к книгам. Но со своими странностями. Например, отдельные сюжетные линии начинаются и заканчиваются не там, где этого ожидаешь, а некоторые персонажи получают совсем неожиданное развитие. Но обо всём по порядку. Забудьте о схеме «один сезон — одна книга», по которому шла та же «Игра престолов»! До финала первого тома авторы сериала добираются лишь к пятой серии (!) второго сезона. Из-за этого последующие эпизоды и даже финал второго сезона эмоционально ощущаются намного беднее. Это всё равно, что показать Красную свадьбу или Битву бастардов в пятой или шестой серии — к финалу сезона весь накал сойдёт на нет. То же самое случилось и со вторым томом, «Войной Калибана». Кульминация романа просто не влезла во второй сезон! Похоже, её мы снова увидим где-то в середине грядущего третьего. Удивительно странное решение сразу по двум пунктам. Во-первых, «Война Калибана» структурно очень напоминает «Пробуждение Левиафана»: опять несчастный случай, опять инцидент, вызванной экспериментами с протомолекулой, опять поиски секретной лаборатории... Некоторые сюжетные линии можно было бы без проблем объединить, а отдельные сцены просто выкинуть. Во-вторых, создатели сериала запустили ряд сюжетных линий раньше, чем в книге — это касается событий с марсианкой-солдатом Бобби Драпер и политиком Крисьен Авасаралой. Закономерно, что и закончиться эти сюжетные линии должны были раньше, но вышло ровно наоборот. Актриса Шохре Агдашлу отлично исполнила роль мудрой и хитрой высокопоставленной женщины-политика. Как и в книгах, Авасарала показана хладнокровной, умной и решительной — что, собственно, и соответствует её статусу. А вот детали биографии и мотивацию изменили. В первоисточнике сын Крисьен погиб в результате несчастного случая. В сериале же его застрелили на Земле революционеры с астероидов. Это показывает, ради чего на самом деле Авасарала борется против любых военных конфликтов. Кроме того, этот приём помог сделать сцену допроса астера — обитателя астероидов — более эмоциональной. Выше мы писали, что линию Авасаралы запустили ещё с первого сезона — всё для того, чтобы рассказать зрителю о политической обстановке в Солнечной системе и показать назревающую подковёрную борьбу. Вообще-то пытки гравитацией запрещены, но Авасарала никогда не чуралась жестоких методов Томас Джейн в роли Миллера — это попадание «в десятку», лучшего зрители и желать не могли. В сериале образ детектива почти не отличается от первоисточника. Авторы сериала только добавили несколько дополнительных сцен, в которых показали персонажа более человечным. Вспомните новобранца из Альянса внешних планет (кратко — АВП) Диого Харари, который «хвостиком» бегал за Миллером. Детектив явно вдохновлял парнишку — чего только стоит фраза «Миллер, я делаю это ради тебя!». В серии «В добрый путь» Миллер открывает Диого глаза на АВП и спасает тому жизнь — вот уже чего не ждёшь от чёрствого детектива! А вот Дмитрий Хэвлок, напарник Миллера, получил совершенно иное развитие. В книгах он устроился в зловещую организацию «Протоген», чтобы на какое-то время просто исчезнуть из сюжета. Авторы практически «забывают» о персонаже, пока Миллер не обращается к нему за помощью. Затем Хэвлок снова пропадает из поля зрения. Сериального Дмитрия в какой-то степени тоже «вывели из сюжета» — после стычки с бойцами АВП он надолго оказался на медицинской койке. По законам жанра персонажа должны были убить, но Дмитрий фигурирует в четвёртом томе «Пожар Сиболы». Интересно, а в сериале мы увидим его ещё раз? Увы, Миллер больше не будет ходить по барам и кабакам Удивительно, но в четырех первых романах Кори не углублялся в биографии членов экипажа «Росинанта». Самостоятельные главы есть только у капитана, Джеймса Холдена. Разумеется, его соратники фигурировали в сюжете, но внимания им уделяли не слишком много. В сериале ситуацию исправили: Алекс, Наоми и Эймос получили небольшие сюжетные линии и сцены, раскрывающие их характеры и мотивацию. Например, нам показывают, как пилот Алекс наедине общается с космическим кораблём и относится к нему как к человеку. А Эймос стал ещё более брутальным, хотя порой чересчур вспыльчивым. Актёр Уэс Чэтэм знаком поклонникам космических сериалов по «Звёздному крейсеру „Галактика“» Главное разочарование для всех, кто знаком с книгами. И дело тут не во внешности — хотя в книгах её описывали, как настоящего гиганта и при этом редкую красавицу. В романах сержант Бобби Драпер — хладнокровный и дисциплинированный боец, которая по ходу сюжета приспосабливается к новым условиям и начинает вникать в политические интриги. В сериале марсианку превратили в тупого солдафона, эмоционального и импульсивного. Это совершенно не вяжется с образом персонажа, особенно с её благородными поступками в третьем романе, «Врата Абаддона». Будем надеяться, что мы ещё увидим «правильную» Бобби Драпер — у авторов есть время, чтобы показать развитие персонажа. Пример обратного подхода. В «Войне Калибана» Пракс показан неприметным и тихим героем, который был одержим идеей найти свою дочь — и это, в общем-то, всё, что о нём можно сказать. Но в сериале герой получил неожиданное развитие и стал одним из ключевых героев. Почти самого начала создатели сериала сталкивают Пракса с настоящей трагедией — вспомните, как всех планетян с корабля беженцев просто выкинули в открытый космос. Мы видим, через что пришлось пройти учёному, и понимаем, где он находит в себе силы и дальше искать дочь. «Врата Абаддона», пожалуй, один из самых захватывающих романов цикла. Фрэнк и Абрахам наконец-то показывают, с чем на самом деле столкнулись люди и на что они готовы пойти ради награды. Интересно увидеть, как создатели сериала покажут ряд эффектных сцен: например, «резкое торможение» или погоню на внешнем корпусе космического корабля! Ну и конечно, ждем анонсов об актёрском составе — в сюжете появятся новые герои, которые сыграют немалую роль в назревающем конфликте. Но сперва ждём завершения второго романа — надеемся, создатели не будут тянуть с кульминацией слишком долго. Когда её ждать пока не объявлено. Создатели сериала говорили, что сериал вернётся ориентировочно в начале 2018 года, но пока о дате выхода нет никаких новостей. Самое время обратиться к книгам! #expanse #сериалы #fanzon

Пробуждение Левиафана: как сериал «Пространство» развивает книжный первоисточник
© DTF.RU