Похищенные из музеев экспонаты искать станет проще
За последние 80 лет из российских музеев было украдено 160 тысяч предметов. При этом в реестре похищенных и пропавших ценностей значится всего 20 тысяч из них. Такая разница получилась из-за отсутствия технологических возможностей вести надлежащую проверку. Летописные своды будут доступны онлайн «У нас и сейчас есть реестр похищенных пропавших музейных экспонатов. Там пока значатся 20 тысяч предметов. Это немного, а потому необходимо как можно скорее привлекать новые технологии для общего охвата информации по музейным предметам», — сообщил замминистра культуры Дмитрий Аристархов в Госдуме во время парламентских слушаний «Цифровизация в сфере культуры, законодательство и правоприменительная практика». Аристархов с гордостью рассказал, как Минкультуры пресекает незаконную продажу похищенных в России ценностей. Например, в сентябре 2017 года на антикварном аукционе в Цюрихе вдруг обнаружилось, что продаётся картина Айвазовского, которая была украдена из Дмитровского кремля в 1976 году. Сделка сорвалась, шедевр вернули на родину. left154тысячи произведенийв совокупности представлено онлайн пятью музеями: национальными галереями Шотландии и Швеции, Лувре, музее Прадо и Нью-Йоркском музее современного искусства. Есть у Минкультуры и другие амбициозные цели, например оцифровать все книги, изданные на территории нашего государства со времён Древней Руси. «В рамках создания национальной электронной библиотеки мы считаем, что должны получить в электронном виде все книги и иные прописные издания, которые когда-либо издавались на территории Руси, Российской империи, СССР и современной России на любом языке», — сказал первый замминистра. Он добавил, что в перспективе национальная электронная библиотека — это портал, где можно будет найти любое издание. Ещё одна задача - создание единого российского электронного пространства знаний, где информация будет не только книжная. Культурному неравенству объявлен бой Оцифрованная культура должна быть востребована гражданами, а то государство может потратить много ресурсов зря, заявил вице-спикер Госдумы Пётр Толстой. Например, около 30 процентов пользователей портала Культура.рф сегодня составляют жители Москвы, Подмосковья, Санкт-Петербурга и Ленинградской области, привёл пример депутат. «Таким образом, получается, что замечательный портал, посвящённый значимым событиям и персоналиям в истории литературы, архитектуры, там также можно найти всю информацию об отечественной музыке, кино и театре, народным традициям и памятникам природы, нужен ограниченному кругу людей. Мы с вами можем всё оцифровать, но если это не заинтересует людей, то всё насмарку», — сказал зампред палаты. С ним категорически не согласилась первый зампредседателя думского Комитета по культуре Елена Драпеко. Она заявила, что в регионах у людей есть большая жажда искусства, просто доступа к нему порой нет. «Интернет есть не у всех, и потому прогуляться по знаменитым музеям мира могут немногие, даже онлайн», — высказалась парламентарий. Она не сомневается, что культура сегодня не может существовать без цифровых технологий. Копии картин в 3D формате для экспонирования в отдалённых уголках России, виртуальные музеи и библиотеки, оцифрованные музейные и библиотечные фонды, онлайн-трансляции спектаклей и концертов — лишь малая часть того, что можно сделать при их помощи. «Доступность культурных благ и виртуальные экскурсии — вот о чём нам надо думать. Это, кстати, даст и другие плоды — туризм в России будет развиваться лучше», — добавила Драпеко. А советник Президента РФ по вопросам Интернета Герман Клименко уверен, что России нужно по-настоящему гибкое законодательство в области цифровых технологий и необходимо как можно скорее принимать закон о цифровой экономике. Но развитие цифровых технологий в области культуры при очевидных плюсах, например, исключение бумажной волокиты и предоставление широкому кругу людей доступа к произведениям искусства, несёт в себе ряд опасностей. Например, прямое нарушение авторских прав, считает первый зампредседателя Комитета Госдумы по культуре Ольга Казакова. По её словам, новые технологии могут создать как удобство в сфере культуры, так и большие проблемы. Чтобы их упредить, нужно заранее проработать законодательные инициативы вместе с профессионалами из Роспатента, профильных министерств и ведомств.