Амур и тайны Лаокоона

Массовая проверка произведений искусства музейного хранения идет по всему миру. Причиной тому - подозрения, что половина всех экспонатов - подделки xix века. Началось все гораздо раньше, и один из самых знаменитых фальсификаторов и мастеров по подделке произведений искусства — Микеланджело Буонарроти. Один из величайших мастеров эпохи Возрождения был опытным фальсификатором. Он изготавливал копии, состаривал их и подменял на оригинальные шедевры. Он восхищался произведениями, которые подделывал, и стремился превзойти их в своей работе. Например, изготовил настолько качественную копию гравюры Мартина Шонгауэра, что ее невозможно было отличить от оригинала. В 1496 году молодой Микеланджело по указанию своего работодателя, флорентийца Лоренцо Медичи, скопировал римскую скульптуру спящего Амура (она также известна под названием «Спящий купидон»). Чтобы состарить ее и придать вид антикварной, статую закопали в землю. По свидетельству Паоло Джовио, первого биографа Микеланджело, через какое-то время она была продана кардиналу Рафаэлю Риарио, внучатому племяннику папы Сикста IV и крупному коллекционеру римских древностей за 200 золотых дукатов. Микеланджело получил всего 30 монет. Обнаружив подлог, Риарио обратился к торговцу антиквариатом Бальдассаре дель Миланезе, продавшему ему амура. Тот принял скульптуру обратно и выставил ее на продажу уже как работу Микеланджело, который тогда только входил в моду. Вырученные деньги в полном объеме пришлось вернуть первому покупателю, правда, скульптор и свои 30 золотых не потерял. А вскоре кардинал Риарио стал первым покровителем Микеланджело в Риме, заказав ему еще несколько работ. Амур в итоге достался прелату Чезаре Борджиа. В ХVII веке статуя попала в Англию, и там ее следы теряются. Но похожая хранится в Турине, хотя и считается подделкой,что придает ей особую пикантность.Да, именно изготовление копий принесло Микеланджело первую известность и положило начало его головокружительной карьере. Микеланджело поставил скульптурные мистификации на поток. Он закупал мрамор в огромных количествах, но на что он уходил — современники долго не понимали. Микеланджело делал копии древнеримских работ. И это даже помогало ему в карьере, поскольку в те времена отношение к подделкам отличалось от нынешнего. Эта работа показала технические навыки и продемонстрировала творческий гений, соперничающий с мастерством римлян. Биограф Джорджо Вазари отмечал: «Он подделывал рисунки старых мастеров так искусно, что копии были неотличимы от оригиналов, он коптил и тонировал бумагу, чтобы состарить ее. У него была возможность взять оригинал и подменить его копией». Известная скульптура «Лаокоон и его сыновья», авторство которой приписывали родосским скульпторам Агесандру, Полидору и Афинодору, возможно, тоже была «жертвой» Микеланджело. Предположение о том, что скульптурная группа может быть подделкой Микеланджело, высказала еще в 2005 году исследовательница Линн Каттерсон, которая ссылается на то, что скульптор был в числе первых, кто оказался на месте обнаружения, и был одним из тех, кто ее идентифицировал. «Лаокоона» прославляли за античное, не христианско-мученическое изображение страдания, за которым не сквозит загробное воздаяние. «Лаокоон и его сыновья» — несомненный шедевр, о нем знали из текстов древнеримского автора-эрудита Плиния Старшего, автора знаменитой «Естественной истории». Это он указал в качестве авторов трех родосских скульпторов. Причем Плиний мог видеть только мраморную копию с бронзового оригинала, который не сохранился. Но мраморную копию постигла судьба оригинала, она была утрачена при невыясненных обстоятельствах. И вдруг в 1506 году всю просвещенную Европу потрясло известие о том, что шедевр найден в подземной пещере под одним из семи холмов, на которых раскинулся Рим. Папа Римский Юлий II немедленно отрядил двоих доверенных людей осмотреть находку. Одним из них был скульптор Микеланджело Буонарроти... Вскоре скульптура была перевезена во дворец Бельведер, где ее установили в специальной нише. Впоследствии «Лаокоон» породил целую моду в скульптуре на изображение человеческих фигур, закрученных в вихреобразном движении. И только потом выяснилось, что «Лаокоон» не очень-то подпадает под описания Плиния. Например, находка была сделана из двух кусков мрамора, тогда как Плиний описывал один... Незадолго до своей смерти, в 1564 году, Микеланджело Буонарроти сжег весь свой архив. Многие считали, что он сделал это для того, чтобы секреты его искусства ушли вместе с ним. Или он скрывал факты фальсификации?

Амур и тайны Лаокоона
© Вечерняя Москва