Чартово время
Sobesednik.ru побывал на очередной церемонии вручения рок-музыкальной премии «Чартова дюжина». Это поп-премий в России хоть этой самой попой ешь, а рок-награда одна. В минувший четверг в Москве вручали «Чартову дюжину». Когда-то жанр был голосом поколения, но продолжает сдуваться до локальной субкультуры или превращаться в музейный экспонат. «Это «Совок» На «Чартовой дюжине» всем рулит «Наше радио». Название хит-парада этой радиостанции, когда-то созданной Михаилом Козыревым (ныне он рубит правду-матку в фейсбуке и на «Дожде»), и дало название премии. С козыревских времен много воды утекло. Формат смещается в сторону поп-музыки (при этом, что совсем печально, здешние группы часто на голову проигрывают всяким «виаграм» и «блестящим») или рэпа. Но на эту «Дюжину» удалось рекрутировать максимально достойный рок-состав из «стареньких» и «новеньких» – от «ДДТ» и «Машины времени» до «25/17» и Loun’ы. Пусть они больше не армада, но бой дают пока еще достойный. Дрейфует и растворяется не только музыка, но и эстетика. Фаны прислушиваются к просьбам не жечь в помещении файеры, много внимания уделяется благотворительным фондам. Все это правильно, но… должен ли быть правильным рок? «Чартова дюжина» впервые за 11 лет решилась расстелить красную дорожку. Тоже показатель. Пришедшие кинозвезды – Мерзликин с семьей, актеры из «Движения вверх» и т.д. – смотрелись на ней привычно гламурно, рокеры – не очень, панки предусмотрительно вообще не вышли. Адекватен ситуации был только шоумен Александр Пушной, заявивший, что «сегодня здесь будет не только красная, но и белая дорожка», намекая на место кокаина в рок-культуре. Но и эта шутка устарела: современный рокер – он не только с пониманием относится к тому, что Минобороны может быть спонсором рок-фестиваля, но и за здоровый образ жизни. Остался Шнур, но Шнур, как точно мне сказал тот же Пушной, просто научился конвертировать кабацкий драйв в коммерческий продукт. Александр Пушной // Фото: Андрей Струнин / «Собеседник» Кстати, о кокаине. Найк Борзов – музыкант скорее уже старой рокерской закалки – вышел на сцену, забыв, что шоу снимают для ТВ, и в своем хите про маленькую лошадку пропел запрещенное слово «кокаин», которое на радио давно уже «затирают». Потом опомнился и исправился. Борзов – пионер среди творцов, пострадавших от государственно-воспитательного маразма, цветущего ныне в России пышным цветом. 17 лет назад его песню «Три слова» в течение двух часов разбирали депутаты Госдумы, усмотрев в ней пропаганду неправильного образа жизни. Про наркотики там, кстати, ничего нет. – Да, я вижу, что сейчас происходит. Это «Совок», – сказал мне за кулисами флегматичный Найк. – Возвращение к временам, когда всё запрещали и люди слушали музыку на виниловых «ребрах» (советские умельцы делали пластинки кустарным способом на рентгеновских снимках. – К. Б.), сажали за обмен валюты. Не самая прикольная история. А цензура должна быть внутри каждого человека. «Вадим Самойлов/Агата Кристи» – именно так был обозначен на афише музпроект одного из братьев – основателей легендарной группы. Не того, который остался в протестном и панковском угаре и с туманом в глазах (это Глеб), а того, который сотрудничал с серым кардиналом Кремля Владиславом Сурковым и теперь выглядит респектабельно, как раз в стиле ЗОЖ. «Агата Кристи» распалась в 2010-м. Глеб уже судился с братом по финансовым и авторским вопросам. Будет ли он оспаривать корректность того, что проект Вадима представлен под брендом «Агата Кристи», неизвестно. Самойлов спел «Сказочную тайгу», «Ковер-вертолет», отметив таким образом 30-летие «Агаты», и свой сингл «Где-то между». «Трусоваты братцы!» А вот «Машине времени» в следующем году исполнится – страшно сказать – 50 лет! Макаревич жжет, машет руками, безропотно поет вечный «Поворот», зал подпевает многотысячным хором. Пойманный мною в районе красной дорожки басист Александр Кутиков сказал, что «до 50 нужно еще дожить», но намекнул, что отмечать будут. Концертами. Хотят придумать что-то необычное. Не так давно группа вернулась из тура по Украине. – Ничего такого, что отличало бы наши российские концерты от концертов в Украине или в любой другой стране, нет. Атмосфера везде очень доброжелательная, – заверил Кутиков. А про русский рок изрек следующее: – Не происходит неожиданностей, явлений. Люди стали лучше владеть инструментами, но хуже креативить. Видимо, боятся затрагивать серьезные социальные и идеологические вопросы в текстах, которые рок-н-ролл всегда затрагивал. Трусоваты братцы! «Машина времени»: Андрей Макаревич и Александр Кутиков// Фото: Андрей Струнин / «Собеседник» Ловлю Лусинэ Геворкян, солистку молодой группы Louna, пытающейся жечь на поляне жесткого рока. Хлесткие тексты про Вавилон нашей эры, мировой Армагеддон и усыпление нынешней России – все это пишет Лусинэ, которую признали солисткой года. Ретранслирую ей мнение Кутикова. – А я согласна. Мы одни остались и еще группа «Порнофильмы» (о том, как эту команду запрещали чиновники во Владимирской области, «Собеседник» недавно подробно рассказывал. – К. Б.). Люди устали из года в год, из века в век бороться за одну и ту же идею и не получать отдачи от большинства слушателей. – За какую идею? – Ну хотя бы за мир во всем мире. За справедливость. – Вы отдачи не чувствуете? – Чувствуем. Но ее недостаточно, чтобы действительно поменять мир. Если уж молодые ощущают усталость и аморфность общества, что говорить о динозаврах? От Юрия Шевчука, когда-то спорившего с Путиным о свободе, уже давно не слышно даже абстрактных антивоенных речей. После Крыма – как отрезало. «Старая песня», «Еще одна старенькая», «И еще одна», «Спасибо, друзья» – вот и все, что сказал некогда главный рок-спикер со сцены «Чартовой дюжины». Юрий Шевчук и Алена Романова (бэк-вокалистка ДДТ)// Фото: Андрей Струнин / «Собеседник» Зато на церемонии искупали в наградах актеров фильма «Движение вверх». Опять же все понятно: российское кино делает очевидные успехи, но «Движение вверх» – это если и рок-н-ролл, то очень уж официальный. По духу оно скорее напористый военный марш. Иван Охлобыстин пришел поболеть за группу «План Ломоносова», в которой солирует «его интерн Лобанов» (актер Александр Ильин), и за собственную дочь Варвару, спевшую с Сергеем Галаниным «Мы забьем на войну». – Неужели и вы не чувствуете в молодых драйва тушинских пацанов? – терзаю Иван Иваныча, памятуя, как он гордится безбашенной московской молодостью. – Нет, – отвечает уныло. – Но их нельзя в этом винить. Мы были детьми тектонического раскола. Голыми ногами на лаве стояли. Нынешние исполнители более эстетизированы. Это тоже неплохо. Они формировались в кислые нулевые, когда все занимались биржевыми манипуляциями и ловили покемонов. Родись мы в это время, и мы бы ловили. Они органично оформляют ранее наработанное. Вон «Кукушку» кто только не спел! Если брать ТОТ рок, в сравнении с ним ныне, конечно, звонкая тишина. Иван Охлобыстин // Фото: Андрей Струнин / «Собеседник» Звонкую тишину пытаются растрясти чем возможно. Церемония началась с выступления… Владимира Высоцкого в сопровождении оркестра «Глобалис». Голограмма, вырезанная из записи его концерта (песня «Охота на волков»), создавала эффект живого присутствия Владимира Семеновича, которому и в более застойную пору было что сказать. Выходит, прошлым живут не только те, кто соскучился по всесоюзным демонстрациям во славу спорта, балета и космоса, но и бунтари. Лауреаты: Группа. «Ленинград» Альбом. «25/17» – «Ева едет в Вавилон» Клип. «Ленинград» – «Вояж» Концерт. «Би-2» – 25 ноября 2017 г., Ледовый дворец Солист. Дмитрий Ревякин («Калинов мост») Солистка. Лусинэ Геворкян (Louna) Дуэт. «Би-2» и Oxxxymiron – «Пора возвращаться домой» Взлом. «План Ломоносова» Лидер чарта. «ДДТ» – «Любовь не пропала»