Главный художник Гжельского фарфорового завода: «Мы возродили цветную гжель»
Весенняя фантазия» пройдет в московском «Экспоцентре» с 28 февраля по 4 марта 2018 года. Без «синеокой» гжели – одного из главных брендов Подмосковья и всей страны – ярмарку народных промыслов представить сложно. Продукция гжельских фарфоровых заводов традиционно занимает на «Ладье» одно из центральных мест и привлекает посетителей. О первом «пиарщике» промысла, цветной гжели и сотрудничестве с дизайнерами в интервью РИАМО рассказал главный художник Гжельского фарфорового завода Сергей Симонов. - Сергей Михайлович, в прошлом году одно из предприятий Гжели выпустило фигурку главного мема 2017 года – Ждуна. Что-то подобное выпускается на вашем заводе? Как вы относитесь к таким смелым инициативам? - Ждун – это монстр, которого сделали в Голландии. Я понимаю, почему такой уродский образ стал популярен, ведь ждать в очереди – это ужасное состояние, под стать этому образу. Но сам по себе этот образ очень страшненький, и ничего позитивного не предполагает. И он не наш, не гжельский. Сейчас «эпоха Ждунов» у нас в Гжели, слава богу, закончилась. Его многие размножали в Гжели, но со временем образ девальвировал, чемe я рад. - А что выпускает ваш завод, какие ваши главные образы? - На нашем заводе сейчас выпускается около 700 наименований изделий, 70% которых являются предметами признанного художественного достоинства. Ассортимент очень широкий. У нас, как и во всех традиционных гжельских сюжетах, в основном родное Подмосковье. Посмотришь: лубочная картинка, парень с девушкой, а на заднем плане деревенские домики и лес. В росписи у нас преобладают традиционные гжельские цветы, птицы. Бывают и экзотические сюжеты, и львы, и слоны. Но мы стараемся, чтобы декор и роспись были ориентированы на народные художественные традиции. - А какой сейчас главный сувенир Гжельского завода? - К Новому году мы делали целую серию Снеговиков. Снеговик – очень русский образ. Снежная баба и снежный мужик – это наша благодатная тема. К тому же он очень попадает в тему Нового года и всех зимних праздников. У нас был и снеговик-мастер, и снеговик с гармошкой, и с гитарой, и снеговик-художник, и снеговик с детскими игрушками. Мы выбрали такой позитивный образ, который очень легко воспринимается нашим народом. - Как часто обновляется ваш ассортимент? Чем вы удивляется любителей промысла? - Ассортимент приходится обновлять постоянно, чтобы подогревать к себе интерес, чтобы нас не забывали. Новое направление последних лет – это цветная гжель, где мы вводим цветные подглазурные краски. Если мы оглянемся в прошлое, то вспомним, что исторически гжель не была бело-синей, а была цветной. За все время развития промысла, а мы ведем отсчет с 1818 года, когда здесь появилось первое предприятие семьи промышленников Кузнецовых, гжель неоднократно меняла свой облик. Когда-то была майолика, потом появился фаянс, потом фарфор. При этом менялся не только материал, но и стиль гжели. В петровские времена все было бело-синим в стиле голландских изразцов. Потом, до революции, гжельская роспись была цветной. Узнаваемый нам стиль гжель приобрела только после Великой Отечественной войны, в 40-е годы, когда правительство поставило задачу добиться высоких художественных образов минимальными средствами. Тогда и решили использовать кобальт. Кобальтовая роспись не требует больших затрат, потому что все пишется одной краской, минуя один технологический процесс – дополнительный обжиг, все делается всего в два обжига. Как у нас говорили в 90-е – только ленивый не занимается гжелью, потому что это не так сложно. - А что такое роспись подглазурными красками? - Это довольно сложная технология, но мы сумели ее восстановить. Мы все делаем по собственным рецептам, с импортными цветными наполнителями и специальными добавками, которые предотвращают выгорание и закипание красок. Цветная подглазурная технология – это очень сложно, ведь чтобы краски оказались под глазурью, надо при обжиге, при высокой температуре не допустить закипания и выгорания краски. Мы этим начали заниматься еще в 2005 году и постепенно довели технологию полихромной подглазурной росписи до максимальной выразительности. Надеюсь, что это будет новый виток в развитии гжельского искусства. - Что у вас сейчас в производстве из цветной гжели? - Это очень трудоемкий процесс, и не все наши мастера владеют технологией. Поэтому цветных изделий пока не так много. К Масленице молодая художница Юлиана Косихина расписывала очень красивые блинницы с котом на крышке. Еще у нас были цветные Снеговики, цветные Деды Морозы и Снегурочки. К Пасхе Елена Ванюшкина расписывает яйца с ликами святых. Это очень кропотливый труд. Еще будут небольшие цветные фигурки – курочки, котики, совы. Мы будем расширять этот сегмент, чтобы он стал по-настоящему традиционным, и чтобы потребитель привыкал, что мы можем и то, и другое. - Гжельский фарфоровый завод привлекает дизайнеров для разработки новых форм? - Да, у нас есть опыт сотрудничества с известными российскими дизайнерами: Дианой Балашовой, Сергеем Сысоевым, Евой Бергман, Элиной Туктамишевой. Для одного проекта Диана Балашова предложила нам соединить наших сувенирных осетров и блюда – так родились дизайнерские блюда «Астрахань» с осетрами. В сотрудничестве с тем же дизайнером родились блюда «Клавдия» с облаком и птицей. Это уже совсем не похоже на традиционную гжель, но запрос на эти изделия есть, и мы продолжаем их выпускать. Некоторые люди не просто хотят приобрести какой-то предмет, а непременно дизайнерскую вещь, имеющую такие геометрические формы, которые удачно вписываются в современный интерьер, в тот же хай-тек. - Вы застали «золотой век» развития промысла, когда гжель была модной и востребованной. Расскажите немного о том времени! - Гжель стала очень модной к 70-м годам прошлого века. Как-то гжельскую посуду впервые показали в передаче «Кинопанорама», которую вел Эльдар Рязанов. В 1974 году, когда я еще был мальчишкой, я увидел эту передачу. Была встреча Рязанова со знаменитым японским кинорежиссером Акирой Куросавой. В конце переда6и Рязанов достает коробку, вытаскивает из нее гжельский самовар и дарит Куросаве. Куросава берет его неосторожно, и маленький чайничек, который стоял на самоваре, падает на стол и разбивается. А Рязанов говорит: «Ну, ничего, мы вам из Гжели новый чайничек привезем!» Это был первый случай, когда на телевидении упомянули гжель, и с этого момента она становится очень популярной. В 80-х Гжель уже выпускала олимпийских медведей, сувенирную продукцию к Всемирному фестивалю молодежи и студентов 1985 года, призы к хоккейным турнирам разных лет. Я как раз стал автором снеговика, который был главным призом хоккейного турнира «Приз газеты Известия» с 1985 года, мы делали его до 1991 года. Такой снеговик есть у всех наших ведущих хоккеистов – и у Владислава Третьяка, у Вячеслава Фетисова и у знаменитого спортивного комментатора Николая Озерова. Гжель часто навещали знаменитости – давала концерты Надежда Бабкина, Вячеслав Малежик, Юрий Лоза, Андрей Макаревич, Борис Гребенщиков приезжал раза три. Юрий Никулин нас очень любил и часто приезжал. Сейчас флагманский магазин нашего завода находится на улице Пятницкая 10, стр.1. Магазин получился хороший – в стилистике старого фарфорового магазина Кузнецовых, который был на Мясницкой. Ежедневно его посещает множество людей, в том числе и иностранных туристов. - Расскажите о ваших мастерах-художниках – кто они? Много ли молодежи работает на предприятии? - В нашем коллективе около 50 художников, и молодежь среди них есть. Приятно, что некоторые молодые сотрудники – это мои ученики, которым я давал уроки в художественной школе. Среди них Мария Калигина – молодой художник, ее папа работал обжигальщиком. Многие из наших художников закончили Гжельский художественно-промышленный колледж и Гжельский государственный университет. - Какая-то работа ведется в Раменском районе, чтобы местная молодежь шла на промысел? - Нет, это раньше мы ходили по школам, передавали традиции, сейчас такого нет. Но это все обязательно надо возрождать. Мы понимаем, что в сегменте нашей экономики народные промыслы занимают очень незначительное место, и мы не приносим больших налоговых поступлений. Но мы – культурное достояние, которое несет в себе все национальные культурные коды. - Кто работает на вашем заводе, это во основном местные жители? - Да, в основном на заводе работают мастера, которые живут неподалеку – гжельские, раменские, жуковские. Художники заканчивали разные колледжи и институты, многие закончили местный Гжельский художественно-промышленный колледж и университет. - Каковы условия работы и зарплаты на заводе? - Условия работы на заводе хорошие, к нуждам сотрудников руководство относится с пониманием. Наше производство подстроено под ритм жизни. С утра всем надо отвезти детей в садики и школы, у кого-то есть корова или коза, которую утром надо вывести и подоить, и почти у всех сотрудников есть огороды. Весна начнется – все начнут сажать картошку и другие культуры, поэтому у нас сельская жизнь встроена в график работы. Для области у нас зарабатывают очень даже неплохо. Мы подняли зарплату оправщикам, чтобы поднять престиж этой профессии и тем самым вовлекли большую группу молодежи. У нас оплачиваются все отпуска, больничные, декретные, зарплата – белая. - А что сейчас происходит на других предприятиях Гжели? Сколько крупных производителей осталось? - Наше предприятие - «Гжельский фарфоровый завод» - на сегодняшний день самым крупным по объемам выпуска продукции и количеству сотрудников. Есть еще три крупных производства, которые находятся в нашей местности и выпускают продукцию под брендом «Гжель». Это завод «Галактика», предприятие «Синь России» (теперь это – ООО «Гжельский завод художественной росписи») и ЗАО «Объединение Гжель». В нашем промысле есть и маленькие кустари-одиночки, которые работают в селе Речицы. - Какой продукции в вашем ассортименте больше всего? - Наши вещи удобные, утилитарные, имеют хорошую эргономику. Егорьевское шоссе – это направление, по которому с весны до поздней осени все едут на дачи. Поэтому мы выпускаем салатники, тарелки и много другой посуды. Мы – самое большое предприятие, которое делает посудную группу. Тарелки кроме нас не делает никто в Гжели. У нас есть тарелки и для супа, и плоские подтарельницы, и супницы. Наше второе крупное направление – сувенирная продукция. Это всевозможные фигурки, часы, штофы. - Чем вы порадуете посетителей весенней ярмарки «Ладья»? - На «Ладью» мы повезем пасхальные яйца, штофы, конфетницы, фруктовницы, салатники, разнообразные тарелки, чайные сервизы, вазы. Все это для нас классика жанра. По опыту знаем, что на ярмарках очень хорошо берут фигурки. Ведь кто-то не может купить большое изделие, но охотно берет сувенир. Самое ходовое на ярмарках всегда – это чайная пара, а из сувениров – курочки и петушки.