Ещё
"Неделю ходила обнаженной"
"Неделю ходила обнаженной"
Сериалы
"Богомолов нюх потерял"
"Богомолов нюх потерял"
Сериалы
Стивен Кинг высказался против жюри «Оскара»
Стивен Кинг высказался против жюри «Оскара»
Фильмы
11 искусственных женщин в кино
11 искусственных женщин в кино
Фильмы

Главный художник Гжельского фарфорового завода: «Мы возродили цветную гжель» 

Главный художник Гжельского фарфорового завода: «Мы возродили цветную гжель»
Фото: РИАМО
Весенняя фантазия» пройдет в московском «Экспоцентре» с 28 февраля по 4 марта 2018 года. Без «синеокой» гжели — одного из главных брендов Подмосковья и всей страны — ярмарку народных промыслов представить сложно. Продукция гжельских фарфоровых заводов традиционно занимает на «Ладье» одно из центральных мест и привлекает посетителей. О первом «пиарщике» промысла, цветной гжели и сотрудничестве с дизайнерами в интервью РИАМО рассказал главный художник Гжельского фарфорового завода .
— Сергей Михайлович, в прошлом году одно из предприятий Гжели выпустило фигурку главного мема 2017 года — Ждуна. Что-то подобное выпускается на вашем заводе? Как вы относитесь к таким смелым инициативам?
— Ждун — это монстр, которого сделали в Голландии. Я понимаю, почему такой уродский образ стал популярен, ведь ждать в очереди — это ужасное состояние, под стать этому образу. Но сам по себе этот образ очень страшненький, и ничего позитивного не предполагает. И он не наш, не гжельский. Сейчас «эпоха Ждунов» у нас в Гжели, слава богу, закончилась. Его многие размножали в Гжели, но со временем образ девальвировал, чемe я рад.
— А что выпускает ваш завод, какие ваши главные образы?
— На нашем заводе сейчас выпускается около 700 наименований изделий, 70% которых являются предметами признанного художественного достоинства. Ассортимент очень широкий. У нас, как и во всех традиционных гжельских сюжетах, в основном родное Подмосковье. Посмотришь: лубочная картинка, парень с девушкой, а на заднем плане деревенские домики и лес. В росписи у нас преобладают традиционные гжельские цветы, птицы. Бывают и экзотические сюжеты, и львы, и слоны. Но мы стараемся, чтобы декор и роспись были ориентированы на народные художественные традиции.
— А какой сейчас главный сувенир Гжельского завода?
— К Новому году мы делали целую серию Снеговиков. Снеговик — очень русский образ. Снежная баба и снежный мужик — это наша благодатная тема. К тому же он очень попадает в тему Нового года и всех зимних праздников. У нас был и снеговик-мастер, и снеговик с гармошкой, и с гитарой, и снеговик-художник, и снеговик с детскими игрушками. Мы выбрали такой позитивный образ, который очень легко воспринимается нашим народом.
— Как часто обновляется ваш ассортимент? Чем вы удивляется любителей промысла?
— Ассортимент приходится обновлять постоянно, чтобы подогревать к себе интерес, чтобы нас не забывали. Новое направление последних лет — это цветная гжель, где мы вводим цветные подглазурные краски.
Если мы оглянемся в прошлое, то вспомним, что исторически гжель не была бело-синей, а была цветной. За все время развития промысла, а мы ведем отсчет с 1818 года, когда здесь появилось первое предприятие семьи промышленников Кузнецовых, гжель неоднократно меняла свой облик. Когда-то была майолика, потом появился фаянс, потом фарфор. При этом менялся не только материал, но и стиль гжели. В петровские времена все было бело-синим в стиле голландских изразцов. Потом, до революции, гжельская роспись была цветной.
Узнаваемый нам стиль гжель приобрела только после Великой Отечественной войны, в 40-е годы, когда правительство поставило задачу добиться высоких художественных образов минимальными средствами. Тогда и решили использовать кобальт. Кобальтовая роспись не требует больших затрат, потому что все пишется одной краской, минуя один технологический процесс — дополнительный обжиг, все делается всего в два обжига. Как у нас говорили в 90-е — только ленивый не занимается гжелью, потому что это не так сложно.
— А что такое роспись подглазурными красками?
— Это довольно сложная технология, но мы сумели ее восстановить. Мы все делаем по собственным рецептам, с импортными цветными наполнителями и специальными добавками, которые предотвращают выгорание и закипание красок. Цветная подглазурная технология — это очень сложно, ведь чтобы краски оказались под глазурью, надо при обжиге, при высокой температуре не допустить закипания и выгорания краски. Мы этим начали заниматься еще в 2005 году и постепенно довели технологию полихромной подглазурной росписи до максимальной выразительности. Надеюсь, что это будет новый виток в развитии гжельского искусства.
— Что у вас сейчас в производстве из цветной гжели?
— Это очень трудоемкий процесс, и не все наши мастера владеют технологией. Поэтому цветных изделий пока не так много. К Масленице молодая художница Юлиана Косихина расписывала очень красивые блинницы с котом на крышке. Еще у нас были цветные Снеговики, цветные Деды Морозы и Снегурочки. К Пасхе расписывает яйца с ликами святых. Это очень кропотливый труд. Еще будут небольшие цветные фигурки — курочки, котики, совы. Мы будем расширять этот сегмент, чтобы он стал по-настоящему традиционным, и чтобы потребитель привыкал, что мы можем и то, и другое.
— Гжельский фарфоровый завод привлекает дизайнеров для разработки новых форм?
— Да, у нас есть опыт сотрудничества с известными российскими дизайнерами: Дианой Балашовой, , Евой Бергман, Элиной Туктамишевой. Для одного проекта Диана Балашова предложила нам соединить наших сувенирных осетров и блюда — так родились дизайнерские блюда «Астрахань» с осетрами. В сотрудничестве с тем же дизайнером родились блюда «Клавдия» с облаком и птицей. Это уже совсем не похоже на традиционную гжель, но запрос на эти изделия есть, и мы продолжаем их выпускать. Некоторые люди не просто хотят приобрести какой-то предмет, а непременно дизайнерскую вещь, имеющую такие геометрические формы, которые удачно вписываются в современный интерьер, в тот же хай-тек.
— Вы застали «золотой век» развития промысла, когда гжель была модной и востребованной. Расскажите немного о том времени!
— Гжель стала очень модной к 70-м годам прошлого века. Как-то гжельскую посуду впервые показали в передаче «Кинопанорама», которую вел . В 1974 году, когда я еще был мальчишкой, я увидел эту передачу. Была встреча Рязанова со знаменитым японским кинорежиссером . В конце переда6и Рязанов достает коробку, вытаскивает из нее гжельский самовар и дарит Куросаве.
Куросава берет его неосторожно, и маленький чайничек, который стоял на самоваре, падает на стол и разбивается. А Рязанов говорит: «Ну, ничего, мы вам из Гжели новый чайничек привезем!»
Это был первый случай, когда на телевидении упомянули гжель, и с этого момента она становится очень популярной. В 80-х Гжель уже выпускала олимпийских медведей, сувенирную продукцию к Всемирному фестивалю молодежи и студентов 1985 года, призы к хоккейным турнирам разных лет.
Я как раз стал автором снеговика, который был главным призом хоккейного турнира «Приз газеты Известия» с 1985 года, мы делали его до 1991 года. Такой снеговик есть у всех наших ведущих хоккеистов — и у , у  и у знаменитого спортивного комментатора .
Гжель часто навещали знаменитости — давала концерты , , , , приезжал раза три. нас очень любил и часто приезжал. Сейчас флагманский магазин нашего завода находится на улице Пятницкая 10, стр.1. Магазин получился хороший — в стилистике старого фарфорового магазина Кузнецовых, который был на Мясницкой. Ежедневно его посещает множество людей, в том числе и иностранных туристов.
— Расскажите о ваших мастерах-художниках — кто они? Много ли молодежи работает на предприятии?
— В нашем коллективе около 50 художников, и молодежь среди них есть. Приятно, что некоторые молодые сотрудники — это мои ученики, которым я давал уроки в художественной школе. Среди них Мария Калигина — молодой художник, ее папа работал обжигальщиком. Многие из наших художников закончили Гжельский художественно-промышленный колледж и Гжельский государственный университет.
— Какая-то работа ведется в Раменском районе, чтобы местная молодежь шла на промысел?
— Нет, это раньше мы ходили по школам, передавали традиции, сейчас такого нет. Но это все обязательно надо возрождать. Мы понимаем, что в сегменте нашей экономики народные промыслы занимают очень незначительное место, и мы не приносим больших налоговых поступлений. Но мы — культурное достояние, которое несет в себе все национальные культурные коды.
— Кто работает на вашем заводе, это во основном местные жители?
— Да, в основном на заводе работают мастера, которые живут неподалеку — гжельские, раменские, жуковские. Художники заканчивали разные колледжи и институты, многие закончили местный Гжельский художественно-промышленный колледж и университет.
— Каковы условия работы и зарплаты на заводе?
— Условия работы на заводе хорошие, к нуждам сотрудников руководство относится с пониманием. Наше производство подстроено под ритм жизни. С утра всем надо отвезти детей в садики и школы, у кого-то есть корова или коза, которую утром надо вывести и подоить, и почти у всех сотрудников есть огороды. Весна начнется — все начнут сажать картошку и другие культуры, поэтому у нас сельская жизнь встроена в график работы.
Для области у нас зарабатывают очень даже неплохо. Мы подняли зарплату оправщикам, чтобы поднять престиж этой профессии и тем самым вовлекли большую группу молодежи. У нас оплачиваются все отпуска, больничные, декретные, зарплата — белая.
— А что сейчас происходит на других предприятиях Гжели? Сколько крупных производителей осталось?
— Наше предприятие — «Гжельский фарфоровый завод» — на сегодняшний день самым крупным по объемам выпуска продукции и количеству сотрудников. Есть еще три крупных производства, которые находятся в нашей местности и выпускают продукцию под брендом «Гжель». Это завод «Галактика», предприятие «Синь России» (теперь это — ООО «Гжельский завод художественной росписи») и ЗАО «Объединение Гжель». В нашем промысле есть и маленькие кустари-одиночки, которые работают в селе Речицы.
— Какой продукции в вашем ассортименте больше всего?
— Наши вещи удобные, утилитарные, имеют хорошую эргономику. Егорьевское шоссе — это направление, по которому с весны до поздней осени все едут на дачи. Поэтому мы выпускаем салатники, тарелки и много другой посуды. Мы — самое большое предприятие, которое делает посудную группу. Тарелки кроме нас не делает никто в Гжели. У нас есть тарелки и для супа, и плоские подтарельницы, и супницы. Наше второе крупное направление — сувенирная продукция. Это всевозможные фигурки, часы, штофы.
— Чем вы порадуете посетителей весенней ярмарки «Ладья»?
— На «Ладью» мы повезем пасхальные яйца, штофы, конфетницы, фруктовницы, салатники, разнообразные тарелки, чайные сервизы, вазы. Все это для нас классика жанра. По опыту знаем, что на ярмарках очень хорошо берут фигурки. Ведь кто-то не может купить большое изделие, но охотно берет сувенир. Самое ходовое на ярмарках всегда — это чайная пара, а из сувениров — курочки и петушки.
Видео дня. Как сложилась судьба юного актера—«нахаленка»
Комментарии
Читайте также
Новости партнеров
Новости партнеров
Больше видео