Отечественный кинематограф продолжает разрабатывать жанр спортивной драмы – в прокат выходит «Со дна вершины» Тамары Цоцория, основанная на реальных событиях драма о горнолыжнике, в несчастном случае потерявшего ноги, но отказавшегося сдаваться. Редкий для подобного кино случай – здесь совсем нет натужного патриотизма. Для Алексея Царева (Павел Шевандо) не существует второго места. Ни в учебе – где он служит примером всем остальным ученикам выпускного класса старшей школы в Апатитах. Ни в спорте – где Леша делает большие успехи в горных лыжах и вот-вот отберется на чемпионат России. Ни в любви – а вот тут уже есть загвоздка: если на трассе своего лучшего друга Костю Королькова (Константин Белошапка) Царев превосходит более-менее всегда, то в гонке за сердце одноклассницы Лины (Ксения Кузнецова) пацаны идут ноздря в ноздрю. Определиться девушка обещает на выпускном бале – кого позовет на белый танец, тот и заслужит заветный статус ее бойфренда. Вот только до выпускного еще далеко – а для Царева, которого все друзья зовут просто Царь, дорога окажется и вовсе длиною в жизнь. Причем удлинит ее именно неразрешенный характер отношений в любовном треугольнике между ним, Линой и Костей – и невыносимость ожидания до принятия девушкой решения. Не сговариваясь, Костя и Леша позовут Лину замуж – причем Царь сделает это прямо на фуникулере, ведущем на вершину горы и лыжной трассы. Пока девушка будет думать, как отбиться от необходимости дать ответ, цепочка случайностей – остановленный Костей в приступе ревности фуникулер, взрыв лешиных чувств, его показушный заход на трос канатной дороги в ответ на оскорбительное «балабол» из уст Лины – приведет к трагедии: Царь сорвется и серьезно поранит при падении ноги. Дальше события будут развиваться еще стремительнее: операция, рейс в Германию, гангрена и ампутация – причем обеих конечностей. Что может быть хуже для спортсмена? И вот уже Леша, отгоняя мысли о самоубийстве, проходит реабилитацию в немецкой клинике – в то время, как всегда уступавший ему на трассе Костя побеждает на чемпионате России, да еще и сопровождаемый, кажется, определившейся наконец с предпочтениями Линой. Куда «Со дна вершины», проект, который режиссер и продюсер Тамара Цоцория лелеяла на протяжении пяти лет, двинет дальше, должно быть более-менее очевидно всем, кто хоть сколько-то знаком с жанром спортивной драмы. Такое кино – по крайней мере, в своем массовом, зрительском изводе – почти всегда подразумевает историю персонального преодоления, восстания пристыженного жизнью и профессией героя из пепла – причем восстания, преисполненного эмоционального пафоса. Так что, конечно, Лешу Царева еще ждет перемена участи – если, конечно, он последует совету отца-геолога (Владимир Вдовиченков) и откажется сдаваться, а уж тем более погружаться в бездну жалости к самому себе (тем более, что у Царева есть реальный прототип – горнолыжник Алексей Мошкин, который потерял обе ноги, попав под поезд, но вернулся в спорт и выиграл Паралимпиаду). Ключевой для спортивных фильмов вопрос, впрочем, заключается не в траектории драматичного пути персонажей как таковой, а в ее деталях – и в том, куда авторы в итоге направляют сгенерированный сюжетом заряд духоподъемного пафоса. Российское кино навострилось с его помощью провоцировать у зрителей прилив патриотического духа – подход, который работает без дидактической пошлости только в самых серьезных и масштабных образцах жанра, и только при наличии реальных спортивных побед прошлого в центре сюжета (как в «Движении вверх» или «Легенде №17»). К чести авторов «Со дна вершины» соблазна пойти в эту сторону они избегают – в этом кино совсем нет натужного патриотизма (не раздражает даже упоминание санкций комментирующим финальную гонку паралимпийцев Георгием Черданцевым). Более того, в «Со дна вершины» минимум спорта как такового – фильм не спешит спекулировать успехами своего героя, вместо этого большую часть экранного времени посвящая его невозможно трудному возвращению на лыжи: отчаянию после потери ног, медленному смирению с бедой, попыткам приспособиться к жизни на протезах и отношениях с родителями, тренером (Сергей Никоненко), друзьями и возлюбленной. В этом смысле «Со дна вершины» получается куда более правильным спортивным кино, чем очередная история какого-нибудь давнего успеха советских атлетов – фокус фильма Цоцории наведен не на победу, а на такой неотъемлемый элемент спортивной жизни, как травмы, часто и без таких драматических обстоятельств, как в истории Царева, ломающие судьбы и карьеры. Спорт всегда требует почти бесчеловечных жертв, намекает «Со дна вершины» - но находит сил и добавить, что при этом такие жертвы вполне способны сделать тебя человеком. Даже если окружающие видят в тебе человека, не совсем полного – кстати, слово «инвалид» этот фильм подчеркнуто и похвально отметает. В конце концов, как говорит тренер Царева, даже ноги на самом деле растут из головы. «Со дна вершины» в прокате с 1 марта