Холодная война возвращается
Аннексия Крыма, война в Украине, распространение ложной информации превратили Москву в постоянную мишень западных СМИ. Общественный телеканал «Арте» (Arte), предоставляющий качественную программу c упором на культуру и искусство, мог бы противостоять этому. Но транслируя определенные сериалы или документальные фильмы Арте, похоже, упорно действует в противоположном направлении. Французская общественная телекомпания «Арте» уже показала 18 серий норвежского сериала «Оккупированные». Фантастика или предупреждение? Россия, с одобрения Евросоюза, вторгается в Норвегию, чтобы обеспечить бесперебойные поставки нефти из страны в Европу. В фильме Европейский союз показан не с лучшей стороны, но именно Россия вторгается, манипулирует, угрожает и убивает. Правда, нам пока еще не «обозначили главного злодея». Российское посольство в Осло было проинформировано о проекте. Сомнительно, что проект обрадовал представителей посольства. Некоторые эпизоды возмутительны, параллели между русскими и нацистами (которые на самом деле оккупировали Норвегию) весьма красноречивы, поскольку премьер-министр Норвегии, который сотрудничает с Москвой, сравнивается с Видкуном Квислингом (Vidkun Quisling) и Филиппом Петеном (Philippe Pétain). Когда заканчивались съемки второго сезона, произошла аннексия Крыма. «Мы работали параллельно с реальностью», — радуются продюсеры. Безусловно, «Арте» мог развить «параллели с реальностью» с участием Китая и островов Тихого океана, США и Кубы, Франции и Центрально-африканской Республики, Израиля и Палестины. Но нынешний виток новой холодной войны между Вашингтоном и Москвой, позволяет сделать вывод, что не легко назначить Москву на роль идеального виновника такого рода развлечений. Эта мысль подтвердилась в выпуске программы «Тема» от 16 января. И речь шла не о выдуманной, а о реальной и скандальной истории. Через год после инаугурации Дональда Трампа канал «Арте» действительно показал американский документальный фильм «Путин против США». Как торжественно объявила ведущая телеканала, пораженная таким полным и взвешенным содержанием фильма: «Здесь вы впервые услышите мнения бывших членов команды Барака Обамы и сотрудников ЦРУ». Сюжет передачи сводился к следующему: в 2016 году, во время американских выборов, «Путин, наконец, отомстил раз и навсегда за все оскорбления». Затем начинается «эпическая борьба» между российским лидером и американской демократией. Российский телеканал RT часто упрекают за его манихейство и склонность к манипуляциям. Но в тот вечер «Арте» превзошел RT… «Наша история начинается 31 декабря 1999 года, когда Борис Ельцин передает свои полномочия Путину, «малоизвестному премьер-министру, бывшему офицеру КГБ». Довольно быстро отношения между «бывшим шпионом» и «прогрессивным политиком, который пытается установить демократию в России», портятся. СМИ взяты под контроль, противники сидят в тюрьме, Запад снова становится врагом. «Незадолго до своей смерти Ельцин признался родственникам, что он допустил серьезную ошибку, выбрав Путина своим преемником». Поразительное замалчивание Тут позволю себе несколько небольших замечаний. Разруха советской экономики началась с указа президента, а не по воле избранных народом депутатов. Когда они выступали против «шоковой терапии» Ельцина, он открыл огонь по парламенту. Затем при помощи сфальсифицированного референдума Ельцин изменил конституцию и был переизбран после того, как он монополизировал СМИ, подтасовал голосование и обратился за помощью к советникам США. Все эти демократические подвиги сделали его очень популярным в Вашингтоне, Берлине и Париже, но, в его собственной стране популярность пошла на спад. Именно тогда к власти приходит Путин, чей портрет документальный фильм рисует во всех нюансах: «Сотрудник контрразведки, одержимый теориями заговора, окруженный со всех сторон врагами, которые должны быть уничтожены». В июне 2000 года, когда он принимал в Москве Билла Клинтона, «Путин хочет показать, что он доминирующий самец, сидя с широко расставленными ногами, глубоко погрузившись в кресло». Архивные кадры подтверждают, что ноги у Путина действительно раздвинуты, но едва ли больше, чем у Клинтона, который, как известно, умеет контролировать свое либидо. Путин «мелкий задира» «Цветные революции» в Грузии и Украине, арабские восстания: «Путин понимает, что однажды очередь дойдет и до него. Его тоже захотят свергнуть. Эта тревога становится движущей силой его режима». Путин смотрит кадры казни своего «союзника» Муаммара Каддафи. Те самые, которые вызвали смех миссис Хиллари Клинтон, тогдашнего госсекретаря США. Тогда же она произнесла свои знаменитые слова: «Мы пришли, мы увидели, он умер». Путин, чьи мысли не являются секретом для «Арте», постоянно спрашивал себя: «Может ли такое произойти со мной? Неужели я могу потерять не только свой пост, который мне по душе, но и свободу и жизнь»? Отсюда его стремление к мести… Такая возможность предоставляется на выборах в 2016 году в США, когда «путинская Россия поразит американскую демократию в самое сердце». Увы, Москва противостоит только доминирующим самцам, которые, как Обама, настолько боятся России, что отказываются поставлять оружие в Украину. Джону Бреннану, бывшему директору ЦРУ, выпала честь извлечь для нас уроки из всей этой истории: «Я думал о своих школьных годах в Нью-Джерси. Всегда находились мелкие задиры, которые хотели запугать нас, и они не останавливались, пока им давали по носу. Я сказал себе, что Путину не помешало бы немного расквасить нос. Он отступил бы, потому что, как и большинство грубиянов, он понял бы, что больше не может сопротивляться». 18 апреля 1985 года, спустя пять недель после прихода к власти Михаила Горбачева, французский общественный телеканал «Франс 3» показал фильм в жанре политической фантастики о вторжении в Западную Европу Красной Армии. В то время одной Норвегии было бы недостаточно. Прошло тридцать три года. Большинство бывших стран Варшавского договора перешли на сторону США, распался Советский Союз, российский военный бюджет на одну десятую больше, чем у Соединенных Штатов. Но, как напоминает нам «Арте», когда ты так дорожишь своим врагом —это на всю жизнь.