Сегодня мы отмечаем удивительную историческую дату: двухсотлетие установки памятника Минину и Пожарскому на Красной площади. Его открытие состоялось 4 марта 1818 года, и это был первый на Руси памятник, установленный в честь народных героев, а не царских особ. А до XIX века обычая возводить монументы в России и вовсе не было – в память о выдающихся событиях строили храмы или часовни. Идея установки памятника народным героям, которые возглавили народное ополчение и в 1612 году освободили Москву от польской интервенции, принадлежала петербургскому интеллигентскому литературному «Вольному обществу любителей словесности, наук и художеств». Император Александр I отнесся к инициативе благожелательно, и в 1803 году был объявлен конкурс проектов будущего памятника и сбор средств на его возведение. Памятник и его создатели { }Победителем конкурса стал проект известного скульптора-монументалиста Ивана Петровича Мартоса. Памятник собирались установить в 1812 году, к двухсотлетию победы над поляками. Но помешала война с французами. А после победы над Наполеоном возведение монумента стало делом национального масштаба. Ведь в будущей скульптуре русское общество видело символ крепости русского духа и консолидации всего народа перед лицом чужеземных захватчиков. Поэтому памятник решено было устанавливать не в Нижнем Новгороде, как планировалось вначале, а в центре Москвы, где и совершались все судьбоносные для страны события как в 1612, так и в 1812 годах. В 1817 году скульптурная композиция наконец была отлита, причем вся целиком. И это был своеобразный рекорд, поскольку до этого ни один памятник в Европе не был отлит одним махом. Этим занимался мастер Академии художеств Василий Екимов. На всю композицию ушло порядка 1100 пудов меди. Основание памятника украшено двумя горельефами работы скульптора Ивана Мартоса, один из которых изображает сбор народного ополчения. И, хотя события относятся к 1612 году, на нем скульптор изобразил себя самого, провожающего двоих своих сыновей на войну с Наполеоном. На втором горельефе князь Пожарский изгоняет польских интервентов из Москвы. Пьедестал, который состоит из трех цельных кусков гранита, изготовил мастер Самсон Суханов. Затем готовый памятник из Санкт-Петербурга отправили водным путем в Москву. О каких событиях напоминает монумент { }Почему же Минин и Пожарский оказались так любимы в народе? Ведь средства на памятник в их честь собирали всем миром. Пожертвования приходили от земств и частных лиц даже из самых дальних уголков России. Известно, что эти герои возглавили народное ополчение, которое в 1612 году освободило Москву от польской интервенции. Именно этим событиям посвящен и День народного единства, который мы отмечаем ежегодно 4 ноября. Но чтобы понять, насколько важным был этот момент в нашей истории, придется вспомнить, что состояние русского государства к тому времени было катастрофическим. Из-за борьбы за престол, которая развернулась после смерти царя Ивана Грозного, Россия оказалась ослаблена и расколота. Череда Лжедмитриев и других самозванцев перессорила все слои общества. Государство осталось без реальной центральной власти. В этих условиях страна стала крайне уязвимой, чем тут же воспользовались соседи, захватившие часть русских земель. Вот что говорит в одной из своих лекций доктор исторических наук Игорь Данилевский: «Шведы на севере, поляки на западе, в Смоленске, где они захватили русскую делегацию во главе с Филаретом Романовым. Делегация эта вела переговоры с представителями польского короля Сигизмунда III. Польский король желал посадить на русский трон своего сына, малолетнего королевича Владислава». Страна оказалась безо всякого руководства. По всей России в это время действуют самые разные вооруженные отряды. Кого там только не было. Это литовские банды, польские и шведские военные отряды, недовольные казаки, которые ходили поддерживать Лжедмитрия, но остались ни с чем. И все эти отряды безнаказанно грабили местное население по городам и деревням. А что же в Москве? Там правила боярская Дума. Но возле столицы стояли отряды, верные Лжедмитрию II, и московские бояре их очень боялись. Поэтому они пригласили в Москву отряды поляков, захвативших Смоленск. «Оккупация поляками Кремля началась с приглашения, которое они получили от боярской Думы, а точнее, от временного правительства, которое называлось семибоярщина. Это была роковая ошибка, и последствия ее пришлось оплачивать кровью», – говорит доктор исторических наук Николай Борисов. В этих условиях на волне народного недовольства стихийно собирается первое народное ополчение, состоящее из дворян и их холопов, казаков и необученных военному ремеслу слоев населения. Это ополчение доходит до Москвы и даже занимает Белый город, но затем встречает отпор от поляков. Но, хуже того, в их рядах начинаются принципиальные разногласия, поскольку руководители ополчения не могут найти между собой общего языка. Дворянство поссорилось с казачеством, началась взаимная резня и ополчение распалось. Причем тут церковь { }Именно в этот момент ситуация меняется. «Сейчас не все знают, что Русская церковь веками была хранительницей культуры, служила ориентиром не только духовным, общественным, но и политическим, – говорит историк, старший преподаватель Свято-Филаретовского православно-христианского института Екатерина Алексеева. – Время смуты начала XVII века – самый яркий пример объединяющей роли церкви в истории государства Российского. Никто не ожидал, что в ситуации затяжного политического кризиса можно найти выход. Бит и выгнан из столицы первый Русский патриарх, морят голодом и держат под стражей следующего святителя – патриарха Гермогена, московские бояре предали город польскому гарнизону, на русский престол готовы выбрать королевича из веками соперничающей с Русью Речи Посполитой». «Но полякам оказали сопротивление монахи Троице-Сергиева монастыря – 16 месяцев длилась оборона. Из заточения в Кремле патриарх Гермоген рассылает письма городам русским с призывом отдать свои жизни за Отечество и веру – и собирается народное ополчение. Пожалуй, не было в истории, и неизвестно, будет ли еще, другого примера, когда лучшие силы русского народа объединились не властью князя или царя, а силой веры и любви к православной церкви и Отечеству. Никогда больше не было у церкви столь естественного государственного, политического и духовного авторитета», – рассказывает Алексеева. Подробности про Минина и Пожарского { }Призыв патриарха Гермогена оказывается услышанным на востоке страны, в Нижнем Новгороде. Нижегородский земский староста, мещанин Кузьма Захарович Минин (Сухоруков), обращается ко всему народу со страстным призывом собрать средства на то, чтобы вооружить новое ополчение, которое освободило бы Москву и навело бы порядок в стране. «Это был потрясающий шаг, который был поддержан огромным количеством людей, – говорит Игорь Данилевский. – Надо сказать, что это было настоящее народное движение, когда и городские низы, и городской посад в целом, и дворянство, и князья слились в едином порыве. И порыв этот был направлен только на одно: освобождение столицы и наведение порядка в стране». Воевода князь Дмитрий Михайлович Пожарский, которого Минин знал лично, и к которому решено было обратиться с просьбой возглавить ополчение, к тому времени уже прославился знанием тактики и личной храбростью. Согласившись повести ополчение на Москву, он с первых дней показал себя незаурядным стратегом и искусным политиком. Ополченцы, двигаясь на север, а затем к Москве, проходят через Балахну, Юрьевец, Решму, Кинешму, Кострому, Ярославль. К ним присоединяются всё новые и новые отряды. За полгода ополчение превращается в большую армию, которая подходит к Москве и осаждает ее. В результате второе ополчение выполняет свою миссию. «Поляки сдают Кремль, и наступает совершенно новый период в развитии страны, – говорит Игорь Данилевский. – Теперь встает вопрос, кто же станет новым царем. Среди прочих претендентов в этих выборах участвовал и князь Дмитрий Пожарский. Но в последний момент на заседание Земского собора, который должен был решить этот вопрос, приходят казаки, которые предлагают своего кандидата. И этот кандидат устроил всех. Юный Михаил Романов, сам еще почти мальчик, но сын Филарета Романова, авторитет которого признают все слои общества. И на российском престоле оказывается новый царь, который стал родоначальником династии Романовых. Этим и завершается длительная эпоха смутного времени». Зачем коммунисты подвинули памятник { }Сейчас памятник Минину и Пожарскому стоит не там, где он был первоначально установлен. «И это символично, — говорит член Ассоциации искусствоведов, профессор Свято-Филаретовского православно-христианского института Александр Копировский. – Сейчас он находится перед храмом Василия Блаженного, и Минин рукой показывает то ли на ГУМ, то ли на Исторический музей. А раньше памятник стоял спиной к месту, на котором теперь находится ГУМ, и Минин показывал Пожарскому рукой на Кремль: «Иди и освободи!». Передвинули памятник большевики в 1931 году в связи со строительством мавзолея». Еще бы, ведь если бы памятник остался на прежнем месте, то Минин, вкладывая меч в руки Пожарского, указывал бы ему прямо на мавзолей, что рождало бы в обществе нездоровые ассоциации и новые присказки. Этого большевики никак не могли допустить. Были даже проекты по сносу и переплавке памятника. Но в результате ограничились его переносом поближе к храму Василия Блаженного. «И это символично, – говорит Александр Копировский, – ведь в нашей стране большевики действительно многое сдвинули со своего законного и исторического места, в том числе и церковь, и народное единство, и лучшие качества народа, с которыми это единство было связано, посеяв в людях страх, вражду и недоверие. Сегодня этот, как и многие другие памятники, уцелевшие, разрушенные и перемещенные, должен напомнить нам о той России, которую мы потеряли. Пусть обращение к нашей подлинной истории ставит перед нами вопрос о том, как возродить в народе красоту, доброту, как вернуть на место то, что было «сдвинуто» и до сих пор не возвращено на свое место». Познай Дзен с намиПодпишись на нас в Telegram