И Стивен Кинг тоже: творцы комиксов, о которых вы не знали
Известные писатели, музыканты, режиссёры и мультипликаторы, работавшие над «рисованными историями». В 21 веке статус комиксов как особого вида графического искусства, сочетающего кинематографичность и литературное повествование, уже не оспаривается. До этого они прошли долгий путь: их история уходит корнями в Древний Египет и Месопотамию, через жития святых и лубочные картинки к Золотому веку в начале 1930-х — и дальше, когда на рубеже тысячелетий стали разделять понятия собственно комикса и графического романа. Как правило, в массовом сознании комиксы в первую очередь ассоциируются с именами сценаристов, таких как Алан Мур, Марк Миллар, Грант Моррисон или Уоррен Эллис. Некоторые из авторов комиксов становятся широко известны и за пределами «родной» индустрии. Нил Гейман, например, прославился как создатель культового «Песочного человека», а затем добился признания и как писатель. Но хватает и обратных примеров, когда комиксами вдруг начинают заниматься именитые творцы, проявившие себя в других сферах — литературе, музыке, кино, телевидении или мультипликации. Например, Та-Нахаси Коатс, чьё имя у нас только начинают узнавать, сделал себе имя как публицист, а затем стал создателем серии про «Чёрную пантеру». Давайте посмотрим, кто ещё из знаменитостей проявил себя на ниве комиксов. Уияльм Гибсон — культовый писатель-фантаст, один из отцов-основателей киберпанка. Вместе с Брюсом Стерлингом он задал ставшие затем каноничными черты жанра: высокотехнологичное будущее на фоне социальной дистопии, разборки мегакорпораций и криминальных синдикатов, развитая генная инженерия и повсеместная биоимплантация, могущественный искусственный интеллект и, разумеется, приключения хакеров в виртуальной реальности. Самые успешные романы Гибсона — «Нейромант» и «Машина различий». Совсем недавно, в 2016 году, Уильям Гибсон выступил в качестве сценариста комикса «Архангел». Действие пятитомной серии разворачивается одновременно в двух временных планах: из альтернативного настоящего в 1945 год переносятся бойцы местного Сопротивления, чтобы не позволить истории свернуть на хорошо им знакомый путь тоталитаризма. Писатель признался, что первоначально это был сюжет для сериала, который, однако, не понравился немецкому телевидению. Гибсон не растерялся и начал сотрудничать с издательством комиксов IDW Publishing, так что труды даром не пропали. Великолепный Джей Майкл Стражински — создатель и сценарист легендарного научно-фантастического сериала «Вавилон-5», снискавший награды «Эмми» и «Хьюго». Стражински работал на телевидении с 1983 года и писал сценарии для таких известных сериалов, как «Настоящие охотники за привидениями», «Капитан Пауэр и солдаты будущего», «Новая Сумеречная Зона», «Она написала убийство», а также фильмов, среди которых «Подмена», «Тор» и «Другой мир: Пробуждение». Самый свежий его телепроект — созданный в соавторстве с теперь уже сёстрами Вачовски сериал для Netflix «Восьмое чувство». Комиксами Стражински занимается уже более 30 лет, и его послужной список в этой сфере более чем впечатляет: в нем под сотню позиций. Это не только адаптации сериалов, над которыми он работал (включая «Вавилон-5»), но и серии «Супермен» с «Чудо-женщиной», «Удивительный Человек-паук» и «Фантастическая четвёрка», а также «Хранители. Начало», Star Trek и «Терминатор» — перечень можно продолжать ещё долго. Кроме того, для совсем безудержного полёта фантазии Майкл основал собственное издательство Joe's Comics, входящее в крупный конгломерат Image Comics. Ещё один писатель в нашей подборке — да какой! В 1973 году Стивен Кинг написал дебютный роман «Кэрри» и отправил его в помойку. Жена убедила Стивена доработать рукопись, которая затем принесла ему настоящий успех. С тех пор из-под пера писателя вышло множество громких произведений, которые с равным успехом переносились на экраны. Ныне Кинг гордо носит звание «Короля ужасов» и является одним из самых плодовитых писателей современности, при этом то и дело объявляя о своем уходе из литературы (но ему никто не верит). Увлечение литературой началось у маленького Стивена как раз с рисованных историй. Став известным писателем, Кинг участвовал в нескольких совместных комиксовых проектах, выпустил комикс-адаптацию фильма «Калейдоскоп ужасов», где выступил сценаристом, и в соавторстве со Скоттом Снайдером работал над первым томом серии «Американский вампир». В нём рассказывается история первого вампира на Западе — лихого ковбоя Скиннера Свита, любящего солнечный свет и носящего клыки гремучей змеи, — а также о приключениях его «отпрысков». Если кто и не нуждается в представлении, так это он: не все любят «японские мультики», но почти все любят Миядзаки. На всякий случай, всё же перечислим, чем он прославился — известный художник-мультипликатор, режиссёр, основатель знаменитой японской анимационной студии Ghibli. Поскитавшись по разным студиям, с 1985 года Миядзаки начал работать на себя и вместе с соратниками создал множество шедевров анимации. И хотя Миядзаки периодически уходит из Ghibli, он всегда возвращается. Немудрено, что Миядзаки, будучи художником, плотно работал и над комиксами — отвечая как за графическую часть, так и сценарий. Стать мангакой (художником манги, который иногда пишет сценарий) было его детской мечтой, которую он и воплотил параллельно с карьерой аниматора. Свою первую мангу «Люди пустыни» он опубликовал в 1969 году, а в 1982 году начал выпуск манги «Навсикая из долины ветров», выходившей целых 12 лет. Той самой, по которой сам он впоследствии поставил мультфильм. А его же манга «Эпоха гидропланов» послужила основой для сценария «Порко Россо». Чилийский артхаусный режиссер, прославившийся сюрреалистичными творениями, Алехандро Ходоровски более всего известен фильмами «Крот», «Священная гора», «Святая кровь» и «Танец реальности». Кроме занятия кинематографом, он сочинял музыку, написал несколько десятков книг и основал психотерапевтическую практику под названием «психомагия». А ещё он когда-то чуть не снял экранизацию «Дюны» — за 10 лет до Линча. Если бы постановку не отменили, у нас был бы самый безумный научно-фантастический фильм из всех существующих — с участием Жана Жиро (Мебиуса), Ханса Гигера, Сальвадора Дали, Орсона Уэллса и группы Pink Floyd. Ходоровски — маститый сценарист комиксов, на счету которого изрядное количество серий. Но самый грандиозный его проект — эпический графический роман «Метабароны», в основу которого, кстати, легли наработки по так и не воплотившейся «Дюне». В комиксе разворачивается эпическая история о нескольких поколениях семейства выдающихся воителей, которые становятся вершителями судеб целых планет и даже космической империи. А рассказывают нам об их похождениях, насыщенных жестокостью и насилием, домашние роботы. Брутальное, авангардное и завораживающее зрелище. Джо Хилл, он же Джозеф Хиллстром Кинг — сын Стивена Кинга — пошёл по стопам отца и тоже стал писателями. Желая достигнуть известности, не опираясь на славу отца, Джозеф взял себе псевдоним и начал карьеру с публикации рассказов. Дебютный сборник «Призраки двадцатого века» был отмечен множеством наград, включая «Премию Брэма Стокера» и British Fantasy Award. Последовавшие за ним романы «Коробка в форме сердца», «Рога», «Пожарный» и «Страна Рождества» также были хорошо приняты публикой, «Рога» даже получил экранизацию с Дэниелом Рэдклиффом в главной роли. Джо успел поработать над несколькими комиксами, сюжетно связанными с его произведениями. Но главное достижение на этом поприще — графический роман Locke & Key. По сюжету, после гибели отца семейства семья Локк перебирается подальше от свершившейся трагедии, в старинный особняк в городке Лафкрафт, штат Массачусетс. Но дом оказывается необычным. В нём есть двери, в которые лучше на заходить, и он открывает путь в иные миры. Телевизионная адаптация должна была выйти в 2011 году, но дальше пилотного эпизода дело не пошло. Сейчас сервис Hulu начал работу над новым сериалом по мотивам комикса. Принято говорить, что талантливый человек талантлив во всём. Джерард Уэй, бывший фронтмен группы My Chemical Romance, не только заработал репутацию успешного рок-музыканта, но и попробовал себя в других областях — создании мультфильмов и продюсировании телевизионных шоу. Но все это время он не бросал своё давнее увлечение — рисование. Кстати, некоторые обложки альбомов My Chemical Romance сделаны именно Уэем. Мечта сделать карьеру в индустрии комиксов привела Джерарда в художественную школу, где он получил степень бакалавра изобразительных искусств в 1999 году. Первые попытки писать сценарии для рисованных историй Джерард предпринял ещё в школьные годы. Затем последовал долгий период, посвящённый музыкальной карьере, пока в 2007 году Уэй не начал работать над авторским комиксом о необычных супергероях «Академия Амбрелла». 15 выпусков (два цикла по шесть томов и три мини-истории) принесли Уэю мировую славу уже в качестве писателя и премию Айснера (высшую награду в области комиксов) за лучшую завершённую серию. После он занялся комиксом «Легендарные кайфоломы и их жизнь» и до сих пор не бросает перо: скоро ожидается его дебют во вселенной Marvel. Закрывает подборку ещё один классик фантастики, заслуживающий самого пристального внимания. Гарри Гаррисон как-то писал, что Альфред Бестер — один из писателей, определивших облик современной фантастики, а Брюс Стерлинг и Уильям Гибсон прямо называли его предтечей киберпанка. Его «Человек без лица» (1953) вошел в историю как первый роман, получивший премию «Хьюго», а роман «Тигр! Тигр!» (1956) был награждён либертианской премией «Прометей». Немногие знают, что Альфред Бестер на протяжении четырёх лет (с 1942 по 1946-й) работал в DC Comics штатным сценаристом. Ему довелось заниматься комиксами о Супермене, Зелёном Фонаре, Бэтмене, Капитане Марвеле и других классических персонажах. Вместе с Ли Фальком (вернее, вместо него, пока тот служил на фронте Второй мировой) он писал сценарий к сериям о Фантоме и Мэдрейке Волшебнике. А также именно Бестер придумал Соломона Гранди — суперзлодея-зомби, то и дело восстающего из болотной трясины, чтобы надавать тумаков супергероям. #комиксы