Елена Салюк: «Кантилена» – образ жизни: быть и петь вместе. Это мое счастье!»
Нельзя не волноваться: равнодушие перед концертом – погасший костер. – Я волнуюсь ужасно перед любым концертом, – не скрывает Елена Эдуардовна. – Смотрю на лица слушателей, ощущаю их эмоции, слышу музыку их мыслей… А потом она поворачивается лицом к хору, видит горящие глаза своих девчонок, волнение растворяется в радости, вспорхнули руки дирижера, звук обнял зал… Детский хор «Кантилена» 21 февраля участвовал в концерте в московском католическом Соборе на Малой Грузинской. В первом отделении исполняли «Stabat Mater» итальянского композитора Джованни Баттиста Перголези. Многие обращались к «Stabat Mater», Перголези в первой трети XVIII века подарил миру гениальную музыку… Девочки пели, а в зале среди зрителей особо эмоционально вел себя молодой худенький паренек. Он плакал? Не было паренька, это наваждение! Знаменитый американский фантаст Роберт Сильверберг в рассказе «Джанни» представил, как ученые переносят в будущее Перголези, кстати, почившего в 26 (!) лет… Услышав «Кантилену», композитор воскликнул бы: «Splendido!» (блестяще, великолепно). Это все к тому, что начинаешь размышлять, посмотрев на репертуар хора: Гендель, Гайдн, Чайковский... Это девчонки от 10 до 17 лет поют? Да, это женский хор! И настолько гармоничный, что погружаешься в созданное ими море звуков с головкой… Все-таки Елена Салюк меня обыграла. Две женщины: создатель хора Ирэна Сарнацкая, единственная в своем роде – она в хоре 51 год, и Елена Салюк, которая в «Кантилене» уже 48 лет, – удивительно вредные. Как их убедить, что надо рассказать, кто и как создал это гармоничное чудо? Я спрашиваю Елену Эдуардовну: – Как вы научились петь? Как вместе с Ирэной Леоновной столько лет создаете Ансамбль? Мы же все разные, попробуй объединись, чтобы не ругаться, не завидовать, не петь кто в лес, кто по дрова? – Что мне о себе говорить? – отмахивается Елена Салюк, 36 лет работающая в хоре, с 1991 года его руководитель, многолетний заместитель директора Школы искусств им. Дягилева, получившей в конце прошлого года первый гран-при мэра Москвы в сфере культуры и искусств в коллективной номинации. – Меня научила Ирэна Леоновна, я ей и помогаю. И попробуй ее вывести на чистую воду! Да, в этом плане она берет пример с И.Сарнацкой, которой доказать, что надо писать и лично о ней, а не только о хоре, практически невозможно. В одном мне повезло: на следующий (!) день после встречи с Еленой Салюк я узнал, что ей присвоили звание Почетного работника культуры Москвы. Бра-а-во! От Сарнацкой не убежишь Хор! Многие пожимают плечами: мол, родители отдавали девчонок, чтобы с парнями по дворам не шлялись. Нет, друзья, не соображайте шаблонно! Когда к Е.Салюк на улице подходят взрослые женщины, давно мамули, широко улыбаются: – Как же я вам благодарна, вы научили меня дружить! Мне до сих пор снится наша «Кантилена», – как к этому относиться, друзья? Леночку привезли в Зеленоград в 1965-м родители-инженеры. Город – сплошная стройка. Она помнит гигантский ров напротив «Флейты». И пруда еще не было, в сапогах до колена ходили. Теперь ей кажется, что пела она всегда, а когда мама 7-летней непоседе-хохотушке купила пианино, что-то, кажется, совпало. Но это была первая серия. – Вы знаете, – призналась Елена Эдуардовна, – на одной из конференций по хоровому искусству кто-то советовал: «Приходите домой и отключайтесь!». А я не могу, я в музыку, в голоса наших девчонок впаяна, это моя среда обитания. Вторая серия, на всю жизнь – Ирэна Леоновна. Но почему они совпали и вместе уже полвека? До сих пор в душе – ощущение детства. Они стоят напротив своего дирижера и обожают его. Потому что каждая девчушка чувствует, что дирижер обожает их всех. – Она втянула нас в общий ансамбль своей любовью. Конечно, тогда репертуар был попроще. Она улыбается: – Ладно, девчонки Перголези исполняют на латыни – эти современные вундеркиндши поют и на греческом, финском, венгерском! В ее детстве репетиции были три раза в неделю. В воскресенье, в 9 утра, она прибегала первой: ой, я не опоздала? Ирэна Сарнацкая не просто их любила, но и боролась за каждую девчонку, решившую уйти из хора. В 609-й школе, где Лена училась, талантливый музыкант Николай Вдовин руководил агитбригадой, а 13-летняя Елена Салюк там «звездила». Все ясно: гитара, костры походные, мальчики, первая любовь-с – куда без нее? Тогда она и решила упорхнуть. Как же – на Сарнацкую напала, осталась, и дорожка ее дальнейшая определилась навсегда. В 14–15 лет Елена точно знала: станет музыкантом. – Но давайте я вам про хор расскажу! – опять настаивает она. – Обязательно газета будет писать про «Кантилену» всегда: это зеленоградское достояние! Но сегодня речь – про достояние хора, одного из его руководителей Елену Салюк. Не привередничайте! Потому что – Ансамбль Впрочем, хор-то уже выступил, а мы только начали. Она окончила с красным дипломом хоровое отделение столичного колледжа Октябрьской революции (ныне – им. Шнитке) и еще два года ходила в хор. Она и на хоровом отделении института культуры говорила: – Пою, как в «Кантилене» научили. Замуж вышла в институте, родила и, перейдя на заочный, вернулась в хор. На всю жизнь. У нее лежит пачка писем бывших хористок: «Спасибо, я вам так благодарна, вы меня научили!..». Это и есть главный успех ее и Ирэны Сарнацкой, «Кантилены». Собранных вместе лауреатских дипломов хватит на целый музей. Но зачем им музей? В прошлом году, в Словении, куда хор «Кантилена» ездил просто отдохнуть (путешествие подарила председатель комитета Совета Федерации по науке, культуре и образованию Зинаида Драгункина), один из местных сказал Елене Эдуардовне: – Когда я увидел, что руководитель вместе с детьми танцует на дискотеке, на поляне песни поет и играет в футбол, я понял, что это – ХОР! Вот так! Ребята сейчас поют другую музыку, далеко не всегда нам понятную? Да, а на хор бегут и хотят этого. В прошлом году праздновали 50-летие хора, приехали выпускницы разных лет. И опять говорили: – Спасибо вам за «Кантилену! Значит, получилось: полвека пели ансамблем. Перголези бы подтвердил… Владимир Ратманский