Российское крафтовое пиво под угрозой

Бизнес российских производителей крафтового пива может серьезно осложниться. Правительство собирается ввести маркировку и лицензирование производства и оборота пива, сидра, пуаре и медовухи, сообщают «Ведомости» со ссылкой на протокол совещания у зампреда правительства России Александра Хлопонина. Необходимость лицензирования объясняют тем, что под видом этих напитков в стране выпускают слабоалкогольные коктейли, состоящие из спирта, воды и красителей. Пока трудно предсказать, как возможные маркировка и лицензирование скажутся на рынке крафтового пива, но вероятно, что некоторые игроки закроют бизнес, считает гендиректор семейной пивоварни Schwarz Kaiser Brewery Андрей Буйнов. Андрей Буйнов гендиректор семейной пивоварни Schwarz Kaiser Brewery «Я не совсем понимаю, как это вообще будет происходить и что такое маркировка. Маркировка чего? По поводу лицензирования, это, конечно, будет очень сложно, но вряд ли мы закроемся. Хотя, я думаю, для совсем маленьких пивоварен это будет закрытие. Будем смотреть по обстоятельствам, как рынок будет реагировать. Наша продукция маркируются, идет со штрихкодом. Все по правилам, по ЕГАИС. Но ЕГАИС — это ЕГАИС, а, грубо говоря, счетчики и лицензирование — это совсем другое». С 2016 года Росалкогольрегулирование обязало подключиться к ЕГАИС всех оптовых торговцев алкоголем, а с 1 июля того же года требование распространили также на розничных продавцов. С июля 2016-го внедрить систему на своих предприятиях обязаны и российские пивовары, кроме тех, кто производит менее 300 тысяч декалитров в год. Сейчас планку хотят снизить до 50 тысяч декалитров в год, и это наряду с введением лицензирования и маркировки может уничтожить рынок, убежден автор сайта «Пивные новости», пивной блогер Александр Иджон. — Все это относится к сегменту малых пивоварен. Сразу большинство пивоварен, процентов 70, попадут под установку счетчиков. В них будет скапливаться, их сложно промыть. Абсолютно бессмысленная вещь, а счетчики стоят достаточно дорого. Бредовость этих вещей в том, что невозможно посчитать объем газированной жидкости. Пиво пенится, эти счетчики не точные, особенно на малом объеме. Это затратно, выброшенные деньги. Для большой пивоварни это, может быть, еще по силам, а для малой пивоварни это может быть просто неподъемно. Обслуживание и просто лишние затраты будут ложиться на и так высокую себестоимость у малых пивоварен. Пиво станет неконкурентоспособное по цене. Акцизы платятся по-разному в разных странах, в зависимости от крепости или плотности. У американцев, например, акциз платят не пивоварни, а продавец: пивоварня продает сначала оптовому звену, а оптовое звено, продавая в розницу, уже платит акциз на пиво. Отчетность сдается в электронном виде, плюс еще ЕГАИС, теперь еще и счетчики будут. — Минфин говорит, что часто под выпуском пива маскируется производство слабоалкогольных напитков на основе красителей, спирта и воды. — Но они же сами ввели категорию «пивные напитки», в которую они списали половину пива, и, естественно, этим воспользовались те, кто действительно производит «Виноградный день» и прочее. Вопрос не в том, что как считать, а вопрос в том, что надо просто изменить саму формулировку и убрать вот эту глупость — «пивной напиток», сделать «пиво» и «пиво специальное», если есть какие-то добавки. В то же время идею правительства можно понять, потому что сейчас многие пивовары работают в серой зоне, замечает основатель Green Street Brewery Макс Барада. — У меня контрактная пивоварня, то есть меня и так, по большому счету, нет на рынке. Я нахожусь в серой зоне закона. Я не делаю ничего противозаконного, но при этом ничего законного я также не делаю. Контрактное пивоварение как явление в законном поле никоим образом не прописано, то есть я могу выступать как некая компания, которая выкупает собственное пиво у завода и его продает. За произведенное пиво я не отчитываюсь, потому что у меня нет физического завода. Я отчитываюсь перед регулятором за проданное пиво. — Почему, на ваш взгляд, Минфин так стремится к тому, чтобы ужесточить регулирование? — В моем понимании они стремятся к этому для того, чтобы себе облегчить жизнь: сложнее оценивать и контролировать рынок, когда он наполнен 95 тысячами маленьких производителей, и гораздо проще его регулировать, когда этих производителей, условно говоря, 20, они все большие и на виду. Считаю ли я это избыточным? Да, безусловно, потому что вместо декларируемого правительством взаимодействия с малым бизнесом и помощи ему мы получаем фактически убийство малого бизнеса. Изначально идея распространить лицензирование на производство и оборот пивных напитков (с содержанием пива не менее 40%) принадлежала Росалкогольрегулированию, так как половина таких напитков выпускалась нелегально.

Российское крафтовое пиво под угрозой
© BFM.RU