"Прибытие поезда"
Выставка рассказывает о феномене поезда в мировой культуре, о его динамике, внезапности появления, факте прибытия и вторжении в реальность, которые очень скоро превратились в канонический символ перемен и безудержного стремления истории вперёд. Организующий элемент выставки — образ поезда, выраженный в архитектурном решении: зрителям в прямом смысле предлагают зайти в железнодорожный вагон и во время прохождения состава вместе с ключевыми художниками новейшего времени совершить длительное путешествие в 120 лет. Экспозиция начинается с раздела "Исторический поезд" , где зрителям представят фильм братьев Люмьер "Прибытие поезда на вокзал Ла Сьота". Этот фильм показали публике больше 100 лет назад. А также зрители увидят кинокартины "Необыкновенное путешествие" Жоржа Мельеса, "Бесшумные поезда" Эдисона и фильмы Ман Рэя. Лейтмотив раздела – Транссибирская магистраль, которая будоражила умы европейских авангардистов. Будет представлена видео-композиция Владимира Смоляра "Транссибирская сюита", которая визуализирует метафору продвижения поезда через художественное пространство Евразии. Под ритм стука колёс звучит "Симфония №8" Дмитрия Шостаковича, а также мчатся полотна века — "Крестьяне" Казимира Малевича, "Летающие" Марка Шагала, "Солдаты" Михаила Ларионова и образы орфического кубизма Софи и Роберта Делоне. Эта часть экспозиции завершается видеороликом с Борисом Гребенщиковым "Наш поезд в огне". Владимир Смоляр. "Транссибирская сюита". Фото: пресс-служба Фонда культуры "Екатерина" Раздел "Миростроительное депо" расскажет о достижениях советского кинематографа 1930-х годов посредством отрывков из фильмов "Симфония Донбасса" Дзиги Вертова, "Пасифик 231" Михаила Цехановского и "Кинопоезд" Александра Медведкина. Также зрителей ждут американские вестерны "Серенада солнечной долины" и "Большое ограбление поезда". Поезд едет на территорию современной культуры, которая представлена триптихом "Take a Train" Владимира Янкилевского, видео-артом Александры Митлянской и Марии Фоменко, проезжает через Европу в работе голландки русского происхождения Марины Черкиновой, откуда зрители перемещаются в подмосковную электричку Ольги Чернышевой. В двухканальной видео-инсталляции Натальи и Валерия Черкашиных зрители заходят на Таймс-сквер в вагон подземки, а затем оказываются уже на Красной площади. В "Депо" представлены оригинальные работы советских художников в технике фотомонтажа, оригинальные плакаты конструктивистов, в которых воспета индустриальная мощь поездов. Здесь представлена металлизированная инсталляция Аллы Урбан и проект, где соединён визуальный контекст "Большого стекла" Марселя Дюшана и акустики Джона Кейджа. В заключительном разделе "Место действия — поезд" обогащено смысловое поле проекта: рассматривается образ поезда в художественной литературе, театре, живописи классиков второго русского авангарда. Павел Отдельнов. Inside. Outside. Фото: пресс-служба Фонда культуры "Екатерина" Новая работа "Композиции с образом поезда" Константина Батынкова открывает раздел, в котором также представлены фото-инсталляции Льва Мелихова, Владислава Ефимова, архивная хроника прибытия легендарного "Поезда Победы" 10 мая 1945 года. В зале помещены новейшие системы живописи Эрика Булатова, Ильи Кабакова, работы Павла Отдельного, Игоря Ширшкова, Семёна Файбисовича. Одно из наиболее выделяющихся полотен раздела – реалистическая работа Кузьмы Николаева "Прокладка железнодорожного пути в Магнитогорске из коллекции РОСИЗО". В "зале Анны Карениной" представлены литературно-театральные ассоциации, которые отмечены своеобразным эпиграфом — объектом Сергея Катрана по мотивам лекции Владимира Набокова и бинарной инсталляцией Натальи Данберг, которая иную версию романа, где творческая игра ребенка предотвращает гибель героини Льва Толстого. Эта тема дополнена стремительно мчащимся поездом Анны Ефремовой. Он передвигается в "обратной" перспективе Павла Флоренского, в нём соединены прошлое и будущее нашей истории. Он приглашает войти в магический "вокзал для двоих" Леонида Тишкова. Яркий, устремляющийся на зрителя свет фонаря этого поезда открывает ностальгическую тотальную инсталляцию Александра Бродского – плацкартный железнодорожный вагон, который равномерно покачивается и мерцает окнами. Он обращён к культурной памяти нашего детства. Особое место в этой "философской" арт-территории отведено "кабинету" режиссёра Вадима Абдрашитова, мастера новейшего кино-языка, который использовал образ поезда в радикальной социо-культурной драматургии. Выставка завершается бесконечной протяженностью звукового образа локомотива, интегральным акустическим проектом Сергея Филатова, который транслирует свой сигнал в пространство двуканальной инсталляции Сергея Головача "Следующая станция Chinatown" (Россия – Китай). Стрела Транссибирской магистрали устремлена здесь на Восток, где заканчивается путешествие зрителя. Он переживает феномен поезда в контексте культуры последнего столетия и открывает в своём сознании новые формы существования в нашей техногенной реальности.