Ещё
Аладдин
Приключение, Комедия, Семейный
Купить билет
Гори, гори ясно
Фантастика, Ужасы, Драма
Купить билет
Покемон. Детектив Пикачу
Мультфильм, Приключение, Фэнтези
Купить билет
Джон Уик 3
Боевик, Триллер
Купить билет
Дом, который построил Джек
Триллер, Ужасы, Драма
Купить билет
Отпетые мошенницы
Комедия
Купить билет
Мстители: Финал
Боевик, Приключение, Фантастика
Купить билет
Зелёная книга
Биография, Комедия
Купить билет
Большое путешествие
Мультфильм, Приключение, Комедия
Купить билет
В метре друг от друга
Мелодрама
Купить билет
Ядовитая роза
Детектив, Триллер
Купить билет
Миллиард
Боевик, Приключение, Комедия
Купить билет
Игрища престолов
Комедия
Купить билет
Маугли дикой планеты
Мультфильм, Приключение, Комедия
Купить билет
Миа и белый лев
Приключение, Семейный
Купить билет
Пылающий
Детектив, Драма
Купить билет
Братство
Триллер, Военный
Купить билет
Щенячий патруль и Нелла, отважная принцесса
Мультфильм, Приключение
Купить билет
Отель Мумбаи: Противостояние
Исторический, Триллер, Драма
Купить билет
Красивый, плохой, злой
Биография, Драма, Криминальный
Купить билет

«Дон Жуан»: шлягер как открытие 

Фото: Ревизор.ru
Куратор проекта, музыковед и креативный организатор Михаил Фихтенгольц (с нового сезона он — директор Оперы Цюриха), несмотря на занятость в Европе, многие годы проводит циклы оперных вечеров в Москве, Они всегда отличаются тщательным отбором певцов и музыкантов. Но кастинг нынешнего «Дон Жуана» был особо выдающимся. За дирижерским пультом стоял Стефано Монтанари. С виду — то ли хипстер, то ли метросексуал: кожаные брюки, сапоги, серьга в ухе, вязаная кофта и по перстню на каждом пальце. Кажется, что, если и играть ему музыку, то современную. И непременно — отвязную. Или альтернативный джаз в ночном клубе. Но Монтанари известен как специалист по музыке восемнадцатого века, причем аутентичной. Именно поэтому его Моцарт был стремителен, упруг и полон задорной энергии, словно накачанный до упора воздушный шарик. (Кстати, джаз на концерте все равно вспоминался). С Камерным оркестром России под управлением Монтанари было понятно, почему «Дон Жуан» имеет подзаголовок «Веселая драма». Неудержимая «витальность» и отчаянный азарт трактовки (жизнь — рулетка, дарующая выигрыш тем, кто готов рисковать, но можно и проиграться вдрызг) удивительным образом соединялся с утонченным академизмом — в смысле красоты и пластичности звука, проработанности нюансов партитуры. Кроме того, Монтанари (взяв в зубы дирижерскую палочку) играл в речитативах на хаммерклавире и топал сапогом, изображая роковую поступь каменной статуи. В общем, не давал скучать ни секунды. При этом ни на секунду не забывая о главном — сплаве неуемного лукавства и философической серьезности, из которых соткана музыка «Дон Жуана».
Фото: пресс-служба Московской филармонии
Певцы не уступали оркестру. Международная вокальная команда, которую собрали на этот вечер, подарила несколько часов меломанского счастья. И, что удивительно, в этот вечер было шесть дебютов. Все, кроме Дон Жуана (Даниэл Окулич) и Лепорелло (Андреас Вольф), пели свои партии впервые, но голоса так точно подобраны, что ансамбли по звучанию близки к идеалу. Каждый певец по отдельности тоже был праздником, а великолепие вокала подпиралось отменным актерством. Змеиный яд и медовая сладость, источаемые голосом и манерами Дон Жуана. Красоты рулад влюбленного и смиренного дона Оттавио (Алексей Неклюдов). Хитроватая наглость прохиндея Лепорелло (Андреас Вольф). Безупречно ровный баритон благородного простака Мазетто (Морган Пирс). Яркое кокетство «простодушной» Церлины, крестьянки себе-на-уме (Софи Юнкер). Праведный гнев двух женщин, жертв соблазнителя, когда разномастные эмоции переполняют душу, а исправить ничего уже нельзя (Генриэтта Бонде-Хансен и Лреон Снуффер в партиях донны Анны и донны Эльвиры). И так жаль, что хор ансамбля «Интрада» в этой опере поет немного: коллектив, которым руководит Екатерина Антоненко, всегда прекрасен.
Актерская игра, которой с наслаждением (и чувством меры) предавались солисты, фактически превратила концертное исполнение почти в спектакль. В нем было уместно все. Гримасы, смешки и ужимки, поджатые в гневе рты и радостные, до ушей, улыбки, подмигивания и тычки. И смартфон в руках Лепорелло, где зафиксирован донжуанский список дон Жуана, приводящий в стопор донну Эльвиру. Кстати, все детали общения на сцене певцы фактически придумали сами. Причем учли особенности конкретного зрительного зала: Командор (Николай Казанский), например, поет свои грозные реплики с высокого бокового портика. А перед отправкой Дон Жуана в ад тот же персонаж появляется в партере из главного прохода, идет к сцене, грешник непроизвольно пятится, а публика, как зритель «ужастика», купается в чувстве страха.
Фото: пресс-служба Московской филармонии
В финале купировали финальный морализаторский ансамбль, который обычно распевают преуспевшие мстители. Это решение дирижера. Монтанари считает, что ансамбль, появившийся в венской постановке, а не на премьере в Праге, призван сгладить шок от сцены с Командором и изначально не был задуман Моцартом, который затем решил пойти на уступку венской публике.
Главное в этом проекте — снятие векового почтительного глянца, этого «вот нетленная классика гения, которую не трогай», что превращает живое искусство в идола. Подобную задачу — продуть много раз слышанный «хит» свежим ветром — в разных странах решают удачные театральные постановки. В концертном исполнении сделать такое гораздо трудней. И когда умирающий герой упал к ногам безжалостного мстителя с того света, а аплодисменты затопили зал, было время осознать, что мы слушали одно из лучших исполнений «Дон Жуана» за многие годы.
Комментарии
Читайте также
Новости партнеров
Новости партнеров
Больше видео