Ещё
Стриптизерши
Стриптизерши
Триллер
Купить билет
Щегол
Щегол
Драма
Купить билет
Однажды в... Голливуде
Однажды в... Голливуде
Трагикомедия
Купить билет
Одесса
Одесса
Ромком
Купить билет
Аладдин
Аладдин
Приключение, Комедия, Семейный
Купить билет
Битва
Битва
Драма
Купить билет
Дорогой папа
Дорогой папа
Комедия, Мелодрама
Купить билет
Королевские каникулы
Королевские каникулы
Мультфильм, Комедия, Семейный
Купить билет
Игра Ганнибала
Игра Ганнибала
Боевик, Триллер
Купить билет
Пункт назначения: Смайл
Пункт назначения: Смайл
Триллер, Ужасы, Драма
Купить билет
Angry Birds 2 в кино
Angry Birds 2 в кино
Мультфильм, Приключение, Комедия
Купить билет
Король Лев
Король Лев
Приключение, Мюзикл, Семейный
Купить билет
Я иду искать
Я иду искать
Детектив, Триллер, Ужасы
Купить билет
Эбигейл
Эбигейл
Приключение, Фэнтези
Купить билет
Зелёная книга
Зелёная книга
Биография, Комедия
Купить билет
Жара
Жара
Комедия
Купить билет
Форсаж: Хоббс и Шоу
Форсаж: Хоббс и Шоу
Боевик, Приключение
Купить билет
Смерть и жизнь Джона Ф. Донована
Смерть и жизнь Джона Ф. Донована
Драма
Купить билет
Царство
Царство
Боевик, Исторический, Военный
Купить билет
Щенячий патруль: Суперпатруль 2
Щенячий патруль: Суперпатруль 2
Мультфильм
Купить билет

Бескорыстная помощь палачей: история мадам Тюссо 

В этот день, …лет назад
Восемнадцатого апреля 1850 года скончалась Анна Мария Тюссо, создательница знаменитого музея восковых фигур в Лондоне. Длинная-длинная жизнь…
Она родилась в Страсбурге в семье Йозефа Гросхольца и швейцарки Анны-Марии Вальтер. Отец погиб незадолго до рождения дочери во время Семилетней войны, по сути, оставив ей только фамилию. Но она была очень хорошо известна в тех краях — Гросхольцы в течение нескольких поколений работали в Эльзасе палачами.
Встречи с палачом в обыкновенной мирской жизни местные жители старались всячески избегать. И не удивительно: всем еще было памятно, как в средневековой Европе не церемонились ни с мнимыми, ни с явными еретиками и прочими преступниками — государственными и не очень. И последним, кого видели эти обреченные на эшафоте, как раз и был палач. Он вызывал не просто страх, а панический ужас не только у простого народа, но и у людей образованных.
Фигуры и  в музее Мадам ТюссоВ этой связи вспоминается анекдот из записных книжек князя П. А. Вяземского. Князь Александр Михайлович Белосельский-Белозерский, блестящий дипломат и остроумный писатель, ехал в Турин, куда был назначен посланником ко двору Сардинского короля. Остановился на отдых в Лионе, и пошел бродить по городу:
"В прогулке своей заблудился он в городских улицах и никак не мог отыскать гостиницу, в которой остановился. Не зная ни названия гостиницы, ни названия улицы, на которой она стоит, не мог он даже справиться у прохожих, как бы до нее добраться.
Усталый и раздосадованный, остановился он перед домом, блистательно освещенным, откуда долетали до него звуки речей, хохот и музыка оркестра. Он решился войти в дом… Хозяин, высокого роста и дюжий мужчина, вежливо принял его и сказал, что очень рад неожиданному посещению его. Князь принял участие в танцах, а после приглашен был сесть за ужин между хозяином и другими гостями такого же плотного сложения.
Посреди самой веселости в этом обществе отзывалось что-то суровое и тяжелое… Все это подстрекало любопытство князя и занимало его. Добродушно чокался он рюмками с соседями своими и внутренне радовался, что случайно набрел на такую картину.
Между тем провожатый его или лон-лакей, который где-то потерял его из виду и долго искал, напал, наконец, на следы его. Он вошел в дом и показался в дверях столовой… громко просил князя выйти к нему.
— Ваше сиятельство! — сказал он ему с расстроенным лицом и дрожащим голосом. — Вы не знаете, где вы находитесь!.. Этот человек, который сидит рядом с вами, по правую руку, он…
— Кто же он?
— Лионский палач.
Князь отскочил от него.
— А другой, сидящий налево… — продолжал лон-лакей.
— Ну, а он кто?
— Палач из Монпелье. Эти два исполнителя закона обвенчали детей своих и празднуют их свадьбу.
Хотя это было и ночью, но князь, добравшись до гостиницы, велел тотчас запрячь лошадей в свой дормез и поспешно выехал из города. Но долго еще после того мерещились ему два соседа его и обезглавленные тени несчастных, которых они на своем веку казнили"…
А приобщил к искусству будущую мадам Тюссо ее отчим — скульптор Филипп Куртиус. В Париже, куда переселилась семья, Куртиус отлил из воска в натуральную величину скульптуру мадам Дюбарри — фаворитки короля Людовика XV. Портрет оригиналу понравился. Этого было достаточно, чтобы скульптор стал в одночасье популярен. Быстро росло число заказов. К их исполнению Куртиус привлекал и свою приемную дочь. Мари создавала модели Вольтера, Жан-Жака Руссо, , членов королевской семьи.
После взятия Бастилии отчим вынужден был бежать из Франции. Мари продолжает его дело: у нее много заказов — робеспьеры и дантоны тоже хотели запечатлеть себя в воске для истории.
Но возникли трудности. Воска-то хватало — благо новые власти позакрывали много церквей. А натуральные волосы достать было сложно. Но Мари решила проблему просто. Благодаря имени своего отца, которого она в жизни не видела. Парижские палачи разрешили дочери своего коллеги срезать волосы с голов гильотинированных.
Вскоре Мари вышла замуж, стала мадам Тюссо, сделала скульптурное изображение головы самого Наполеона. Но личная жизнь не сложилась. Она едет в Британию на свою выставку, которая проходит с аншлагом. Увидев свою популярность, решила остаться на Туманном Альбионе. Теперь ее моделями становятся представители английской знати. Но не только они. Мадам Тюссо снимает маски с преступников накануне казни, а иногда и после нее. Зачем? Оказывается, восковые фигуры убийц и кровавых преступников неизменно привлекали повышенное внимание флегматичной английской публики.
И кто потом скажет, что дети не копируют своих родителей, не перенимают какие-то их черты характера? Отец — палач, а дочь — скульптор посмертных масок жертв палача.
Cотрудник музея мадам Тюссо готовит новую фигуру королевы Елизаветы IIВ 1835 году мадам Тюссо приобретает особняк на Бейкер-стрит, на той самой, и открывает там первую постоянную выставку.
Она прожила 88 лет и почти до конца дней своих работала. Одним из последних ее произведений стал автопортрет…
С тех времен музей, конечно, очень разросся. Кого там только не встретишь!
В нем представлены и русские персонажи: Петр I, Екатерина II, Достоевский, Ленин, Гагарин, Горбачев… Все понятно. Только по последнему — генсеку  — есть вопросы: а за что он-то, собственно говоря, удостоен такой чести? За развал СССР? Впрочем, подобные экшены Запад любит. А от этого уже совсем недалеко до фильма «Музей восковых фигур». Хотя, по большому счету, это так, детские страшилки. По-настоящему страшно, когда не появляется что-то новое, а исчезает то, что было всегда, что-то хорошо привычное: жена, деньги (если они, конечно, были), айфон, усы (как у Грудинина), нос… Вспомните, как майор у Гоголя переживал: «без носа человек — черт знает что: птица не птица, гражданин не гражданин, — просто возьми да и вышвырни за окошко!» А ведь до этого он свой нос почти не замечал! А «всадник без головы»? А что?! Он очень даже оригинально смотрелся бы в музее восковых фигур мадам Тюссо.
Автор , радио Sputnik
Хотите всегда быть в курсе последних событий в стране и мире? Подписывайтесь на наш Twitter. Обещаем, вам всегда будет что почитать — интересное, актуальное, полезное.
У радио Sputnik также есть паблики ВКонтакте и Facebook. Присоединяйтесь!
Советские звезды, сломанные жизнью
Комментарии
Читайте также
Новости партнеров
Новости партнеров
Больше видео