Фильмы
ТВ
Сериалы
Актеры
Тесты
Фото
Видео
Прямой эфир ТВ

Особое назначение. Часть вторая

Имена Римского-Корсакова и Мусоргского навсегда связаны. Но люди они были очень разные. Римский-Корсаков – морской офицер, а Мусоргский – сухопутный (служил офицером лейб-гвардии Преображенского полка). Римского-Корсакова называли «застёгнутым на все пуговицы». Был он будто бы «слишком правильным» - в отличие от Мусоргского. Тот был скорее человек-стихия – во всех смыслах непричёсанный. На «все пуговицы» Мусоргский при всём желании застегнуться не смог бы: некоторые «пуговицы» просто отсутствовали изначально. «Причесал, завил и одеколоном облил»Разница между Римским-Корсаковым и Мусоргским очевидна, когда знакомишься с различными редакциями музыки Мусоргского. Многое отредактировано Римским-Корсаковым. В книге Юрия Федосюка «. Короткие встречи с великими» есть эпизод, связанный с обоими композиторами, имеющими отношение к Псковской губернии. Федосюк говорит: «Я знаю «» только в оркестровке Римского-Корсакова», а Шостакович, отвергающе взмахнув рукой, отвечает: «Это не то. Римский-Корсаков Мусоргского причесал, завил и одеколоном облил. У меня же оркестровка грубая, под Мусоргского».Мусоргский – это грубость, в том числе музыкальная. И для многих эта самая грубость – коренное достоинство, признак самобытности.Правда, природа этой грубости требует пояснений. Один из ближайших друзей и соавторов Мусоргского поэт Арсений Голенищев-Кутузов написал об этом так: «Человек нежный до женственности и деликатный до наивности, - он [Мусоргский – Авт.] изо всех сил старался и, к сожалению, иногда не без успеха, придать себе характер грубости, резкости, угловатости, будучи убеждён (конечно, с чужих слов), что они суть признаки внутренней силы и гениальности».Грубость как признак гениальности. Интересный поворот.На второй день 44-го псковского фестиваля русской музыки им. М. П. Мусоргского и Н. А. Римского-Корсакова в исполнении оркестра Санкт-Петербургской консерватории им. Н. А. Римского-Корсакова под управлением прозвучали хрестоматийные «Картинки с выставки» (в оркестровке ). Но это они сейчас – хрестоматийные. А при жизни Мусоргского ноты даже изданы не были. Их отредактировал как раз Римский-Корсаков. Ноты были изданы спустя пять лет после смерти автора – в 1886 году. То есть прошло двенадцать лет после написания. Позднее Римского-Корсакова упрекали: он исправил авторские «ошибки», отчасти лишив пьесы нового свежего звука.Мусоргский сочинил свои фортепианные пьесы «Картинки с выставки» за двадцать июньских дней 1874 года под впечатлением посещения мемориальной выставки своего внезапно умершего товарища – архитектора и художника Виктора Гартмана.Оркестр Санкт-Петербургской консерватории им. Н. А. Римского-Корсакова под управлением ректора Алексея Васильева. Псков, 21 апреля 2018 г. Фото: Андрей Кокшаров.«Картинки с выставки», разумеется, звучат на псковском фестивале регулярно. В 2012 году на этой же сцене Псковской областной филармонии их исполняла . Помню, как в первом отделении того концерта телефоны псковских зрителей молчали, но когда во втором отделении Екатерина Мечетина, сев за рояль, заиграла «Картинки с выставки» - телефоны вдруг начали звонить. Особенно, когда звучала пьеса «Быдло».За шесть лет кое-что изменилось. Псковская публика научилась отключать телефоны и перестала аплодировать между частями музыкальных произведений. Во всяком случае, звуковых помех стало значительно меньше. Как ни странно, меняются и «Картинки с выставки». И дело здесь не только в различных оркестровках и аранжировках.Публика после псковского концерта нахваливала оркестр Санкт-Петербургской консерватории такими словами как «вот что значит молодость». Но сама по себе молодость не даёт никакой гарантии качества. Всё-таки важнее талант – исполнительский и дирижёрский, важно качество инструментов, важен полноценный состав оркестра. 21 апреля 2018 года всё это было на месте.В XXI веке «Картинки с выставки» по-прежнему могут звучать свежо – по той причине, что смело нарушал каноны. Да и вообще, какие могут быть каноны, когда пьесы называются «Балет невылупившихся птенцов», «Быдло» и «Катакомбы. С мёртвыми на мёртвом языке»?Или что такое пьеса «Гном»? Это же щелкунчик, только не Чайковского, а Мусоргского. Те, кто весной 1874 года видели эскиз Гартмана, вдохновивший на сочинение этой мелодии, говорили, что на нём была изображена ёлочная игрушка - щелкунчик.«Мертвецы сидели в театре, мертвец управлял оркестром мёртвых »Модест Мусоргский родился в селе Карево (старинное название – Алексеевское) Торопецкого уезда Псковской губернии. Предки Мусоргского жили на Псковской земле с XVII века. В Карево и соседнем Наумово будущий композитор Модест Мусоргский провёл первые десять лет своей жизни. На роду ему было предназначено быть военным, и пребывание в армии произвело на него сильное впечатление. Контраст между относительно спокойным пребыванием в русской усадьбе и армейскими нравами был так силён, что будущий композитор запомнил это навсегда.Понятно, что Мусоргский – композитор. Но он, судя по некоторым его письмам, ещё обладал и литературными способностями. Видно, увлечение произведениями Гоголя даром не прошло. Июльское письмо 1872 года критику Модест Мусоргский начинает так: «"Темень тёмная непроглядная" - так поёт юродивый в моём "Борисе" и, боюсь, не всуе поёт. Сам-Питербух и его окрестности изображают, по двухножной части, сплошной детский лагерь; фабричные бродят по улицам, насвистывая или нахрипывая мощные военные марши, даже бабы ягодницы выкрикивают по военному, напр. и септима нерусская и малина фанфарная. Невинные ангелы - дети упражняются с помощью тщательно выструганных фузей в применении теории Мальтуса и терпеливо ждут начальника, более взрослого невинного ангела, который, в свою очередь, ждёт архиначальника, на этот раз юного телеграфиста "на посылках" с зевсовыми громами на погонах и околышке и с бабьим лицом. В Pärlaga я слышал дикие воинственные крики каких-то человеческих снетков, видел издали знамёна, значки, сабли, фузеи.... оных снетков обучает, говорит какой-то гусарский офицер. На плацпарадах видны дефилирующие легушата с отвислыми животами, ноги колесом и тоже с доморощенными фузеями....Что то будет? Даже петухи выкрикивают марши! что-то будет?..»Каково? Звучит, как музыка, но не только. Музыка – это что-то, что выше всякого смысла. А здесь тонкие и безжалостные наблюдения. Мусоргский вообще умел быть безжалостным, и его письма не всегда столь же литературны. Более того, некоторых чувствительных людей они приводят в ужас. Как написала в одной из статей литературовед Елена Иваницкая, имея в виду январское 1867 года письмо Мусоргского композитору : «В девятнадцатом веке, по-моему, на русском языке ничего омерзительнее написано не было».Ну почему же? Кого тогда или тем более сейчас этим удивишь . «Письмо крайне тягостно читать и вовсе не хочется цитировать, - считает Елена Иваницкая. - Наши доморощенные нацисты - люди невежественные, а то бы давно этим письмом размахивали».Да, вряд ли «доморощенные нацисты» слушают в свободное от нацизма время «Бориса Годунова» и «Хованщину», или хотя бы «Картинки с выставки». Но письмо Балакиреву многие точно читали. Оно обильно цитируется в разных статьях или приводится полностью – в изданиях определённого идеологического направления вроде журнала «Наш современник». Это совсем не секретное письмо, затерянное в собраниях сочинений. Оно опубликовано, например, у в «Голосе, рождённом под Вологдой: повести о композиторе ». Пишут, что оно антисемитское. Вряд ли это так.Антиеврейскими выпадами Мусоргский не ограничивается. Наоборот, он говорит, что евреи «лучше чехов». Важно иметь в виду, что Мусоргский пишет Балакиреву, то есть единомышленнику. В балакиревском кругу был принят такой тон и такое отношение ко всему нерусскому. Важно и то, что Балакирев тогда находился в Праге и делился впечатлениями о чешских порядках и чешских любителях музыки. И Мусоргский заочно так проникся античешским духом, что перешёл на откровенные ругательства про «Чехляндию» и «народа-мертвеца». Тон этот был совсем не исключительный. В России в определённых славянофильских кругах так выражались многие, думая, что тем самым возвеличивают Россию и пестуют «русский дух». «Славянский звук не дошёл до славянской души, - писал Балакиреву разбушевавшийся Мусоргский, - потому что Сметана испростоквашил этот звук? Неправда! не мог он настолько искалечить всю оперу, чтобы не нашлось в ней живого места, которое бы заставило встрепенуться живого человека. Мертвецы сидели в театре, мертвец управлял оркестром мёртвых »Не случайно художественный фильм «Мусоргский» при Сталине был выпущен в разгар кампании по борьбе с космополитизмом и был удостоен Сталинской премии I степени.Фильм «Мусоргский», режиссёр , 1950. «Могучая кучка» композиторов, Мусоргский – в военном шлеме, крайний справа.«Мне кажется, он совершенный идиот»Однако после фразы про «народа-мертвеца» нельзя сказать, что Мусоргский был «античехом». Надо брать шире. Чехи только пришлись к слову, как и евреи. Да, он писал: «Из всех двуногих чешских скотов едва тройку можно подобрать таких, которые имеют право принадлежать к человеческой породе» (что-то похожее сейчас у нас «русские патриоты» пишут об украинцах, эстонцах или американцах). Но ведь о немцах он писал не лучше. Не говоря уже о поляках. Здесь важен не столько смысл, сколько лексика. Ругать тоже можно по-разному. Модест Мусоргский пишет про «совокупление польской клики с алемано-коисерваторской тупостью», что «представляет плод, равный рвотному камню».Совокупление, рвота Здесь не идеологическое, а физиологическое. «Во всей Европе относительно музыки царят и заправляют два начала: мода и рабство», - пишет Мусоргский и грубо отзывается обо всех европейских народах, о которых вспоминает – французах, итальянцах, испанцах, греках. Но автор опубликованной в серии ЖЗЛ книги «Мусоргский» Сергей Федякин старается смягчить отрицательный эффект такого высказывания: «Не на англичан, французов, немцев и чехов нападал Мусоргский (хотя бы уж потому, что так чтит и француза Берлиоза, и немца Бетховена). Ему отвратительно торгашество и бюргерская тупость » Звучит не очень убедительно. Хотел бы так сказать – сказал бы.Эти высказывания Мусоргского об «инородцах» хороши тем, что делают великорусский шовинизм очень выпуклым: «Тупая и отпетая сторона пивного брюха с молоком и сладким супом отвратительна в истых, коренных немцах, но ещё поганее в рабах рабов - чехах, не желающих иметь своей физиономии».Мусоргский и сам понимает, что горячится, потому и оправдывается: «Всю эту канитель я наплёл, дорогой мой Милий, потому, собственно, что ярость меня взяла за Ваше положение между этими скотами, что задор меня берёт обрезать немцу, итальянцу - [еврею] (всё равно) у нас на Руси, путь к облапошиванию добродушных русаков». Эти слова, пожалуй, в письме – главные. Подобным образом до сих пор рассуждают «патриоты» из «». Русаки – добродушны, а инородцы так и норовят ущемить бедного нашего соотечественника.Музыковед говорил, что свой великорусский шовинизм Мусоргский оставил при себе. То есть на творчестве это не сказывалось. Впрочем, на творчестве сказывается всё. Плохое, хорошее О многих вещах в жизни Мусоргского, в том числе и тех, что происходили в Псковской губернии, здесь не хочется даже упоминать. Это можно было бы назвать сплетнями, если бы не письма Мусоргского, которые до нас дошли . Близкий Мусоргскому критик Стасов (тот самый, которому Мусоргский посвятил «Картинки с выставки») однажды написал: «Мне кажется, он совершенный идиот». Балакирев называл его «почти идиотом». Вот только в каком смысле? Одно время Мусоргский увлекался книгами Достоевского, и они на него повлияли.К тому же, как писал Римский-Корсаков, в жизни Мусоргского в последние годы было «полное падение, алкоголизм и вследствие того всегда отуманенная голова». Но тот же Римский–Корсаков обращал внимание на то, что этому сопутствовало «горделивое самомнение его и убежденность в том, что путь, избранный им в искусстве, единственно верный».Вот это-то самомнение и помогло Мусоргскому сочинять вопреки правилам.«Говорят, что злоупотреблять спиртными напитками вредно»Нельзя сказать, что Мусоргский пил алкоголь больше многих других композиторов-современников. , отзывавшийся о Мусоргском как о композиторе очень плохо, пил не меньше, но голову не терял. 11 июня 1886 года Чайковский написал: «Говорят, что злоупотреблять спиртными напитками вредно. Охотно согласен с этим. Но, тем не менее я, т. е. больной, преисполненный неврозов человек, - положительно не могу обойтись без яда алкоголя, против коего восстает г. Миклухо-Маклай. Человек, обладающий столь странной фамилией, весьма счастлив, что не знает прелестей водки и других алкоголических напитков Ну, вот я, например, каждый вечер бываю пьян и не могу без этого . В первом периоде опьянения я чувствую полнейшее блаженство »Афиша фильма 1950 года «Мусоргский», режиссёр Григорий Рошаль. Если Чайковского от чего и воротило, так это не от алкоголя, а от музыки Мусоргского. 29 октября 1874 года он написал своему брату Модесту Чайковскому: «Я изучил основательно „Бориса Годунова“...Мусоргскую музыку я от всей души посылаю к чёрту; это самая пошлая и подлая пародия на музыку».В Псковскую губернию – в Карево и Наумово – Мусоргский приезжал постоянно, работал над оперой «Борис Годунов» («самой пошлой и подлой пародией»), сочинял романсы. Своё Intermezzo он написал, когда зимой 1861 года приехал в деревню к матери и в солнечный праздничный день встретил толпу мужиков, с трудом шедших по сугробам – проваливаясь и выкарабкиваясь. «Это, - вспоминал Мусоргский, - было всё вместе и красиво, и живописно, и серьёзно, и забавно. И вдруг, - говорил он, - вдали показалась толпа молодых баб, шедших с песнями, с хохотом по ровной тропинке. У меня мелькнула в голове эта картина в музыкальной форме, и сама собою, неожиданно сложилась первая «шагающая вверх и вниз» мелодия a la Bach: весёлые смеющиеся бабёнки представились мне в виде мелодии, из которой я потом сделал среднюю часть или Trio »Intermezzo – вещь инструментальная. Каждый, кто слышит, видит своё, но есть у Мусоргского хрестоматийные вещи, напрямую связанные с Псковом и Печорами. Причём не только в музыке. Он помогал Римскому-Корсакову подбирать слова к хоровым песням в опере «Псковитянка», основываясь на псковском фольклоре.Наконец, в биографии Мусоргского есть и такой экзотический эпизод. В «Псковских губернских ведомостях» от 26 июня 1876 года напечатано: «Указом правительствующего сената от 16 сего июня утверждены почётными мировыми судьями по Торопецкому судебно-мировому округу: полковник ... капитан Пётр Языков, полковник Голенищев-Кутузов, генерал-адъютант Сергей Кушелев, подпоручики Филарет и Модест Мусоргские».Какой Мусоргский был мировой судья – мы не знаем, но композитором он был, несмотря ни на что, мирового уровня.«Где люди, жизнь - там нет места предвзятым параграфам и статьям»Завершился нынешний фестиваль русской музыки выступлением группы Dagamba. Она из Латвии, но фронтмен группы латыш Валтер Пуце (виолончель) особо подчеркнул интернациональный состав (литовский пианист, итальянский барабанщик, русский виолончелист и иранский перкуссионист).Бывает, группу Dagamba называют «музыкальными хулиганами» (Мусоргского в своё время тоже могли бы так называть). Если эклектика - это хулиганство, то хулиганами их называют обоснованно. Правила они нарушают с удовольствием.В этот вечер филармоническая аудитория разительно отличалась от той, что приходила в первые два дня на классические концерты. Во-первых, людей в зале было больше. Во-вторых, они были моложе. Концерт долго не мог завершиться. Публика жаждала новых композиций. Группе из Риги уже и диплом фестиваля вручили, но зрители требовали продолжения шоу.Группа Dagamba. Псков, 22 апреля 2018 г. Фото: Андрей Кокшаров.Dagamba сочетает классику, рок и этническую музыку. Связка классики и этно в их исполнении мне кажется более органичной. Во всяком случае, Хамидрез Рахбаралам (даф, вокал), его пение и игра придали концерту глубину. Хотя от русской музыки это было максимально далеко. Зато тут чувствовались не только виртуозность и напористость, но и нечто большее. Большой персидский бубен и пронзительная восточная песня в обрамлении виолончелей и клавишных – это было, наверное, лучшее, что прозвучало в этот вечер.Хотя наибольший энтузиазм у публики вызывали более популярные вещи вроде «Времён года» Вивальди или оды «К радости» Бетховена.«Я счастлива, что оказалась здесь», «фантастический концерт» Зрители после концерта с удовольствием делились впечатлениями. Но были и те, кто посчитал концерт группы Dagamba, мягко говоря, не слишком удачным. Поверхностным, что ли. Профессиональные аранжировки, безусловное исполнительское мастерство, умение работать с залом Это не отрицалось. Но, кажется, что музыкантам почти всё равно, что исполнять: Бетховена, U2, Прокофьева, Rammstein, Рахманинова, ABBA, «Очи чёрные», Вивальди Но делают они это с одинаковым энтузиазмом, и если приедут в Псков ещё, то аншлаг гарантирован.Быть может, кто-нибудь из зрителей, наслушавшись виолончелей от Dagamba, в будущем захочет услышать те же классические произведения без рок-обработки.***В июле 1872 года, по обыкновению подписавшись «Ваш Мусорянин», Мусоргский написал письмо критику Владимиру Стасову. В нём есть интересные слова о том, что композитор думал о живом и неживом искусстве и отчего «наши музыканты чаще о технике толкуют, чем о целях и задачах исторических». Людей, которые больше обращают внимание на технику извлечения звука из музыкального инструмента, чем на одухотворённость и красоту, он называл «симфоническими попами» («я не против Симфонии, но против симфонистов - неисправимые консерваторы»).«Воистину - пока музыкант художник не отрешится от пелёнок, подтяжек, штрипок, до той поры будут царить симфонические попы, поставляющие свой талмуд 1-го и 2-го издания как альфу и омегу в жизни искусства, - написал Мусоргский Стасову. - Чуют умишки, что талмуд их неприменим в живом искусстве: где люди, жизнь - там нет места предвзятым параграфам».Успех или неудача любого музыкального произведения, любого музыкального фестиваля впрямую связаны с тем, сколько в них вложено живого таланта и сколько «параграфов и статей».Чтобы оперативно отслеживать самые важные новости в Пскове и России, подписывайтесь на наши группы в «Телеграме», «ВКонтакте», «Твиттере», «Фейсбуке» и «Одноклассниках».
Особое назначение. Часть вторая
Фото: Псковская губернияПсковская губерния