Выставки в листе ожидания

28 мая 2018 года исполнится 60 лет с принятия постановления Совмина СССР о создании в Москве Выставки достижений народного хозяйства (ВДНХ) путем объединения трех всесоюзных экспозиций — промышленной, сельскохозяйственной и строительной. ОТ ВСХВ ДО ВДНХ: РЯД ВОЛШЕБНЫХ ИЗМЕНЕНИЙ Сама ВДНХ считает себя на 19 лет старше и ведет свое летоисчисление с 1939 года, с открытия Всесоюзной сельскохозяйственной выставки — ВСХВ. А вообще-то замысел показать результаты социалистического труда возник еще в 1933 году на Первом всесоюзном съезде колхозников-ударников. Подарок планировался к 20-летию Октябрьской революции. Срок жизни временных деревянных павильонов рассчитывался на 100 дней, но простояли они дольше. Под 250 зданий, пруды, парки и опытные участки выделили 136 гектаров на северной окраине Москвы. К августу 1939 года на бывшем пустыре вырос целый выставочный городок. Его открытие стало огромным событием не только для столицы, но и всей страны. Он дал «живые примеры» роста колхозов и совхозов, их зажиточной и культурной жизни, осветил подъем всех отраслей сельского хозяйства, успехи машинно-тракторных станций, науки, достижения передовиков и знатных людей колхозной деревни. Зарубежные гости левых взглядов были впечатлены. Датский писатель Андерсен-Нексе в восторге писал, что получил на ВСХВ более глубокое представление о человечестве, чем на ранее виденных им всемирных выставках. Открытие увенчала вернувшаяся с парижской Экспо-1939 скульптура Веры Мухиной «Рабочий и колхозница». Потом к ней добавились другие советские символы: фонтан «Дружба народов», ракета и космический корабль «Восток» — копия гагаринского (на месте, где в 30-е годы стоял памятник Сталину). На выставке снимались культовые фильмы: «Подкидыш», «Светлый путь», «Свинарка и пастух». Когда грянула Великая Отечественная война, скот и экспонаты вывезли, а оставшееся приспособили под нужды фронта. В производственно-технических мастерских разместились цеха военно-ремонтного завода по сборке мотоциклов, а в клубном павильоне образцовой советской деревни открылась школа разведки и контрразведки, где обучали противодействию абверу. ВСХВ, ВДНХ, ВВЦ (Всероссийский выставочный центр), а с 2014 года вновь ВДНХ. Со сменой эпох менялось не только название крупнейшей экспозиции страны, но и характер ее работы. Рупор достижений социализма в 70-е годы прошлого века, огромный рынок в лихие 90-е и всегда популярнейшее место отдыха и развлечений москвичей и гостей города. С 2000-х годов выставка стала обретать второе дыхание и возвращаться к своему первоначальному назначению. ЗЕРКАЛО ДОСТИЖЕНИЙ С МАРКЕТИНГОМ В ОДНОМ ФЛАКОНЕ В День космонавтики президент Владимир Путин вместе с мэром Москвы Сергеем Собяниным открыл на ВДНХ в отреставрированном павильоне «Космос» центр «Космонавтика и авиация». В нем представлено свыше 100 экспонатов предприятий оборонки и около двух тысяч архивных документов. Среди них: спускаемый аппарат корабля «Восток-1», макеты орбитального комплекса «Мир», грузового корабля «Прогресс» и орбитального самолета МАКС. В советский «плановый» период продвижение товаров в современном понимании не требовалось. Поэтому излишка выставочных площадей в СССР не наблюдалось. Основные были сосредоточены в столице (ВДНХ, Экспоцентр и «Сокольники») и городе на Неве («Ленэкспо»). С приходом новых времен отрасль пришлось развивать едва ли не с нуля. Сейчас в России имеется 38 выставочных комплексов. 62 процента их приходится на Москву, 11 — на Санкт-Петербург, менее трети — на долю остальных регионов. Страны с наиболее эффективной экономикой давно усвоили аксиому, что демонстрация товара на выставке является лучшей формой маркетинга. На США приходится 20 процентов выставочных площадей мира, на Китай — 15, Германию — 10. Кстати, если в ФРГ на 100 тысяч населения имеется 3350 метров выставочных площадей, то у нас всего 544. А их совокупный метраж сопоставим с одной лишь Ганноверской ярмаркой. По экспертным оценкам, объем российского рынка выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности составляет около 1,3-1,5 миллиарда долларов США. Ежегодно в выставках участвует около 140 тысяч российских экспонентов и около 20 тысяч зарубежных компаний. А в мире каждый год организуется до 40 миллионов конгрессных мероприятий с участием порядка двух миллиардов человек. В первой пятерке — США, Германия, Испания, Италия, Великобритания. Среди городов-чемпионов — Вена, Барселона, Париж, Берлин. Им индустрия деловых встреч приносит вчетверо больше средств, чем проведение любых других массовых мероприятий. Увы, доля России на мировом рынке в этом сегменте за последнее десятилетие упала почти вдвое и составляет менее одного процента. Заметный спад профильного рынка внутри страны начался с 2014 года. В 2016 году, например, выставок стало больше, а вот экспонентов и посетителей меньше» Помимо двух столиц, активность на профильном рынке сохраняют Татарстан, Башкортостан, Красноярский и Краснодарский края. НАЛОГИ: НЕ ПУТАТЬ ВЫСТАВКИ С ТОРГОВЛЕЙ Сокращение объема выставочных услуг, несмотря на активизацию деятельности российских предприятий в рамках импортозамещения, особенно сельхозпроизводителей, наблюдалось три года подряд. Тенденцию удалось переломить лишь в прошлом году. Эта стабилизация не отменила необходимости в господдержке государства, считают в ТПП. Один из острых вопросов — пересмотр налогообложения выставочных площадей. Сегодня подход ко многим экспозиционным комплексам такой, как к торговым площадям. «В настоящее время наша выставочно-ярмарочная отрасль достаточно объемна, если учесть, что мы только в последние годы стали активно развивать выставочную базу, — сообщил президент Торгово-промышленной палаты РФ Сергей Катырин. — В РФ проводится порядка 2,5 тысячи выставок в год и оказывается услуг больше, чем на 800 миллионов долларов. Мы располагаем одним миллионом квадратных метров закрытых выставочных площадей, занимая по этому показателю седьмое место в мире. Ежегодно проходит 38 тысяч ярмарок с объемом реализации 500 миллиардов рублей». Назовем самые-самые топы отечественных выставок. По посетителям бьет рекорды МАКС (Международный авиационно-космический салон) в подмосковном Жуковском: привлекает почти до полумиллиона зрителей. Его организуют в нечетные годы. МАКС заслуженно занимает место в первой мировой пятерке авиасалонов. По участникам впереди — аграрный форум «Золотая осень» на ВДНХ. Самый дорогой регистрационный взнос (192 500 рублей) у экспозиции для операторов связи, корпораций и госсектора BOSS Forum, проводимой в столичных «Сокольниках». По цене за квадратный метр (23 920 рублей) в рейтинге лидирует «MICE-индустрия» в «Ленэкспо». Ну а международному военно-техническому форуму «Армия», который дислоцируется в парке «Патриот», на полигоне Алабино и подмосковном аэродроме Кубинка нет равной по площади экспозиции: общая — более 565 000 м2, нетто — 81 602 м. «Как видите, отрасль растет, развивается, но… она до сих пор не имеет полноценной нормативно-правовой базы», — констатирует Сергей Катырин. В прошлом году исполнилось 20 лет с момента создания первого варианта базового законопроекта о выставочной деятельности. В мае 1997 года его обсудили на тогдашней ВВЦ участники всероссийской конференции профильного бизнеса. Но дефолт и кризис 1998-го снял вопрос с повестки дня. Неудачной оказалась и вторая попытка запустить новый вариант законопроекта, разработанного в ТПП РФ в 2003 году. А МОЖЕТ, ДОСТАТОЧНО ПОСТАНОВЛЕНИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА? Парламентские слушания в Совете Федерации 19 февраля 2014 года рекомендовали Минпромторгу разработать законопроект о выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности. Сенаторы отметили ее важность как механизма повышения конкурентоспособности и продвижения отечественных товаров и услуг. Позиция спикера Валентины Матвиенко: спрос сам по себе не появляется и нуждается в последовательном формировании. Задача государства — создать правовые условия для активизации выставочного бизнеса. Например, снять в регионах законодательные препоны в виде земельного налога и арендной платы за землю, слишком обременительных для выставочного бизнеса. Профессионалы главной целью закона видят разработку единой системы поддержки и продвижения отрасли на федеральном и региональном уровнях. Приводятся аргументы: в США 9 из 10 предпринимателей видят в выставках основной локомотив бизнеса, в Германии — 4 из 5. «Два года назад на съезде ТПП РФ инициативу палаты о создании нормативно-правовой базы для отрасли поддержал Президент России. Мы вместе с Минпромторгом подготовили два принципиальных документа: Концепцию развития выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности в РФ, а также проект соответствующего закона, — говорит Сергей Катырин. — Концепцию приняли. А вот проект закона пока что так и остается на бумаге. По законодательной обеспеченности отрасль сильно отстает от других сфер. Отсюда и многие нерешенные проблемы. Неразвитость и отсталость материально-технической инфраструктуры. Слабая координация и господдержка. Отсутствие единой методики определения ее социально-экономической значимости и бюджетной эффективности. Неудовлетворительное состояние выставочного аудита и системы подготовки профессиональных кадров. Концептуальный курс Правительства — создание современной отрасли, содействие продвижению российских товаров и услуг на внутренние и внешние рынки, формирование положительного имиджа России в мире, развитие экономического потенциала регионов». Есть и другие мнения. Первый зампред Комитета Госдумы по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству Николай Арефьев недоумевает: «Я вообще не понимаю, почему надо по любому поводу принимать закон. Мы слишком увлеклись этим. Не обязательно все регламентировать законодательно. Есть разные пути решения проблем. Может быть, достаточно постановления Правительства или же региональных законов там, где это надо». ТПП РФ: СПРОС НА ЗАКОН СОЗРЕЛ «Подготовленный проект закона (третий по счету. — Прим. ред.) пока что так и остается на бумаге, — сожалеет глава федеральной ТПП. — Мы неоднократно поднимали вопрос о необходимости его принятия. Выставочно-ярмарочная и конгрессная деятельность обслуживают все отрасли экономики, поэтому такой закон будет способствовать социально-экономическому и инновационному развитию государства, движению вперед экономики регионов и страны в целом». По слухам, документ уже стоял в законопроектном плане Минпромторга, но затем исчез. Закон нужен, настаивают эксперты. Во-первых, чтобы определить отношение государства к отрасли — формы поддержки, направления развития, зоны ответственности исполнительной власти, торгово-промышленных палат, организаторов выставки, отраслевых союзов и т.д. Во-вторых, как гарантия соответствующей статьи в бюджете на развитие отрасли. В развитых странах — Германии, Франции и других — выставочные центры не являются полностью частными, госденьги используются для корректировки выставочной политики. В-третьих, пора определиться с терминами: что такое ярмарка, ярмарка выходного дня, выставка региональная, всероссийская, международная. В-четвертых, без закона сложно развивать материально-техническую базу и инфраструктуру отрасли, которой необходима господдержка, в частности на принципах ГЧП. Есть мечты и о госзаказе на проведение основных выставок, выставок федерального значения. Сегодня без отработанной нормативно-правовой базы и единой стратегии организаторы (на уровне регионов или даже в одном городе) «подсаживают» друг друга, проводя в одно и то же время однотипные экспозиции. В Москве случались и по три одинаковые выставки в месяц. В парламенте тема на повестке дня пока не значится. С одной стороны, санкции, сложная экономическая ситуация. Но с другой — жизнь продолжается. В мире, несмотря на кризис, идет прирост выставочных площадей по 2-3 процента в год. В будущем году ВДНХ, прародительница современной российской выставочной отрасли, отметит свое 80-летие. Сторонники принятия закона видят в юбилейной дате повод для активизации законодательных усилий. В ТПП РФ напоминают, что идею создания федерального закона о промышленности Торгово-промышленная палата продвигала десять лет. С 2014 года он заработал, и теперь невозможно представить, что когда-то российская экономика обходилась без него. Фото РИА «НОВОСТИ»

Выставки в листе ожидания
© Парламентская газета