Гости из прошлого и настоящего

Музей железных дорог России в рамках Петербургского экономического форума провел уникальное мероприятие — «Ночь в музее». Гостям, среди которых были представители руководства крупных российских и иностранных компаний, органов федеральной и региональной власти, экспертного сообщества, представилась возможность побывать в выставочном комплексе и ознакомиться с экспонатами музея и их историей, а также послушать группы «БИ-2» и «Ночные снайперы» с Дианой Арбениной под аккомпанемент большого симфонического оркестра Мариинского театра. Начиналось светское мероприятие с экскурсии по музею, экспонаты которого вызвали у гостей неподдельный интерес. И это не удивительно. Музей железных дорог России — это не только главный железнодорожный музей страны, но еще и один из крупнейших музеев железных дорог в мире. Масштабный комплекс располагается на площади более чем в 57 тысяч квадратных метров. В него входят как открытые, так и закрытые кровлей площадки. Основу уникальной коллекции составляют 28 тысяч экспонатов музейного фонда, 38 интерактивных и мультимедийных инсталляций и натурные образцы подвижного состава в количестве более 100 единиц. Помимо исторических экспонатов с не меньший интерес у гостей вызвала и расположенная в комплексе панорама Великого Сибирского пути, представляющая собой акварельные рисунки на бумажной ленте длиной 955 метров, где запечатлено сооружение картины. После экскурсии, на которой гости ознакомились с историей железных дорог и рельсового транспорта, узнали о современных и устаревших технологиях и железнодорожных профессиях, приглашенных ожидал фуршет, организованный практически на платформе среди вагонов, паровозов и локомотивов различных времен, прямо перед макетом паровоза Эр-791-81 в разрезе. А еду для фуршета подавали через тамбур пассажирского вагона начала прошлого века. После третьего — паровозного — гудка гости отправились на концерт. Сцена была организована на поворотном круге – на фоне паровоза СО – Серго Орджоникидзе — 1934 года, с красной звездой и надписью «Вперед к коммунизму!». Паровоз был полноправным участником концерта, как и сами музыканты — Диана Арбенина, группа «БИ-2», которые в сопровождении большого симфонического оркестра Мариинского театра исполнили любимые публикой песни. Современный многофункциональный музейный комплекс, расположенный вблизи Балтийского вокзала, был открыт 30 октября 2017 года — в день 180-летия железных дорог России. В 1837 году в этот день из Санкт-Петербурга в Царское село прошел первый пассажирский поезд, а Царскосельская железная дорога положила начало железнодорожному сообщению в России. Современный культурно-образовательный центр строился по уникальным архитектурным и конструкторским решениям с использованием передовых строительных технологий и материалов. Особенность этого проекта в том, что вновь отстроенные здания и сооружения в нем эффектно сочетаются с историческим корпусом локомотивного депо бывшей Балтийской железной дороги, прошедшим глубокую реконструкцию. История создания музея российских железных дорог уникальная и берет свое начало в 1974 году, с выхода постановления президиума Дорпрофсожа и руководства дороги «О создании музея революционной, боевой и трудовой славы железнодорожников Октябрьской ж.д.», предписывающее создать на дороге центральный производственный музей. Спустя 4 года на Литейном проспекте для посетителей был Центральный музей Октябрьской железной дороги. Самая первая экспозиция музея рассказывала об истории строительства и эксплуатации Царскосельской и Николаевской железных дорог, об участии железнодорожников в революции и гражданской войне, работе магистрали в первые пятилетки, а также о подвиге железнодорожников в годы Великой Отечественной войны. В 1980-е годы общими усилиями руководителей дороги и энтузиастов-любителей истории началась конкретная работа по сохранению объектов железнодорожной техники. В августе 1991 года. На станции Шушары под Санкт-Петербургом был открыт первый в России Музей железнодорожной техники — как отдел Центрального музея Октябрьской железной дороги. К моменту открытия Музея железнодорожной техники его площадь составляла 7500 квадратных метров, суммарная длина экспозиционных путей 1000 метров. Музей представлял 40 экспонатов: 9 паровозов, 8 тепловозов, 1 электровоз, по 8 пассажирских и товарных вагонов и другую технику. За 40 лет активной деятельности по сбору и реставрации железнодорожной техники коллекция музея выросла до 180 единиц. Уникальные экспонаты доставлялись не только с Октябрьской железной дороги, но и собирались по всей стране, а некоторые прибыли из ближнего и дальнего зарубежья. В результате сформировалась представительная, насыщенная интереснейшими экспонатами коллекция исторического подвижного состава, достойная названия национальной железнодорожной коллекции России. В 2001 году была открыта новая экспозиция на площадке у Варшавского вокзала Санкт-Петербурга. 4 экспозиционных пути общей протяженностью более 1,5 километров и один путь для отправления ретропоездов на паровой тяге заняли площадь 20000 квадратных метров. На эту площадку были перенесены наиболее значимые экспонаты с площадки в Шушурах. И уже в прошлом году музей занял свое нынешнее место. Нынешняя экспозиция составлена в соответствии с четкой хронологической структурой, которая позволяет посетителям сформировать детальное представление о развитии железнодорожного транспорта от момента его зарождения до сегодняшнего дня. Гости экспозиции могут познакомиться с тщательно отремонтированными локомотивами, вагонами и специальной техникой на железнодорожном ходу. Некоторые из представленных образцов сохранились лишь в единственном экземпляре. Среди особых экспонатов музея есть поистине уникальные. В частности, это единственный уцелевший в мире паровоз серии С — паровоз С-68. Любители железнодорожной старины обнаружили паровоз в 1970-е годы на одном из промышленных предприятий Москвы. Локомотив требовал масштабной реконструкции. Паровоз С68, построенный в 1917 году, после целой эпопеи спасения с участием любителей и энтузиастов, беспрецедентной для советского времени (всего сохранилось около 70 процентов деталей паровоза), был восстановлен в московском локомотивном депо Ховрино Октябрьской железной дороги. в 1982-83 годах как памятник переезду советского правительства 11 марта 1918 года из Петрограда в Москву (состав вели паровозы серии С, работавшие на Николаевской железной дороге). Вряд ли любители раритетов обойдут вниманием Паровоз Ь-2023 - «Первый высокоэффективный маневровый паровоз Российской империи». Паровоз Ь-2023 («мягкий знак» №2023) является одним из самых старых паровозов, сохранившихся в России. Он был построен в 1897 году Коломенским заводом для Владикавказской (ныне Северо-Кавказской) железной дороги для выполнения маневровых и хозяйственных работ. Локомотивы этого типа называют танк-паровозами (от английского слова «tаnk» – цистерна). Паровозы данной серии не имеют тендера, а вместо него по обеим сторонам котла находятся баки-цистерны для топлива и воды. Паровоз, представленный в Музее железных дорог России, имеет нефтяное отопление: заправочная горловина спереди предназначена для воды, сзади — для мазута. Данный вид отопления был распространен, прежде всего, в южных провинциях России, откуда и прибыл паровоз. Еще один интереснейший экспонат музея — артиллерийская установка ТМ-3-12 — уникальная сверхтяжелая железнодорожная артиллерийская система с орудиями от затонувшего линкора «Императрица Мария». История создания этой артиллерийской установки связана с событиями дореволюционной России. В то время шло активное строительство линкоров, вооруженных мощными орудиями калибра 12 дюймов (305 милиметров). Один из таких линкоров, «Императрица Мария», затонул при загадочных обстоятельствах в Севастополе в 1916 году, а в 1931 году башенные установки были подняты со дна Черного моря, и часть орудий установили на железнодорожные транспортеры. Без сомнения внимание посетителей привлечет и первый в истории России разрезной макет, построенный на базе действовавшего паровоза — Эр-791-81. Паровозы серии Эр послевоенной постройки строились в Румынии, Чехословакии, Венгрии и Польше в 1946-1957 годы. Всего было построено около 2900 штук. Паровозы строились для пополнения понесшего потери во время Великой Отечественной войны паровозного парка отечественных железных дорог и создания стратегического запаса паровозов. Паровозы серии Эр выпускались с учетом их возможного военного использования в Европе на основании очень положительного опыта эксплуатации паровозов семейства Э в годы Великой Отечественной войны. Часть паровозов сразу после постройки была направлена в военный запас. Уникален и этот экспонат — мобильный «Ядерный щит», не имеющих аналогов в Мире – боевой железнодорожный ракетный комплекс с макетом баллистической ракеты. Боевой железнодорожный ракетный комплекс (БЖРК) представляет собой специально сконструированный железнодорожный состав, в вагонах которого размещаются стратегические ракеты, командные пункты, технологические и технические системы, средства охраны, а также личный состав, обеспечивающий эксплуатацию комплекса и системы его жизнеобеспечения. К 2007 году все комплексы были демонтированы и уничтожены, за исключением двух, которые были переданы в музеи. Сохраненный образец «БЖРК» нового Музея железных дорог России уникален тем, что позволяет гостям экспозиции увидеть макет баллистической ракеты в предпусковом состоянии, специализированные устройства для оперативного отведения в сторону проводов контактной сети, а также оригинальный тепловоз ДМ62 с увеличенной мощностью. Музей полон уникальных экспонатов, и вряд ли посетители комплекса останутся разочарованы — для каждого любителя железнодорожной старины найдется своя история.

Гости из прошлого и настоящего
© Lenta.ru