Искусство праздника

Праздник славянской письменности гулял по Москве и Подмосковью три дня. Одни понимали, другие не понимали, в чем дело, но весело было. Несчетное количество фестивалей и концертов, погода сказочная, все здорово. Праздник! А подвыпивший безработный испортил картину Репина. «Что-то накрыло», говорит. Интересно, что? Зачем пошел в Третьяковку, если в упор не можешь видеть русского царя Ивана Васильевича? У дураков свои праздники. А в деловом СМИ для умных внезапно появился список «русских понятий» из словаря «цивилизациоведов» (прости, русский язык): «бытие-в-модусе-спасения», «великий индиктион», «догадничество» и прочая околонаучная чушь. Происхождение типа терминов приписано типа борцам за типа русскость. Подозреваю, публикация квазитерминологической белиберды носила пропагандистский характер. Вы стали бы без особых причин печатать на видном месте список ругательств и оговорок, добытых их речи вашего нетрезвого соседа? «Мозгляк», «режим правды», «смысловедение»… При таких учёных «друзьях народа» и врагов не надо. Непразднично вышло. Глупо. Язык с успехом может быть изуродован кем угодно. Не только учеными патриотами, изобретающими «эуропейное чужебесие». В магазине: – Где у вас спички? – Где кошАчка. За молОчкой. Странно, но покупательница поняла и пошла в сторону кошАчки. Которая за молОчкой. Ладно, близ кассы супермаркета можно поговорить на жаргоне лавочников. Но эта же формула – кошАчка с молОчкой – используется в телерекламе. Видела. Конечно, журналистика и реклама суть разные профессии, но у журналистики есть хотя бы хартии, профессионально-этические кодексы, а в их составе – клятвы беречь родной язык. Может, и в закон «О рекламе» включить что-то подобное? С души воротит. Не желаю пить молОчку. Которая соседствует с кошАчкой. Для добрых читателей Ожегова и Даля поясню: а) молочные продукты, б) товары для кошек. Возможно, мой прилив пуризма (кто не в курсе «пуризма», загуглите) не найдет сочувствия. Есть крупные лингвисты, полагающие, что язык – дело живое. Можно и кошАчкой закусить. И ударение в слове «творог» переставить куда попало. Пусть бы они – со своими двойными нормами – попробовали сдать ЕГЭ. Нас в «Останкине» учили, что есть одна норма. Диктор должен знать одну. То есть единственную. Литературную. В тот же день, за случайным поворотом аллеи, когда мне светило абсолютно то же самое солнышко, что соотечественникам с «молОчкой» и «чужебесием», шла я грустила и вдруг вижу: что-то весело блестит поодаль. Много-много блестящих мотоциклов. Ходят туда-сюда крупные дядьки брутального вида. Вдоль фасада разбит пятиминутный предстартовый лагерь. Кожаные одежды. Шлемы. Флаги. Куда? Зачем? Оказалось, начинается первый мотопробег по Подмосковью. Они крутые, большие, в нашивках, и на каждой спине – откуда прибыл мотоциклист. Вся география Центральной России съехалась. Праздник! Прибыл муниципальный начальник в правильном костюме. Загрохотал мотор первого – и все мигом, но неспешно, оседлали свои мотоциклы и, не выбрасывая цигарок из зубов, покатили на скорости, один за другим, не колонной, а враздробь, но дисциплинированно. У некоторых на пассажирских закорках – девушка. И мое настроение, убитое «кошАчкой» и «смысловедением цивилизациоведов», стало на место. А всего-то – на праздничных людей посмотрела сама. Без посредничества экрана. Это я все о том же: люди, идите в люди, в люди. Не смотрите в экраны. Гуляйте сами по себе. Празднуйте каждый день что-нибудь светлое, своё, нетелевизионное. А 29 мая народный артист России Вячеслав Овчинников не спал до пяти утра. Ждал часа своего рожденья. Вот был бы музыканту праздник, если бы в пять утра позвонила вся Москва. Мы же любим фильмы «Война и мир», «Андрей Рублев», «Дворянское гнездо», «Первый учитель», «Долгая счастливая жизнь, «Они сражались за Родину» и ещё многие, музыку к которым написал этот великий композитор и дирижер. Живёт в Москве, у метро «Белорусская». Пойду поздравлю его с 82-летием. Отпразднуем.

Искусство праздника
© Вечерняя Москва