В Самарском университете подготовили 20 специалистов по русскому жестовому языку
"Группу больше 20 человек открывать нецелесообразно, людям будет неудобно заниматься, — поясняет директор областного "Сурдоцентра" Анна Шеверева. — Базовый курс основ русского жестового языка составляет 72 академических часа и занимает три недели. Мы уже в четвертый раз выпускаем специалистов. В этом наборе 12 специалистов детских и взрослых реабилитационных центров, таких как самарский центр "Варрель", центр "Доблесть" из Похвистнева, детский центр "Светлячок" из Новокуйбышевска. Остальные восемь слушателей — сотрудники комплексных центров социального обслуживания населения (КЦСОН) Самарского, Приволжского и Восточного округов". Оказывать услуги людям с ограниченными возможностями здоровья, в том числе по слуху, обязана любая организация и учреждение. Поэтому подготовка специалистов с начальным уровнем владения сурдопереводом — обязательная часть государственной программы "Доступная среда". "Базовые навыки по русскому жестовому языку помогут специалисту начать разговор и правильно сориентировать человека, — говорит замминистра социально-демографической и семейной политики Самарской области Оксана Низовцева. — У нас много слабослышащих и неслышащих студентов. Многие инвалиды по слуху находят работу и им необходима поддержка. Сурдоперевод нужен людям в различных инстанциях, в том числе при защите своих прав. Поэтому и в министерство, и в "Сурдоцентр" все чаще поступают заявки не только из учреждений социального обслуживания, но и из других структур. Например, от команды волонтеров в связи с проведением чемпионата мира по футболу". Учитель-дефектолог реабилитационного центра "Варрель" Светлана Воробьева занимается детьми с инвалидностью уже 22 года. "Сейчас к нам приходят дети с нарушением слуха, которые родились в семье глухих родителей, — поясняет она. — Чтобы лучше общаться с их мамами, мне необходимо владеть жестовой и дактильной речью. Изучение русского жестового языка похоже на изучение иностранного, так что опыт есть. Плюс мне помогает работа с детьми и хорошее развитие мелкой моторики рук, потому что переходить на жестовый язык в зрелом возрасте довольно сложно". У окна стоят и оживленно жестикулируют, сверяясь с конспектами, Илона Красильникова из КЦСОН Октябрьского района Самары и Роман Лапин из КЦСОН Новокуйбышевска. "У нас в центре стоят на сопровождении семьи с детьми-инвалидами, среди них — и с нарушением слуха, — рассказывает Илона. — Например, в летней коррекционной группе в прошлом году занимался полностью глухой мальчик. Мы с ним общались только через маму. А в этом году, я думаю, смогу с ним полноценно разговаривать. Попробуем выучить жестовую песню". "Напрямую ко мне такие люди пока не приходили, — делится Роман. — Но в наш центр люди с ограничениями по слуху регулярно обращаются за материальной, за технической помощью. Некоторые приходят с заранее приготовленными записками, но их не всегда хватает. Теперь я смогу с такими клиентами полноценно общаться".