Футбол и не только
"Не промахнись Ассунта". Известный фильм Марио Моничелли с Моникой Витти в главной роли. Ассунта, кажется, не промахнулась. А вот строители динамовского комплекса, к сожалению, "промазали" со сроками сдачи объекта, на открытие которого предполагалось провести матч сборных России и Турции. Из-за чего пока мы не увидим на сохранившейся для истории стене подвергнувшегося полной реконструкции знаменитого стадиона реставрированные работы Елены Янсон-Манизер. Той самой известной нашей художницы, которая двадцатью четырьмя скульптурными рельефами выдающихся спортсменов оформила станцию метро "Динамо". Зато работы Елены Александровны, придерживавшейся в том числе стиля миниатюрной скульптуры, можно в эти дни лицезреть в новой Третьяковке на Крымском валу. Признаюсь, я надолго задержался у ее изящной "Пловчихи", не в силах отвести взгляд от красивой девушки, ее статной фигуры; она казалось мне живой, готовой вот-вот выйти на старт и покорить очередную вершину. В ней воплощался идеал красоты – культ сильного, хорошо натренированного тела. Ну чем, если перенестись во времени, не Юля Ефимова. Нет, это не она, но, думаю, Юля достойна того, чтобы и ее воплотить в бронзе. Может, это случится после следующей Олимпиады в Токио… У меня в доме живет известный скульптор Сергей Бычков, подскажу ему, тем белее, он уже пробовал себя в теме спорта. И таких, "живых", мы вместе с моим другом Всеволодом Кукушкиным наблюдали немало, неторопливо осматривая те залы, где сейчас развернулась специально приуроченная к мундиалю-2018 выставка "Футбол и не только". Год назад, в период Кубка конфедераций", мне довелось побывать здесь и осмотреть ее предтечу. Сегодня же она значительно расширилась – благодаря представленным на суд зрителей работам, доселе хранившимся в запасниках Третьяковки. Только пока этих зрителей маловато, очевидно, поток следует ожидать к началу и во время чемпионата мира. А посмотреть есть что и на кого - несколько десятков скульптурных и живописных работ 1920 - 1990-х годов. Одна из наиболее полных музейных коллекций в мире, отображающих физическую культуру, совершенство человеческого тела, вызывающая желание быть такими же, как на картинах и скульптурах Ивана Шадра (его "Девушка с веслом" была в свое время постоянным украшением всех парков отдыха), И.Чайкова, Матвея Манизера, М.Переяславца и, конечно, Александра Дейнеки. В них история отечественного спорта, отраженная в изобразительном искусстве. Наряду с шедеврами из постоянной экспозиции галереи выставлены и те, что редко экспонируются, но практически все они отличаются необычными пластическими и техническими решениями, поисками новых выразительных приемов. Вот парящий в воздухе прыгун с шестом, в котором узнаешь Николая Озолина, он застыл на мгновение над планкой, установленной на рекордной высоте. Да, это не нынешний рубеж в 6 метров, но тогда, при том инвентаре преодолеть и 4 метра было спортивным подвигом, и рекорды рождались в ожесточенном споре Озолина с Петром Денисенко. А вот летящий за мячом вратарь Александра Дейнеки, в котором мы с Всеволодом Кукушкиным сразу признали "вратаря республики" Анатолия Акимова. Кстати, отсюда, с Крымского вала, словно был перекинут мост на Тверскую, где в "Интерфаксе" должен был пройти премьерный показ документальной ленты о Льве Яшине. Подумалось: Лев Иванович есть же и в бронзовой композиции, и пока он не возвращен на свое место у входа на бывшую Северную трибуну стадиона "Динамо" в связи со стройкой, может, стоило продемонстрировать ее здесь, на выставке "Футбол и не только". "Не только" - это и всадница, гарцующая на лошади на соревнованиях по выездке, Ну, конечно, это Елена Петушкова. Это и рвущаяся к победному финишу конькобежка – точно наша трехкратная абсолютная чемпионка мира Мария Исакова, и композиция из пяти картин С. Лучишкина о Спартакиаде 1932 года,и классика жанра "Игра в мяч" , и монументальный цветной витраж "Баскетбол" того же Дейнеки. Он, кстати, последний раз демонстрировался в 1981 году. Все ярко, необычно, возможно, даже экспериментально, словом, в духе того времени. К слову, тема, выбранная художником, отнюдь не была случайной: в пятидесятые годы прошлого столетия советский женский баскетбол стал одним из лучших в мире, символом достижений страны. Хорошо помню победный чемпионат Европы в Москве, турнир проходил на площадке у Западной трибуны стадиона "Динамо". Но моего друга, блестящего хоккейного эксперта и журналиста, больше всего интересовала эта игра и полагаю, он полностью удовлетворил свой интерес, уже в самом начале осмотра наблюдая с какой тщательностью была продумана каждая деталь, выверен лаконизм и точность композиции, где запечатлена борьба за шайбу и рывок, полагаю, тезки Кукушкина, Всеволода Боброва. Все было соблюдено с требованиями языка монументального произведения. В общем, уверен, те немногочисленные (пока) посетители выставки получили огромное удовольствие. Мы – в их числе, и сожалели об одном, что на ней могли бы быть представлены и картины Виктора Лисицкого. Наш великолепный гимнаст, обладатель пяти серебряных олимпийских медалей еще и великолепный художник, работающий в свойственной только ему манере. Естественно, тема спорта, гимнастики ему, как никому, близка, и уж точно его работы украсили бы эту выставку. Михаил ШЛАЕН