Французский берет для макета в Мироже
…В притворе всякой детворе огромная забава:Стоит макет, рам в окнах нет, и крест глядит не прямо…И детский пальчик норовит в проем окошек узких,А над макетом в небесах плывет берет французский…Какой должна быть форма главы у Спасо-Преображенского собора Мирожского монастыря в Пскове: шлемовидной, выглядеть как большинство псковских луковок, а может нарядиться юбочкой в нижней части и приобрести талию на манер деревянной архитектуры? А как вам форма французского берета? Вы скажете, что я сошел с ума, но послушайте сначала одну историю, историю с французским акцентом…Как «Рабочий и колхозница» ездили в загранпоездкуФранция, 1937 год. В Париже кипит «Всемирная выставка» под девизом «Искусство и техника в современной жизни». Именно там впервые мир увидел 24-метровую скульптуру «Рабочий и колхозница». Она была названа западными критиками «величайшим произведением скульптуры XX века», её, как прошедшую политическую и иную подготовку, ее не только выпустили в загранпоездку, но и удостоили чести венчать Советский павильон.Где-то неподалеку от этого места мы можем начать историю нашего французского берета, вернее его обладателя. Познакомьтесь, Ришар Альфред Душник-Блёстен, помощник главного архитектора павильона Камбоджи. Молодой талантливый архитектор, получивший образование в Париже. Родился, вероятно здесь же (в Париже), 6 июня 1908 года, ровно 110 лет назад.Скоро случится Вторая мировая война, которая перевернет и изломает множество судеб, и Ришару Душник-Блёстену стоило хорошо познакомиться с советской частью выставки, ведь вся его послевоенная жизнь будет связана с СССР.Три побега, два лагеря и любовьВ жизни нашего героя много предположений и версий, которые можно сделать исходя из немногих скупых фактов, изложенных в нескольких статьях и книге Пьера Регуло «Французы в ГУЛАГЕ». Факт точный: в судьбе Ришара Душник-Блёстена случилась война. Он воюет во французской армии в звании лейтенанта, попадает в плен. На его счету три побега. Видимо в качестве военнопленного он и был депортирован в лагерь в Восточную Европу. После одного из побегов становится партизаном и снова воюет против немцев, но это уже на территория Польши.Остров, начало 1980-х гг. Рабочая поездка на объект – Дом Неклюдова, памятник архитектуры со сложными лепными украшениями. Ричард Альфредович (в центре) с реставраторами и руководителями Администрации Пскова и Острова.Когда советские войска освобождают территории Литвы и Польши в 1944 году, многие из тех, кто воевал на стороне освободительных армий Краевой и Народовой будут арестованы и отправлены на содержание в лагеря для военнопленных. Ришар Альфред Душник-Блёстен окажется в Тамбовском лагере. В этом лагере будет всякое, и немецкие военнопленные в качестве надзирателей, и эпидемия, но Ришар выживет и поможет товарищам. Судьба и окружение всегда выталкивали его вперед, вот и в лагере все решили, что он знает русский язык, а следовательно - ему доверяют быть посредником между тюремщиками и заключенными французами. Энергия и воля к жизни помогли организовать более или менее приличные и безопасные условия существования в лагере. А от страшной эпидемии, сопровождавшейся сильным поносом и заканчивавшейся неминуемой смертью, спасти себя и товарищей помог счастливый случай.«…Один хороший парень, судетский чех, с малых лет живший в Париже, сказал мне, что не боится (прим.: поноса). Он его останавливает, принимая внутрь слабый раствор марганцовки. Я побежал на вахту, позвал главврача и рассказал ей о таком методе лечения. Вызвали того чеха, и он повторил то, что сказал, порекомендовал дозы приема, и мы сразу начали экспериментировать…», вспоминал он впоследствии.Весна 1945 года принесла радостные вести: «Война закончилась! Скоро домой!»…И вот Одесса, июль 1945 года, до отправки на родину совсем чуть-чуть! Как же не отметить это великое событие, но кто же пойдет за шампанским? – конечно Ришар! Ведь он лучше других знает русский язык! И вот, 27 июля 1945г. в Одессе арестован иностранный шпион, Душник-Блёстен, который будет отправлен для отбывания наказания в Коми АССР. Ему предстояло еще 7 лет лагерей.С 1952 года он находился в ссылке в Сыктывкаре. И снова поворот судьбы достойный описания в романе: он встретил здесь свою любовь на всю оставшуюся жизнь. Ришар Альфред стал Ричардом Альфредовичем, женился и остался жить в СССР. Люди, лично знавшие Ришара, говорят, что с будущей женой он познакомился еще когда они были партизанами, тогда и влюбились. А ссылка вновь их соединила.В 1972 году Ричард Альфредович Душник-Блёстен был реабилитирован. В это время он уже несколько лет жил в Пскове, работал лепщиком в реставрационной мастерской. Проживание в больших городах бывшим политическим зека было запрещено.Лягушки у Гремячей башни и французский беретХодили слухи, что псковский француз Ричард Альфредович, непременно носивший на голове берет, в голодные времена ловил лягушек у подножия Гремячей башни и ел их. Миф этот распространял с удовольствием и сам Душник-Блёстен.В Пскове, где вовсю кипела реставрация Псковского Кремля, пригодились и профессиональные знания архитектора. По материалам, изложенным в книге П. Регуло «Французы в ГУЛАГе», Ричард Альфредович участвовал в реставрации Псковского Кремля. Хотя данную информацию подтвердить трудно, несомненно что его знания и советы пригодились в этом грандиозном проекте. Сколько из макетов псковских храмов, бывших непременным атрибутом экспозиций музея в советские годы сделал своими руками Ричард Альфредович, теперь тоже остается только гадать. Но об одном мы знаем точно.Макет Спасо-Преображенского собора. Автор Р. А. Душник-БлёстенВ притворе Спасо-Преображенского собора Мирожского монастыря, справа от входа в храм непременным объектом экскурсии становится макет, позволяющий представить, как выглядел храм в самом начале. Но некоторые особо внимательные туристы замечают надпись под макетом и задают вопрос: «а что значит душник-блестен?» Формат экскурсии, не позволяет рассказать много. Но где-то высоко в небе над собором вдруг начинает парить французский берет, вот этот, в котором стоит Ричард (Ришар) Альфредович Душник-Блёстен на старой фотографии.Олег Фёдоров.Выражаю благодарность людям, поделившимся своими воспоминаниями и фотографиями: Ирине Голубевой, Владимиру Никитину и другим. В статье так же использованы материалы статей и публикаций: Евгений Писарев. Слепящая тьма ГУЛАГА и Евгений Писарев. Тамбовский Париж.