Пермь готовится к юбилею: важно все решить на берегу
В проект «Пермь – 300 лет на Каме» приоритетной зоной развития города указана территория, ограниченная улицей Ленина, набережной Камы, долинами рек Данилиха и Егошиха. Здесь предполагается максимально сконцентрировать городские мероприятия и вывести город к Каме, объединив центры девятнадцатого и двадцатого столетий в территориальный и смысловой центр двадцать первого века. Когда проект презентовали общественности, зампред правительства Прикамья, глава Минстроя Михаил Сюткин подчеркнул, что при его проработке и реализации должны быть учтены доводы за и против него. Министр как в воду глядел: третью неделю в Перми не утихают дискуссии по поводу предложенной концепции. На недавно состоявшемся круглом столе их плюсы и минусы разбирали архитекторы, чиновники краевого правительства и городской администрации. Член градсовета Перми Андрей Головин подчеркнул, что все предложенные проекты подчиняются стратегическому курсу на сближение центра Перми и набережной, которые сейчас разделены Горнозаводской железнодорожной магистралью. На первом этапе планируется отказаться от движения поездов на участке Пермь-2 – Пермь-1 и сконцентрировать ресурсы на центре Перми, сформировать здесь точки роста, которые дадут импульс развития прилегающим территориям. Такими центрами в частности должны стать новые здания галереи, театра, транспортно-пересадочных узлов на Перми-2 и на Мотовилихинских заводах. «Важно было синхронизировать реализацию инфраструктурных проектов с задачами благоустройства городской среды, сформировать несколько опорных пунктов развития с перспективой на десятилетия. Подчинить проекты задаче выхода города к набережной», – уточнил Андрей Головин. Министр транспорта Прикамья Николай Уханов в своем выступлении расставил точки над i в истории со строительством третьего моста через Каму, к которому так хотели приступить прежние губернаторы. Сейчас возобладал прагматичный подход: решено, что экономически нецелесообразно вкладывать 18-20 миллиардов рублей в третий мост, когда один из двух действующих – Красавинский – загружен менее чем наполовину. Однако министр отметил необходимо разгрузить основной Коммунальный мост, перенаправив часть траффика на Красавинский. Этого добьются реконструкцией дороги на улице Строителей, что создаст удобную транспортную коммуникацию к центру города и далее через шоссе Космонавтов и Чкаловскую дамбу с выходом в перспективе на микрорайон Вышка-2. «Эта концепция транспортной схемы родилась не сегодня и не вчера, она обсуждалась давно. Ее реализация перераспределит транспортные потоки, загрузит Красавинский мост и наоборот разгрузит Коммунальный, убрав часть траффика с центральных улиц», – резюмировал чиновник. В целом проект сомнений не вызвал и был поддержан, но его детали вызвали бурное обсуждение. Прозвучали вопросы относительно нового здания для Театра оперы и балета, которое проектировщики разместили в Разгуляе практически перед трамвайной остановкой. Эксперты отметили, что по классическим канонам перед театром должно быть открытое пространство, плюс соседство театра с крупной городской транспортной артерией предъявляет особые требование к общественному транспорту. Бесшумные трамваи – это, конечно, хорошо, но без поддержки краевого бюджета город реконструировать трамвайную сеть в таких масштабах не сможет. Внимание экспертов также привлекла привязка проекта к объектам исторического наследия. Опасения вызвало то, что запланированные новые сооружения могут подавить собой Первогород в Разгуляе, а значимые инфраструктурные проекты, представленные в планировках, не учитывают особенности зонирования и статус существующих строений. Детально это рассмотрели на примере ТЦ «Речник» и здания, где расположен ресторан «Экспедиция». В первом давно действуют магазины, рестораны и зал торжеств, которые облюбованы не только жителями Перми. Второй – охраняется законом как объект культурного наследия. «Безусловно, предложенный к 300-летнему юбилею городу проект качественно изменит Пермь к лучшему. Но есть нюансы, которые следует учесть «на берегу». Например, мы столкнулись с тем, что в плане нарисованная дорога «отрезает» кусок охраняемого законом здания. Мы отметили, что театр в Разгуляе может затмить собой то немногое, что можно и нужно сохранить от изначальной Перми – кусок городской стены, здание гауптвахты, чертежную избу, где когда-то рисовали первый генплан города. Все это требует уточнения сейчас, чтобы ничто не мешало реализации проекта в будущем», – отметил эксперт по объектам культурного и исторического наследия, архитектор Геннадий Воженников. Председатель пермского краевого Союза архитекторов Виктор Воженников поддержал коллегу, заметив, что к обсуждению необходимо подключить Центр охраны памятников. В ответ Андрей Головин заверил, что сносить охраняемые законом здания, включая ресторан «Экспедицию», никто не планирует, а презентованные проекты оставляют достаточно широкое поле для корректировок с учетом законодательных ограничений. «Ни у кого нет желания сносить тот же «Речник», – в свою очередь заявил Николай Уханов. «То, что предлагает краевое правительство – интересно и актуально. Это лучше, чем растаскивать объекты по окраинам, где нет дорожной и коммунальной инфраструктуры. Я считаю, что нужно идти поэтапно: сосредоточиться на одном объекте – театре или галерее – и доводить его до конца. Строители потянут за собой смежные отрасли и дадут импульс развитию не только городской среды, но и экономики», – резюмировал Геннадий Воженников. Фото: Дмитрий Барков / ФедералПресс