«О, Голливуд!» Дочь Валерия Савельева — о жизни в Штатах и «золотой молодежи»

«Было ощущение, что мне всё дали на блюдечке, а я как будто и жить не умею сама по себе. Поэтому возникло желание уехать и доказать себе и другим, что я могу» — Олеся Савельева. В мае ученицы гимназии №9 нарядились в форму, похожую на ту, что носили их бабушки, надели белые кружевные фартуки и за крулым столом стали читать Пушкина. Не потому что сошли с ума на фоне подготовки к ЕГЭ, а потому что решили снять короткометражный фильм о жизни гимназистов прошлого века. Сценарий написала ученица «девятки», роли сыграли тоже ученики, а съемочная группа состояла из профессионалов киноиндустрии. Оператором на этом проекте работала Олеся Савельева, дочь основателя AVS Group и депутата свердловского Заксобрания Валерия Савельева. Олеся только-только окончила учебу в Голливуде и пока собирает свое портфолио. Фильм для 9 гимназии стал ее вторым «российским» проектом в роли оператора (первым был клип для жены Игоря Николаева). DK.RU девушка рассказала, как устроен голливудский киноконвейер, что ценит «золотая молодежь» и куда подевалась корона с ее головы. Насколько я понимаю, у собственников бизнеса, которые начинали в 90-е и дали детям полную свободу выбора, сейчас проблема: дети разъехались, кто-то в Голливуде фильмы снимает, кто-то другим творчеством занят, а кому бизнес передавать, непонятно. Валерий Борисович до 2015 года во всех интервью говорил: «Вот, у меня сын Евгений, мой наследник». А потом Евгений создал свою компанию. Насколько это было болезненно для вашего отца? — Лучше у него спросить. Но я благодарна родителям за возможность сделать свой выбор. У нас с братом было ощущение, что нам все дали на блюдечке, воспитали в тепличке, а мы как будто и жить не умеем сами по себе. Поэтому и у него, и у меня возникло желание уехать и попробовать достичь чего-то самостоятельно, доказать себе и другим, что мы можем. Думаю, когда мы нагуляемся и надоказываемся — вернемся и возьмем то, что построили наши родители. Вы говорите про тепличные условия. Не трудно вам было обустраиваться в чужой стране? — Меня с 11 лет каждое лето отправляли в разные страны учить английский. В самый первый раз, в первую ночь мне было грустно, но это быстро прошло. А о бытовых трудностях нет времени думать: учеба, съемки, постоянно движуха, и я кайфую от этого. Когда я поехала учиться на оператора-постановщика, первое время снимала квартиру с другими девочками. Проблем не возникло, со всеми ужилась, и мы до сих пор дружим. Как в Штатах воспринимают то, что вы из России? — Если говорить в целом, там много иностранцев, поэтому то, что я не местная, не вызывает удивления. Но именно Россия для многих — все равно что Северная Корея. Они думают, что у нас все границы закрыты, а благ цивилизации нет. Кто-то спросил однажды: «А кетчуп у вас есть?». Обидно? — Да, меня это обижает. Но иностранцы про русских судят по видео из ютьюба, после которых к нам все относятся с недоверием и опасением. Но что я могу с этим сделать? Я просто по-доброму рассказываю, что мы такие же хорошие люди, как вы, тоже умные и талантливые. И в этом контексте, кстати, как раз в киноиндустрии отношение «Понаехали» с другим акцентом: они не понимают, зачем нам Голливуд, когда у нас самих есть, чему поучиться. А зачем тогда? Что вам дала эта учеба? — Во-первых, связи. Во-вторых, понимание законов индустрии. Если я хочу снимать на Западе (а я хочу), без этого будет пробиться еще сложнее. Справка Олеся Савельева, дочь депутата Законодательного Собрания Свердловской области. 27 лет. Живет в Лос-Анджелесе. Образование: 2007-2012 гг. — Уральский федеральный университет им. Б.Н.Ельцина, специальность «Мировая экономика», сентябрь 2013 г. — Всероссийский институт кинематографии (ВГИК), специальность «Исполнительный продюсер», 2013-2014 гг. — Нью-Йоркская академия киноискусства (США), неоконченная магистратура по специальности «Режиссер кино», 2015-2017 гг. — Американский институт киноискусства в Лос-Анджелесе (США), магистратура, специальность «Оператор-постановщик». Я читала, что в мир кино вас затянули съемки фильма «Елки-3», а до этого вы учились на экономиста в УПИ. Расскажите, как вы оказались на тех съемках? Почему вы выбрали именно операторский факультет, а не режиссуру, например? — Я успела поучиться и на режиссера, и на актера. Во время этих занятий у меня была возможность познакомиться с работой оператора, и это меня по-настоящему зацепило. На съемках «Елок» я оказалась, когда написала в компанию Bazelevs [кинокомпания Тимура Бекмамбетова, производителя «Елок», — прим. ред.], что хочу с ними поработать. Я была координатором досъемок в Екатеринбурге, помогала с расселением съемочной группы, с передвижением, координацией съемки с квадрокоптера. А в день самих съемок еще «хлопушкой» поработала. В Bazelevs у меня так и не получилось устроиться, но это подвигло меня пойти дальше. Сначала я поехала во ВГИК учиться на исполнительного продюсера. Но на каждом занятии нас хотели научить, как снимают кино в Голливуде. Но честно признавались, что не знают, как там это делают. Поэтому на семейном совете решили меня отправить в Голливуд. Сейчас, когда вы отучились там, можете резюмировать, как это, «как в Голливуде»? — Хороший вопрос. Я недавно была на мастер-классе у очень талантливого русского оператора, Александра Носовского. Он невероятно интересно выстраивает кадры и оригинально ставит свет. При этом когда что-то получается хорошо, говорит: «О, Голливуд!». Я поняла, что у наших соотечественников это слово нарицательное, обозначающее что-то, что получилось хорошо и красиво. И мне так обидно, потому что мы делаем не хуже! Тот же Носовский талантливее многих операторов, которых я знаю в Голливуде, и при этом ему хочется делать так, как в Голливуде. Это какое-то наше глобальное заблуждение из-за неуверенности в себе. Если говорить о том, как это, «как в Голливуде», то это конвейер, там все очень системно. Каждый человек знает свою задачу, и никто не пересекается ни с кем по функционалу. Когда я вышла впервые на съемочную площадку (это был студенческий проект, куда меня позвала знакомая просто носить кофе), удивилась, как много десятков людей работает над каким-то маленьким короткометражным фильмом. Я видела ролик о том, как снимался сериал «Игры престолов». Съемочная группа говорила, что на этом проекте они сами себя переплюнули, поэтому, когда он закончится, им будет сложно найти задачу, которая была бы еще круче. Как с уровня «носить кофе» люди попадают на такие проекты? — На таких проектах тоже кофе носят. Но вообще это же целая иерархия. Есть ассистенты продюсера, которые носят кофе продюсеру, потом, двигаясь вверх по карьерной лестнице, становятся линейными продюсерами. У операторов своя иерархия, есть ассистенты оператора, которые носят кофе оператору и помогают таскать оборудование. Потом работаешь «хлопушкой». Потом становишься за фокус и так далее. Но это очень долгий путь. Все лучшие операторы Голливуда, которые приходили к нам в университет, говорили, что самый лучший путь стать оператором — снимать фильмы: плохие-хорошие, пусть на айфон, но не идти через эти тернии со стартовой ступени носильщика кофе. Потому что творческое развитие и тренировка происходят только тогда, когда человек самостоятельно берет в руки камеру, решает, что будет в кадре, и нажимает красную кнопку. Когда мы ваше имя увидим на больших экранах? Есть у вас вообще такие амбиции? — По моим планам, в 2025-м. При этом голливудский экшен мне совсем неинтересен. Снимать фэнтези, то, чего не существует в жизни: гномов и гоблинов, — тоже не хочу. Я хотела бы снять сериал, например, для Netflix. Мне нравятся они тем, что делают очень качественную продукцию, но у них нет какой-то одной схемы, они открыты к экспериментам. Почему вы решили пойти не самой короткой дорогой, а не сказали папе: «Давай сейчас такой-то фильм снимем, прокатим по фестивалям, у меня будет имя, и я пойду в Netflix»? — Хорошая идея, я ему предложу. Но, если серьезно, кино — это большие риски, и если я не уверена хотя бы на 90%, что мы окупим вложенные средства или снимем фильм, достойный фестивалей, то не стану предлагать. Однажды, кстати, ваш папа тоже стал героем одного видео: ролик, где он играет в компьютерную игру с телефона и планшета во время бюджетного послания губернатора Куйвашева, показали даже в «Вечернем Урганте». Брат ваш написал в фейсбуке откровенный пост: «Батя могёт!». Какова была ваша реакция? — Такая же, как у брата. Мы просто посмеялись. Фрагмент поста Евгения в Фейсбуке по поводу дебюта отца в «Вечернем Урганте» в 2016 году А вы не подумали, что он вообще-то ведь на работе… — Я уверена, что мой папа — один из самых добросовестных и добропорядочных депутатов. В своей книге Валерий Борисович называет вас «веселым бесенком» — «шебутным ребенком», выделяя эту черту как отличительную. А в чем вы похожи, какие качества переняли от него? — Во-первых — оптимизм. В любое время дня или ночи, если я ему позвоню и спрошу, как дела, в ответ всегда услышу: «Все отлично!». Тогда нет-нет да подумаешь: если уж у папы, с его долей ответственности все отлично, то что уж мне жаловаться. Во-вторых, дисциплинированность. У него всегда все по графику. Когда я раз в год прилетаю в Екатеринбург, он рассказывает мне свое расписание и говорит: «График мой знаешь, найди время увидеться». Я этому у него учусь, потому что дисциплина — залог успеха. У вас было в детстве ощущение короны на голове? — Несмотря на то, что у нас с братом все было, нам не доставалось это легко. Если ты что-то хочешь, нужно объяснить, зачем и почему, обосновать свое желание. Я задаю вопрос про корону, не потому что мне хочется поковыряться в вашей душе, а интересно понять: у поколения «наследников» все было с самого детства, но что это дает? Человек растет открытый миру и простой или наоборот? Даже если сделать срез по вашим знакомым — что вы видите? — Я вижу, что среди золотой молодежи не модно сейчас быть богатым — модно быть в чем-то успешным. Пробежал Iron Man — это понт, ты в чем-то талантлив — это понт. Круто, условно, не три Феррари в гараже иметь, а собрать Феррари своими руками. Когда ты что-то создаешь, что приносит пользу или радость — это имеет ценность. Вообще, вы правы, у меня было иногда ощущение, что я принцесса, что у меня все есть и все классно. Но, уехав отсюда, посмотрев мир, я поняла, что мир огромный и не играет роли, кто ты тут, в Екатеринбурге. Ты далеко не самый крутой в масштабах планеты, а крутость — вообще не в количестве денег. И я понимаю сейчас, что люди меня ценят не за богатого папу и не за банковский счет. Я очень благодарна родителям за возможность это почувствовать. Фото: личный архив Олеси Савельевой, пресс-служба AVS Group