Ещё
Чем занимается Маша из сериала «Саша+Маша»
Чем занимается Маша из сериала «Саша+Маша»
Актеры
Что не так с именем Данилы Багрова в "Брате"
Что не так с именем Данилы Багрова в "Брате"
Фильмы
Где сейчас актеры из “Маски-шоу”
Где сейчас актеры из “Маски-шоу”
Актеры
Неудачные дубли, сделавшие фильмы шедеврами
Неудачные дубли, сделавшие фильмы шедеврами
Фильмы
Ford против Ferrari
Ford против Ferrari
Биография, Драма, Спортивный
Купить билет
Грех
Грех
Биография, Исторический, Драма
Купить билет
Текст
Текст
Триллер, Драма
Купить билет
Малефисента: Владычица тьмы
Малефисента: Владычица тьмы
Приключение, Фэнтези, Семейный
Купить билет
Доктор Сон
Доктор Сон
Ужасы
Купить билет
Ангелы Чарли
Ангелы Чарли
Боевик, Приключение, Комедия
Купить билет
Семейка Аддамс
Семейка Аддамс
Мультфильм, Комедия, Семейный
Купить билет
Терминатор: Темные судьбы
Терминатор: Темные судьбы
Боевик, Приключение, Фантастика
Купить билет
Стражи Арктики
Стражи Арктики
Мультфильм, Приключение, Комедия
Купить билет
Верность
Верность
Драма
Купить билет
Хороший лжец
Хороший лжец
Драма
Купить билет
Джокер
Джокер
Триллер, Драма, Криминальный
Купить билет
Алла Пугачёва. Тот самый концерт
Алла Пугачёва. Тот самый концерт
Документальный, Музыкальный
Купить билет
Мидуэй
Мидуэй
Боевик, Исторический, Драма
Купить билет
Во всё тяжкое
Во всё тяжкое
Трагикомедия
Купить билет
Эверест
Эверест
Мультфильм, Приключение, Комедия
Купить билет
Девятая
Девятая
Исторический, Приключение, Триллер
Купить билет
Идеальный пациент
Идеальный пациент
Триллер
Купить билет
Дождливый день в Нью-Йорке
Дождливый день в Нью-Йорке
Комедия, Мелодрама
Купить билет
Холодное сердце 2
Холодное сердце 2
Мультфильм, Приключение, Комедия
Купить билет

Выковать «Тавриду». Разработчик герба Челябинска создал эмблему для Крыма 

Выковать «Тавриду». Разработчик герба Челябинска создал эмблему для Крыма
Фото: АиФ
Недавно открытый Крымский мост ещё крепче соединил полуостров с остальной Россией. А почему бы этот мост не украсить новым символом Крыма? Его создал художник, когда-то разработавший современный герб Челябинска.
Скульптор Союза художников России, член Международного художественного фонда мечтает не только подарить Крыму «Тавриду», а Челябинску — «Ариэль», но и превратить русского Медведя в настоящего Терминатора.
Металл лучше мрамора?
Эльдар Гизатуллин, «АиФ-Челябинск»: Правда ли, что ваш отец всю жизнь проработал на заводе и часто вас брал туда? Не отсюда ли частое использование в ваших работах механических элементов и вообще любовь к металлу?
Андрей Старцев: Вполне возможно. Отец работал на , но я часто посещал не завод, а мастерскую отца. И к механизмам, технике действительно был неравнодушен с детства. Пробовал там свои силы и, как видите, до сих пор жив-здоров, хотя это было и небезопасно. Мой одноклассник, например, остался инвалидом после того, как посетил завод. Помню, что сам я начинал с того, что рисовал автомобили, причём почему-то именно на промокашках. Даже когда они исчезли, я где-то находил эти промокашки, чтобы рисовать только на них.
В итоге же так получилось, что я постоянно стал иметь дело с металлом, хотя работаю не только как скульптор, но и как график. Под скульптуры целый литейный комплекс создавал. Приходилось консультироваться с главными металлургами. К сожалению, иногда приходил к выводу, что они мало что знают о металле — только свои узкие задачи.
— А как же мрамор? Неужели никогда не хотелось с ним поработать?
— Это очень жёсткий материал. На него нужно очень много времени. С мрамором работали Микеланджело, другие титаны — честно говоря, не понимаю, откуда у них бралось столько сил и времени. Нужно полностью выпасть из социума. Я пытался, но это невозможно, даже если закроешься в мастерской. Ведь и мастерскую надо содержать.
«Ариэль» может летать
— На днях открыли Крымский мост. Одно время вы предлагали установить в Крыму статую быка как символ полуострова, Тавриды. Около моста ему самое место…
— У Крыма есть символ — грифон, но, как мне кажется, бык лучше. Ведь Таврида — древнее название полуострова. Говорят, это пошло от легенды о боге Дионисе, который на быках вскопал первую борозду и посадил виноградную лозу. И древних жителей Крыма назвали «таврами», от греческого наименования быка.
Я сделал первую скульптуру быка. А потом, когда путешествовал по Крыму, мне приснился сон, что я в своей мастерской и вдруг нахожу своего бронзового быка, но крыльями. Тот же образ я увидел в тот-же день в местном храме, под куполом — как символ Евангелиста Луки. Интересно, что рядом с храмом музей Святого Покровителя Крыма — Луки (Войно-Ясенецкого) — священника и хирурга, спасшего в годы войны тысячи тяжело раненых войнов. Сталин разрешал ему даже работать в одеянии священника. Так появилась вторая скульптура — «Крылатая Таврида». Но, к сожалению, о каком-то монументе говорить пока не приходится. Бронзовую скульптуру хотели подарить , но не получилось — «Бык» нашёл своего хозяина в Сибири. Я писал по поводу монумента «Таврида» (глава Республики Крым. — Ред.), но в ответ пока получаю лишь отписки. Возможно, к этой идее ещё вернутся.
— А что с другой идеей, уже челябинской? Я имею в виду памятник группе «Ариэль».
— Когда мы обсуждали эту идею, вице-губернатор Вадим Евдокимов предложил даже назвать концертный зал конгресс-холла в честь «Ариэля» и установить перед входом одноимённую статую, которую я создал.
Это очень сложный образ. Изначально кто-то говорил: давайте, мол, гранитную бочку поставим на Кировке, на ней фигуры музыкантов группы с гитарами. Я сразу сказал: нет, это не моё! Тут нужен другой образ, более сложный. Я использовал и фигуру летающего человека из романа , и мифы о божестве воздуха. Интересно, что когда я создал модель статуи из воска и оставил на даче, а потом через несколько недель приехал, то просто её не узнал: слетевшиеся пчёлы её чуть не уничтожили! Видимо, насекомых привлёк запах воска. Видите, и тут не обошлось без крылатых существ!
— Говорят, что вы сотрудничали с Церетели. Это правда?
— Мы с ним знакомы лишь шапочно. Можно по-разному относиться к этому художнику, но его следует уважать хотя бы за неимоверную энергию. Он мне помог выставить работы у себя на Пречистенке. А у меня был период, когда я сам загружал работы в машину, куда-то вёз на выставки — не знал, где я там буду спать, жить! Сейчас поражаюсь, откуда только силы брались… И в Москве удалось продать много работ, завязать контакты. Хотя, конечно, если хочешь добиться успеха в столице, надо туда переезжать — другого варианта нет.
Медведь как робот-богатырь
— Вы автор многих узнаваемых эмблем и логотипов южноуральских банков, предприятий, компаний. Многие посчитали бы это не творчеством, но способом заработать. Вы согласны с таким мнением?
— Это, безусловно, творчество — как профессионалу мне за него не стыдно, Сейчас я этим уже редко занимаюсь, а был период, когда в месяц я делал до десяти символов.
С заказчиками зачастую было очень сложно. Помню в 80-х, делал эмблему для одного центра научно-технического творчества молодёжи. Чуть до скандала дело не дошло. Создал десять разных вариантов, и в итоге заказчик остановился на первом, который первоначально отвергли. Или приглашают меня и говорят: хорошо бы, чтобы на логотипе был мост. И железная дорога. И горы — мы, чай, на Урале живём! И сосны ещё. И стрелочник. Я тогда достал записную книжку и говорю: «Я вам сейчас дам телефон своего знакомого художника-живописца. Потому что для того, что вы хотите всё перечисленное вместить, нужно полотно, а не эмблема».
Хуже всего, когда какой-либо директор не может ничего выбрать и зовёт всех подчинённых вплоть до секретарши и уборщицы тёти Маши. Призывает всех: «Давайте выскажите свои соображения по поводу символа». Это верный признак, что у самого директора никаких соображений нет.
— Если логотипы — это давнее прошлое, то какие проекты для вас будущее, к которому стремитесь?
— Я уже два раза лежал в кардиологии, видел, как людей увозили в подвал, поэтому давно понял, что не хочу растрачивать свои силы на суету. Очень многое хочется ещё реализовать. Может, шаг настолько широкий, что и ширинка рвётся, ну и пусть!
Также, есть идея международного выставочного проекта «Новый передвижник». Взять парочку «ГАЗелей», оборудовать их всем необходимым и за полгода прокатиться от Пекина до Парижа. Через Челябинск, конечно. Устраивать по пути выставки. Я веду занятия со слепыми и слабовидящими детьми, и из-под их рук выходят великолепные работы! Кроме них, на выставки попадут и работы народных скульпторов, работавших по программе «Скульптор за час». Символом этого проекта станет наш челябинский верблюд — по-моему, вполне логично. В нашей команде будут художник-лектор, кинорежиссёр, два водителя и медик-психолог.
Начать можно с малого — проделать путь от Челябинска до Москвы через Уфу, Казань, а потом уже замахнуться на международный этап. Финальный этап можно приурочить к саммитам стран и .
— Заметил, что среди ваших работ механический медведь. Это тоже какой-то новый проект? И очередное подтверждение вашей любви к механике и металлу, столь естественное для челябинского художника?
— Это начало проекта «Богатырская летопись России». Хочу воплотить героев из русского эпоса, из сказок народов нашей страны. Будут обыграны истории не только прошлого, но и будущего (например, эпохи освоения Солнечной системы и дальнего космоса). Возможно, идея трансформируется в установку в Челябинске механических животных как символов уральской металлургии и машиностроения — своего рода индустриальный зоопарк. Первым образом стал, конечно, медведь. Я соединил традиционного медведя, и хозяина тайги, сказочного богатыря и современного, индустриального, технологически насыщенного механизма. Своего рода символ России — и традиционной, и новой. Вот такие символы мне сейчас интересны.
Кстати
Какое небо не голубое…
Не все знают, что Андрей Старцев — создатель современного герба Челябинска. Как оказалось, из утверждённого варианта внезапно пропала одна деталь, которая делала герб более ярким.
— Я не революционер, но я оппозиционер и при этом консерватор, поэтому опирался на старый, дореволюционный герб, — объясняет художник. — Советский герб Челябинска с этими шестерёнками — это шелуха! Прежний герб с верблюдом нарисовал сам Татищев — может, это и легенда, но наследие надо уважать. Я добавил молоты как знак промышленного характера города, корону и александровскую ленту. Герб по проекту должен был быть трёхцветным. Зелёный и серебристый цвета сохранились, но почему-то пропало голубое небо над крепостью. И с тех пор даже наш герб без яркого чистого неба — какая-то серебристая хмарь.
Помню, когда мы праздновали в 1993-м День Города и утверждение главного символа в челябинской мэрии, я расчувствовался и сказал: «Премии не надо! Я дарю этот герб родному городу на его!» Жена, когда узнала, так меня ругала. Какую глупость иногда не скажешь в конце застолья!
Видео дня. Советские кинозвезды, умершие в нищете
Комментарии
Читайте также
Новости партнеров
Новости партнеров
Больше видео