Ещё

Выковать «Тавриду». Разработчик герба Челябинска создал эмблему для Крыма 

Выковать «Тавриду». Разработчик герба Челябинска создал эмблему для Крыма
Фото: АиФ
Недавно открытый Крымский мост ещё крепче соединил полуостров с остальной Россией. А почему бы этот мост не украсить новым символом Крыма? Его создал художник, когда-то разработавший современный герб Челябинска.
Скульптор Союза художников России, член Международного художественного фонда мечтает не только подарить Крыму «Тавриду», а Челябинску — «Ариэль», но и превратить русского Медведя в настоящего Терминатора.
Металл лучше мрамора?
Эльдар Гизатуллин, «АиФ-Челябинск»: Правда ли, что ваш отец всю жизнь проработал на заводе и часто вас брал туда? Не отсюда ли частое использование в ваших работах механических элементов и вообще любовь к металлу?
Андрей Старцев: Вполне возможно. Отец работал на , но я часто посещал не завод, а мастерскую отца. И к механизмам, технике действительно был неравнодушен с детства. Пробовал там свои силы и, как видите, до сих пор жив-здоров, хотя это было и небезопасно. Мой одноклассник, например, остался инвалидом после того, как посетил завод. Помню, что сам я начинал с того, что рисовал автомобили, причём почему-то именно на промокашках. Даже когда они исчезли, я где-то находил эти промокашки, чтобы рисовать только на них.
В итоге же так получилось, что я постоянно стал иметь дело с металлом, хотя работаю не только как скульптор, но и как график. Под скульптуры целый литейный комплекс создавал. Приходилось консультироваться с главными металлургами. К сожалению, иногда приходил к выводу, что они мало что знают о металле — только свои узкие задачи.
— А как же мрамор? Неужели никогда не хотелось с ним поработать?
— Это очень жёсткий материал. На него нужно очень много времени. С мрамором работали Микеланджело, другие титаны — честно говоря, не понимаю, откуда у них бралось столько сил и времени. Нужно полностью выпасть из социума. Я пытался, но это невозможно, даже если закроешься в мастерской. Ведь и мастерскую надо содержать.
«Ариэль» может летать
— На днях открыли Крымский мост. Одно время вы предлагали установить в Крыму статую быка как символ полуострова, Тавриды. Около моста ему самое место…
— У Крыма есть символ — грифон, но, как мне кажется, бык лучше. Ведь Таврида — древнее название полуострова. Говорят, это пошло от легенды о боге Дионисе, который на быках вскопал первую борозду и посадил виноградную лозу. И древних жителей Крыма назвали «таврами», от греческого наименования быка.
Я сделал первую скульптуру быка. А потом, когда путешествовал по Крыму, мне приснился сон, что я в своей мастерской и вдруг нахожу своего бронзового быка, но крыльями. Тот же образ я увидел в тот-же день в местном храме, под куполом — как символ Евангелиста Луки. Интересно, что рядом с храмом музей Святого Покровителя Крыма — Луки (Войно-Ясенецкого) — священника и хирурга, спасшего в годы войны тысячи тяжело раненых войнов. Сталин разрешал ему даже работать в одеянии священника. Так появилась вторая скульптура — «Крылатая Таврида». Но, к сожалению, о каком-то монументе говорить пока не приходится. Бронзовую скульптуру хотели подарить , но не получилось — «Бык» нашёл своего хозяина в Сибири. Я писал по поводу монумента «Таврида» (глава Республики Крым. — Ред.), но в ответ пока получаю лишь отписки. Возможно, к этой идее ещё вернутся.
— А что с другой идеей, уже челябинской? Я имею в виду памятник группе «Ариэль».
— Когда мы обсуждали эту идею, вице-губернатор Вадим Евдокимов предложил даже назвать концертный зал конгресс-холла в честь «Ариэля» и установить перед входом одноимённую статую, которую я создал.
Это очень сложный образ. Изначально кто-то говорил: давайте, мол, гранитную бочку поставим на Кировке, на ней фигуры музыкантов группы с гитарами. Я сразу сказал: нет, это не моё! Тут нужен другой образ, более сложный. Я использовал и фигуру летающего человека из романа , и мифы о божестве воздуха. Интересно, что когда я создал модель статуи из воска и оставил на даче, а потом через несколько недель приехал, то просто её не узнал: слетевшиеся пчёлы её чуть не уничтожили! Видимо, насекомых привлёк запах воска. Видите, и тут не обошлось без крылатых существ!
— Говорят, что вы сотрудничали с Церетели. Это правда?
— Мы с ним знакомы лишь шапочно. Можно по-разному относиться к этому художнику, но его следует уважать хотя бы за неимоверную энергию. Он мне помог выставить работы у себя на Пречистенке. А у меня был период, когда я сам загружал работы в машину, куда-то вёз на выставки — не знал, где я там буду спать, жить! Сейчас поражаюсь, откуда только силы брались… И в Москве удалось продать много работ, завязать контакты. Хотя, конечно, если хочешь добиться успеха в столице, надо туда переезжать — другого варианта нет.
Медведь как робот-богатырь
— Вы автор многих узнаваемых эмблем и логотипов южноуральских банков, предприятий, компаний. Многие посчитали бы это не творчеством, но способом заработать. Вы согласны с таким мнением?
— Это, безусловно, творчество — как профессионалу мне за него не стыдно, Сейчас я этим уже редко занимаюсь, а был период, когда в месяц я делал до десяти символов.
С заказчиками зачастую было очень сложно. Помню в 80-х, делал эмблему для одного центра научно-технического творчества молодёжи. Чуть до скандала дело не дошло. Создал десять разных вариантов, и в итоге заказчик остановился на первом, который первоначально отвергли. Или приглашают меня и говорят: хорошо бы, чтобы на логотипе был мост. И железная дорога. И горы — мы, чай, на Урале живём! И сосны ещё. И стрелочник. Я тогда достал записную книжку и говорю: «Я вам сейчас дам телефон своего знакомого художника-живописца. Потому что для того, что вы хотите всё перечисленное вместить, нужно полотно, а не эмблема».
Хуже всего, когда какой-либо директор не может ничего выбрать и зовёт всех подчинённых вплоть до секретарши и уборщицы тёти Маши. Призывает всех: «Давайте выскажите свои соображения по поводу символа». Это верный признак, что у самого директора никаких соображений нет.
— Если логотипы — это давнее прошлое, то какие проекты для вас будущее, к которому стремитесь?
— Я уже два раза лежал в кардиологии, видел, как людей увозили в подвал, поэтому давно понял, что не хочу растрачивать свои силы на суету. Очень многое хочется ещё реализовать. Может, шаг настолько широкий, что и ширинка рвётся, ну и пусть!
Также, есть идея международного выставочного проекта «Новый передвижник». Взять парочку «ГАЗелей», оборудовать их всем необходимым и за полгода прокатиться от Пекина до Парижа. Через Челябинск, конечно. Устраивать по пути выставки. Я веду занятия со слепыми и слабовидящими детьми, и из-под их рук выходят великолепные работы! Кроме них, на выставки попадут и работы народных скульпторов, работавших по программе «Скульптор за час». Символом этого проекта станет наш челябинский верблюд — по-моему, вполне логично. В нашей команде будут художник-лектор, кинорежиссёр, два водителя и медик-психолог.
Начать можно с малого — проделать путь от Челябинска до Москвы через Уфу, Казань, а потом уже замахнуться на международный этап. Финальный этап можно приурочить к саммитам стран и .
— Заметил, что среди ваших работ механический медведь. Это тоже какой-то новый проект? И очередное подтверждение вашей любви к механике и металлу, столь естественное для челябинского художника?
— Это начало проекта «Богатырская летопись России». Хочу воплотить героев из русского эпоса, из сказок народов нашей страны. Будут обыграны истории не только прошлого, но и будущего (например, эпохи освоения Солнечной системы и дальнего космоса). Возможно, идея трансформируется в установку в Челябинске механических животных как символов уральской металлургии и машиностроения — своего рода индустриальный зоопарк. Первым образом стал, конечно, медведь. Я соединил традиционного медведя, и хозяина тайги, сказочного богатыря и современного, индустриального, технологически насыщенного механизма. Своего рода символ России — и традиционной, и новой. Вот такие символы мне сейчас интересны.
Кстати
Какое небо не голубое…
Не все знают, что Андрей Старцев — создатель современного герба Челябинска. Как оказалось, из утверждённого варианта внезапно пропала одна деталь, которая делала герб более ярким.
— Я не революционер, но я оппозиционер и при этом консерватор, поэтому опирался на старый, дореволюционный герб, — объясняет художник. — Советский герб Челябинска с этими шестерёнками — это шелуха! Прежний герб с верблюдом нарисовал сам Татищев — может, это и легенда, но наследие надо уважать. Я добавил молоты как знак промышленного характера города, корону и александровскую ленту. Герб по проекту должен был быть трёхцветным. Зелёный и серебристый цвета сохранились, но почему-то пропало голубое небо над крепостью. И с тех пор даже наш герб без яркого чистого неба — какая-то серебристая хмарь.
Помню, когда мы праздновали в 1993-м День Города и утверждение главного символа в челябинской мэрии, я расчувствовался и сказал: «Премии не надо! Я дарю этот герб родному городу на его!» Жена, когда узнала, так меня ругала. Какую глупость иногда не скажешь в конце застолья!
Видео дня. Кинозвезды 2000-х, о которых давно забыли
Комментарии
Читайте также
Новости партнеров
Новости партнеров
Больше видео