Русское искусство интересует весь мир. Владимир Гусев о царях и коррупции
Насколько сегодня, в век технического прогресса, востребовано это богатство, как пополняется коллекция? И что делается, чтобы знаменитые полотна увидели как можно больше людей? Об этом «АиФ-Петербург» рассказал директор ГРМ Владимир Гусев. Блеск и ошибки русских царей - Владимир Александрович, юбилей музея совпадает и с вашей личной датой. В июне этого года 30 лет, как вы возглавляете это уникальное учреждение культуры. Какими были эти годы? - Вот вы напомнили, 30 лет... Думал, прошло всего три года, так быстро летит время (улыбается). Если серьёзно, я свои десятилетия на посту не считаю. Главное - музей. Ему 120, это солидный возраст, и мы постараемся достойно встретить праздник. Тем более что интерес большой. 19 марта, когда вход был бесплатным, музей посетили около 12 тыс. человек. А всего в 2017-м к нам пришли более 3 млн граждан со всей страны и зарубежья. На выставки Верещагина, Айвазовского, Семирадского стояли очереди. Правда, мы за огромными потоками, когда ломают двери, не гонимся. Главное, люди стремятся в наши залы, хотят ещё и ещё раз полюбоваться полотнами выдающихся мастеров. - В 2017-м у вас было немало экспозиций, показывающих плюсы и минусы Октябрьской революции. Продолжится ли эта тема? - Сейчас готовимся рассказать «Сагу о Романовых», в центре которой будет судьба Николая I. «Каждый вершок в нём царь», - сказал об этом императоре один из современников. О нём, как и о других русских самодержцах, у многих превратное представление. Я тоже о Павле I, например, думал: уродец, сумасшедший. На самом деле - интереснейшая личность со своей драмой и талантами. То же Николай. Третий сын Павла, он 30 лет правил Россией. При нём произошло восстание декабристов, открылось печально знаменитое 3-е жандармское отделение под управлением Бенкендорфа, и одновременно принимались прогрессивные законы, проводил реформы Сперанский. Россия потерпела роковое поражение в Крымской войне, которое он очень тяжело переживал, но и приобрела новые территории. При нём строились Новый Эрмитаж, Большой Кремлёвский, Мариинский, Николаевский дворцы и Исаакиевский собор. Процветала Академия художеств. А у нас он слывёт самодуром, который любил батальную живопись и пририсовывал на полотнах солдатиков, кстати, делал это талантливо. Новой выставкой мы постараемся восстановить историческую справедливость и показать блеск и ошибки столь неоднозначного российского императора. - Своими выставками вы не только разбиваете ложные стереотипы, но и представляете убедительные подтверждения событий прошлого, как это случилось с работами художника Павла Михайлова. - Наш музей обладает уникальной коллекцией графики этого мастера с необычной судьбой. В 1786 году он принял участие в знаменитой экспедиции Беллинсгаузена и Лазарева, открывшей шестой континент - Антарктиду. Художник фиксировал в своём рабочем альбоме новые острова, виды поселений, портреты аборигенов. Его наброскам присуща большая точность. На многих указаны даже конкретные даты и координаты, что позволяет не только «выстроить» маршрут путешествий, но служит документальным доказательством приоритета российских исследователей. В то время как известный английский адмирал Джеймс Кук, столкнувшись с айсбергами, заявил: «Плавать туда невозможно». В 2020-м исполнится 200 лет со дня открытия русскими моряками «ледового материка», и мы надеемся, что работы Михайлова станут ещё одним свидетельством участия наших соотечественников в эпохе великих географических открытий. Летний сад будет бесплатным - Первооткрывателем был и Пётр. Недавно распахнул двери входящий в состав ГРМ Летний дворец императора, построенный великим Трезини. Его реставрировали пять лет. Всё ли сделано так, как полагается? - Основные работы выполнены. Проведена гидроизоляция, обновлены каменные полы, укреплены перекрытия. Специалисты вернули также яркость тканей, паркетных узоров, росписей на стенах и потолке. А вот цвет фасадов по решению экспертов поменялся: они стали белыми, как при Петре. Сейчас Летний дворец уже принимает посетителей. Там побывали свыше 800 человек, и это много. Ведь несмотря на пышное название - дворец, здание на самом деле маленькое. Пётр изначально строил его как летнюю резиденцию, где царская семья жила с мая по октябрь, поэтому для зимнего времени она не приспособлена. В этом, кстати, тоже заключалась сложность реставрации. Сегодня температура внутри стабильно свыше 18 градусов, все системы в полном порядке. Повторю: пропускная способность небольшая, группы формируются максимум по 15 человек и запускаются каждые полчаса. - Дворец находится на территории Летнего сада, где тоже велась масштабная реконструкция, встреченная неоднозначно. Споры о её итогах продолжаются до сих пор. Как и о том, на какие средства содержать эту красоту. Так, на днях снова появилась информация, что вход в сад станет платным. - Только на одну неделю, что связано с проведением фестиваля «Императорские сады России». В этот период, с 21 по 27 июня, за вход придётся заплатить 500 рублей, стоимость льготного билета 200 рублей. В дальнейшем всё останется по-прежнему. Я сам не хочу делать Летний сад платным, как это сегодня происходит во всех парках пригородных резиденций. Однако если от нас потребуют выполнения экономических показателей, мы вернёмся к данному вопросу. Спонсорских средств не хватает, а мы должны ещё и зарабатывать. Но всё равно: даже если плату когда-то вынужденно введут, она будет минимальной. Рабочий юбилей - Реставрация старинных зданий, храмов, строительство новых площадей сопровождаются большими скандалами. Так, хищения зафиксированы при работах в Эрмитаже, БДТ, Малом драматическом театре. Заведены уголовные дела. Что вы думаете по этому поводу? - Скажу о нас. При открытии Летнего дворца свою оценку дала и Счётная палата. Её аудиторы отметили, что мы завершили проект в срок, сделали всё качественно и даже сэкономили государственные средства. Но в целом напряжение в такой период испытываешь большое. Сейчас по предписанию Минкульта и банка мы приступаем к реконструкции Михайловского замка. Все перемещения ценностей будут минимизированы, внутренние работы щадящие, но уже слышны нервные голоса: «Замок развалится, изменятся пропорции, пойдут трещины. Не допустим варварского уничтожения!». К сожалению, присоединяются к этому хору и журналисты. В одной из публикаций мне за Летний сад и его знаменитую решётку обещали девять лет тюрьмы. Сейчас сад радует глаз, его посещают больше миллиона человек в год, а решётка полностью восстановлена. С одной стороны хорошо, что люди беспокоятся об исторических ценностях, но с другой - надо доверять специалистам. А заказчикам тщательно контролировать всю производственную цепочку. - Традиционно вы активно показываете русское искусство за рубежом. Санкции не мешают? - Ограничения сказываются, но в целом они не помеха. Когда в Болонье мы проводили мероприятия в рамках Года Италии в России, пришли 80 тыс. человек. А наш филиал в испанской Малаге вошёл в десятку самых активных по контактам со зрителями. Его посетили свыше 300 тыс. человек. В сентябре там откроются выставки Казимира Малевича и футуриста Давида Бурлюка. Их уже очень ждут. - Этот год для вас знаменательный, но вы уже предупредили, что праздник будет рабочим. - Шоу с тортами и шампанским не планируем. А вот отчёт о проделанном обязательно подготовим. Расскажем, как проходило возрождение огромного комплекса под названием Русский музей. Сегодня здесь хранятся свыше 410 тыс. произведений искусства. Это бесценное сокровище, которое мы бережём и будем приумножать.