Ещё
Покемон. Детектив Пикачу
Мультфильм, Приключение, Фэнтези
Купить билет
Джон Уик 3
Боевик, Триллер
Купить билет
Мстители: Финал
Боевик, Приключение, Фантастика
Купить билет
Дом, который построил Джек
Триллер, Ужасы, Драма
Купить билет
Отпетые мошенницы
Комедия
Купить билет
Аладдин
Приключение, Комедия, Семейный
Купить билет
Зелёная книга
Биография, Комедия
Купить билет
Большое путешествие
Мультфильм, Приключение, Комедия
Купить билет
Гори, гори ясно
Фантастика, Ужасы, Драма
Купить билет
В метре друг от друга
Мелодрама
Купить билет
Миллиард
Боевик, Приключение, Комедия
Купить билет
Игрища престолов
Комедия
Купить билет
Маугли дикой планеты
Мультфильм, Приключение, Комедия
Купить билет
Миа и белый лев
Приключение, Семейный
Купить билет
Пылающий
Детектив, Драма
Купить билет
Братство
Триллер, Военный
Купить билет
Щенячий патруль и Нелла, отважная принцесса
Мультфильм, Приключение
Купить билет
Отель Мумбаи: Противостояние
Исторический, Триллер, Драма
Купить билет
Красивый, плохой, злой
Биография, Драма, Криминальный
Купить билет
Игры разумов
Биография, Детектив, Драма
Купить билет

Как супергерои стали мифами и легендами современности 

Фото: BroDude
Не повезло Америке с историей: ее просто нет. А следовательно, нет мифологии, как бы ее ни пытались развить Вашингтон Ирвинг и его последователи. Местное население не очень активно смешивалось с индейским, предпочитая изводить коренных жителей в резервациях. Поэтому индейские мифы не стали для них культурной основой (как в Латинской Америке). Излишне религиозными они тоже не были, поэтому, когда страна резко выбилась в число сверхдержав, ей срочно понадобилась своя мифология, которая очень скоро была создана. Вместо богов и полубогов в ней обитали супергерои, обладающие суперспособностями. Теперь супергеройская мифология захватила весь мир, явив собой некое подобие религии. Только вместо Библии, Корана и мифов в ней царят комиксы, а вместо пожертвований — потраченные на билеты в кино и разнообразный мерч деньги фанатов. В свое время таким же образом греческая мифология распространилась на Рим, а иудейские сказки захватили половину мира. У комиксов гораздо больше общего с мифами, чем может показаться на первый взгляд. Например, древнегреческая религия (а вместе с ней и мифология) возникла около 2000 года до н.э. Уже через 150 лет после этого были построены Афины, названные так в честь богини мудрости. Что касается комиксов, то здесь все произошло гораздо быстрее. И те, и другие воспевали сверхчеловека. Что супергерои, что боги в разное время играли различные роли, ссорясь друг с другом. А главное, людей на создание обоих пантеонов вдохновляла сама жизнь. А в схожести нет ничего удивительного: архетипы за все время нисколько не изменились.
Те же боги, только в комиксах
Что же общего между героем мифов и супергероем? Ну вспомним Аквамена, который своими способностями подозрительно похож на Посейдона или любого другого морского бога. Если в мифологии разных народов можно встретить бога или духа, ответственного за ту или иную стихию, то в комиксах можно найти своего мутанта или супергероя с теми же способностями. Сколько повелителей огня было — не счесть! А красивые молодые люди с подозрительными для 37-го года прозвищами Айсмен и Шторм повелевали холодами да бурями соответственно.
Некоторые герои выпендриваются не столько суперсилой, сколько очень качественными предметами. Когда кто-то называет «кольцо силы» Зеленого Фонаря, то в голове всплывает десяток скандинавских и германских мифов про некое могущественное кольцо. Именно оттуда в свое время позаимствовал идею один великий профессор из Оксфорда, решивший создать свой волшебный мир с Кольцом Всевластия. У Тони Старка был другой волшебный предмет — костюм, превращавший его в Железного человека. У Бэтмена — различная амуниция. Впрочем, в мифах немало персонажей, которые создавали волшебные вещи. Тут и бог-кузнец Гефест, и братья Ивальди, и гном Брокк, выковавший знаменитый молот Тора под названием «мьёллнир».
А иногда ребята не парились и просто забирали уже готовых богов в свой супергеройский пантеон. Так здесь оказались Тор, Локки, Артемида, Гермес, Зевс. Очень удобно: даже суперспособности придумывать не нужно, ибо за Marvel это уже сделали пару-тройку тысяч лет назад. Сами супергерои подозрительно напоминали полубогов самой своей сущностью. Они тоже смертные, но с ними не сравнится никто из простых людей. А в ранних комиксах описать их суперсилу толком не удавалось: все равно получалась магия. И уже гораздо позже, когда технологии шагнули сильно далеко, герои начали облучаться, становиться жертвами мутаций и жутких экспериментов.
Да придет спаситель
Во многих европейских народах есть легенда про героя, который по тем или иным причинам впал в спячку или ушел в далекие заповедные дали на отдых. Там он залечит свои раны, как следует отоспится и вернется в тот момент, когда его народу будет угрожать страшная опасность, взмахом своего легендарного меча очистив Землю от зла и скверны. Британцы и бретонцы (народ, живущий на западе Франции и всю свою историю подчеркивающий, как мало общего у них с французами) верят, что однажды король Артур наконец-таки залечит свои раны, возымеет совесть и явится, чтобы очистить мир от скверны. В нашей культуре героя, который вернется в трудный час, зовут Илья Муромец. Если верить преданиям, когда-нибудь легендарный богатырь прискачет и сокрушит врага своего. Но раньше он что-то не приходил, и это наталкивает на недобрые мысли: «Это какая же кромешная хренотень должна случиться, чтобы Илюша решился размахивать булавой, а Артурик — Экскалибуром?». Может быть, герои просто поняли, что инвентарь VII-X веков не очень работает против огнестрела? Или просто «кромешная хренотень» еще не наступила — выжидает за углом, чтобы устроить массовый Армагеддон с участием Сатаны, ядерного оружия, дьявольских искушений и смертью всего живого на Земле?
Тогда остается уповать на Иисуса, который во время своего Второго пришествия тоже спасет всех праведных и покарает страшным судом все злое и нехорошее, что есть в этом мире. Не беспокоиться можно только американцам: у них самое страшное уже случилось, когда второй раз в этот мир явился Капитан Америка. История США короткая, и потому самое легендарное и славное время в их истории — Вторая мировая война. Капитан Америка боролся со вселенским злом по имени Гитлер, и оттого в 40-х годах был самым популярным персонажем комиксов. Однако закончилась война, и вместе с ней популярность персонажа резко сошла на нет. Убивать целенаправленно созданного патриотического персонажа, который воплощал мощь и отвагу американских бойцов со злом, как-то неприлично, и его решили отправить в долгую спячку на дно Атлантики. Потом уже, лет 20 спустя, глыбу льда с неплохо сохранившимся ветераном нашли небезызвестные Мстители, которые обогрели, все объяснили и приняли капитана в свою стаю, где он быстро стал лидером и начал активно бороться со злом во всех его проявлениях. Но Капитан Америка прежде всего старый патриот, солдат, который верен своему правительству и идеалам страны. Уотергейтский скандал, стоивший президентского кресла Никсону, окончательно пошатнул репутацию страны и доверие ее граждан, уставших от Вьетнама и социальной нестабильности. Терпеть президента-паршивца не было никаких сил. Настроение было поганое, будущее — неопределенным, и идеалы патриота просто перестали работать. И бравый солдат Стив Роджерс вдруг разуверился в своей роли и решил оставить свою личность Капитана Америки в пользу другой — под названием Кочевник. За это время несколько человек неудачно принимали псевдоним Капитана Америки. В конечном счете, решив, что псевдоним мог бы быть символом идеалов Америки, а не ее правительства, Роджерс вновь принял его.
Стоит отметить, что Вторая мировая подняла продаваемость комиксов в несколько раз. Простые парни со сверхспособностями пользовались неизменным успехом, и новоиспеченные герои появлялись чаще, чем модели новых самолетов и танков. Некоторые издательства даже развили сюжетные линии о войне, заставляя своих героев драться с Гитлером и нацистами. Да что там: даже диснеевский селезень Дональд Дак нашел в себе смелость посмеяться над укладом жизни в фашистской Германии!
Супермен почти что Христос
Издательство DC Comics было основано в 1934-м, а уже 4 года спустя сорвало джекпот, выпустив комикс о Супермене. Знаменитый мужик в красивом обтягивающем трико с вьющимся черным локоном на челе и повышенной непереносимостью криптонита является главным персонажем в супергеройском пантеоне Америки. Культуровед Тимоти Аарон Певи связывал такую популярность с гигантской иммиграцией, ведь в страну приезжало огромное количество людей, вынужденных частично отказаться от своей культуры и пребывающих в поисках новой. По сути, Америка — континент, построенный иммигрантами. И супермен по сути своей — это своеобразный иммигрант (пускай и с далекой планеты), который всячески старается соответствовать американской культуре как американец и готов защитить свою новую родину ценой собственной жизни. Чуть позже у Супермена начали проявляться вполне конкретные признаки Иисуса. Он также жертвовал собой ради простых людей и умер, чтобы потом воскреснуть. Кларк Кент открыл себя через 33 года, а с детства мечтал помогать людям и быть героем. И, конечно же, его неземное происхождение очень сильно заставляет задуматься о том, что в DC помнили про Библию, когда рисовали первого супергероя.
Невыносимое влияние науки
Комиксы всегда очень чутко относились к изменениям в мире. Стоило только американским авиаперевозчикам обронить ядерную бомбу на Хиросиму, как появились герои с явным уклоном в ядерную сферу: Атомный Человек и Атомный Громовержец. Они появились и в детских комиксах — чего только стоит Атомная Мышь! Но если супергерои должны были демонстрировать мощь ядерного оружия и показывать, что может случиться, если относиться к нему безалаберно, то в детских комиксах старались, напротив, приучить детей к тому, что ядерного оружия бояться не стоит. Наука прочно затесалась в мир комиксов и уже в 50-х почти вытеснила магию, наделявшую героев суперспособностями. Стражи Вселенной создают кольцо для Зеленого Фонаря, а гений, миллиардер, филантроп и плейбой Тони Старк создает шикарный костюм, который позволяет ему почти на равных конкурировать с «волшебными» ребятами. Способности все чаще обретаются в результате опытов и экспериментов, хотя ранее уже были созданы жертва эксперимента Капитан Америка и еще один миллионер с ушками и пафосными гаджетами Бэтмен. Но главное: в поведении супергероев стало меньше пафоса и надменности, а сами комиксы перестали напоминать сборник подвигов античного героя мифов и легенд. Стен Ли создает «Фантастическую четверку» — героев, которые больше походили на персонажей молодежного сериала 90-х. Они постоянно ссорились, мирились, искали себя, выясняли отношения друг с другом, а главное, впервые в комиксах персонажи были мужем и женой. В частности резиновый мужик был мужем невидимой женщины. Остальные тоже не чужие люди: Человек-факел — брат Невидимой Леди, а Существо (обросший коростами каменный парень) — друг детства резинового Мистера Фантастика.
Такое очеловечивание только сыграло на руку создателям комиксов, которые в ужасе смотрели на то, как в 50-х интерес к ним резко упал. Наконец-то они спустились с Олимпа, и теперь каждый тинейджер втайне мечтал обрести суперспособность, как некогда школьник-неудачник, а теперь укушенный пауком супергерой Питер Паркер. Ну разве могут быть сомнения, что Питер — это простой парень из школы? Ведь поначалу от него больше вреда, чем пользы, и некоторые его «подвиги» заслуживают условного срока. Помимо глупостей, Питер пытается разобраться с личной жизнью, заработать денег и помочь друзьям. А в 70-е и 80-е к их положительным характеристикам добавили чрезмерного скепсиса и цинизма. Они меньше стали напоминать рыцарей в сияющих доспехах — скорее героя Роберта де Ниро в фильме «Таксист». Положительными их назвать трудно, хотя борются они с несомненным злом. И биографии у них все более и более трагичные. Тут можно вспомнить Карателя и Росомаху. Изменилась массовая культура: она стала жестче, в моду вошли боевики и герои, которые до конца не определились, на чьей они стороне. Но главное: изменилось мировоззрение простого американца, который интересовался отрицательными персонажами не меньше, чем положительными. Это было самое подходящее время, чтобы покалечить Бэтмена, убить Супермена (пусть даже он и воскреснет) и дать дорогу таким ехидным героям, как Дэдпул, которые словом стреляют лучше, чем из пистолета. Представить язвительного уродца, который осознает, что он в комиксе, еще в 30-х было просто невозможно.
Кстати, Дэдпул является ярчайшим воплощением одного из самых древних архетипов в мировой мифологии и культуре — трикстера. Пожалуй, до него трикстером можно было назвать Женщину-кошку. Трикстер — это ведь самые интересные и яркие персонажи в любой истории. Одиссей, Локи, Гермес, Лис Ренар, Хрюша из «Спокойной ночи, малыши!» — персонаж плутоватый, остроумный, совершающий противоправные действия и не подчиняющийся общим правилам поведения. Все свои пакости он делает не из злого умысла, а просто потому, что он такая скотина: не может без розыгрышей, ибо натура у него такая. Все в шутку, все ради процесса. Трикстер никогда не будет суровым и трагичным, как Росомаха. Напротив, он чересчур веселый, хотя шутки его не всегда уместны. Тот же Локи взял и срезал золотые локоны жене Тора Сив, превратив самую прекрасную деву Асгарда в мальчика-призывника.
Троянская война
Герои менялись, трансформировались их идеалы и мотивы, и со временем стало непонятно, кого все-таки поддерживать. Если посмотреть на Магнето, Стервятника, Н’Джадаку, если изучить их историю и вдуматься в их мотивы, то невольно проникаешься уважением и даже начинаешь им сопереживать. Помыслы-то у них чистые — правда, цели не всегда адекватные. Со временем это привело к тому, что половина героев в течение долгого времени пыталась определиться, на чьей они стороне, блуждая из стана отрицательных в положительные персонажи и обратно. Все это очень напоминает то, как под влиянием различных социальных и политических изменений менялись роли разных богов. Со временем Аполлон утратил свою главенствующую позицию, а египетские Амон и Ра образовали единого бога Амон-Ра. Все течет, все меняется, и даже Веном становится милашкой. А если взять конфликт Капитана Америки и Железного человека, то мы видим представителей двух разных времен: Тони — циник, делающий деньги на крови; Роджерс — романтик, который совершенно наивен и идеалистичен для этой эпохи. «Гражданская война» во вселенной Marvel — это самая настоящая Троянская война, где под двумя разными знаменами сошлись совершенно непохожие герои. Команда Капитана Америки — это троянцы: они более идеалистичны, их цель правая — защитить себя и свой дом. Греки — это Старк и его сторонники: некоторые из них воюют из меркантильного интереса или преследуя личные цели. На их стороне больше сил, и у них есть предлог развязать эту войну.
Когда неоткуда черпать вдохновение
Когда вдохновения не хватало, Стен Ли и его коллеги черпали его из обычной жизни. Так, например, приснопамятный Тони Старк слеплен из Говарда Хьюза, которого все помнят по фильму «Авиатор». Хьюз, как и Старк, сказочно богат, сделал деньги на собственных изобретениях, эпатировал публику и гордо носил статус плейбоя. Даже во внешности Тони можно найти некоторые черты мистера Хьюза. Легендарного Джокера срисовали буквально под копирку с Гуинплена или (если быть точнее) с Конрада Фейдта, исполнившего роль в фильме «Человек, который смеется». А когда художники Стивен Биссетт и Джон Тотлбэн работали над образом Джона Константина, то решили срисовать его с вокалиста своей любимой группы The Police, которого звали Стинг.
В других же персонажах угадывается литературный прообраз. Так, например, Призрачный гонщик подозрительно похож на Всадника без головы. Другой вариант: малоприятный дух Дулаххан из ирландской мифологии, который появляется в повозке с горящими черепами и карает всех встречных кнутом из человеческих позвонков, который очень похож на цепь Призрачного гонщика. Ну а про горящий череп и говорить нечего.
Также бытует довольно распространенное мнение, что прообразом Халка стала история Роберта Стивенсона про доктора Джекила и мистера Хайда. У доктора Джекила раздвоение, и его альтер эго — мистер Хайд — творит странные и жестокие преступления. И это пробуждение произошло после неудачного эксперимента. Ничего не напоминает? Брюс Беннер в жизни — добрейший и очаровательнейший человек, пока не превращается в Халка. И каждое такое превращение разрушает половину города. Свое «ранение» он также получил в результате неудачного опыта, но в отличие от романа, где Хайд все-таки убил Джекила, Беннеру удается сохранить хрупкий баланс. Но надо отметить, что Халк даже в самом дурном расположении духа ничем не похож на законченного ублюдка и воплощение людских пороков по фамилии Хайд. Зеленый громила даже после вбивания в асфальт кажется милашкой.
Комментарии
Читайте также
Новости партнеров
Новости партнеров
Больше видео