Что посетить в Венеции: туристу на заметку
Венеция всегда славилась своей торговлей со многими странами, в том числе с Азией и Африкой. Раньше, на пике Ренессанса, город был переполнен людьми – купцы в экзотических одеждах и тюрбанах, венецианцы в золоте и жемчугах, рабы и куртизанки. В Венеции богатых жителей было больше, чем где-либо, конституция не менялась 500 лет. Город всегда тщательно оберегался от внешнего мира, всего в двух мировых войнах погибло 200 человек. Сегодня Венеция превратилась в главный аттракцион для туристов. И если вы – один из ее поклонников, то позаботьтесь о том, чтобы купить сюда билет заранее, хотя бы за месяц. Если хотите сэкономить на поездке, то не останавливайтесь в гостиницах, одна ночь в номере обойдется вам в среднем 200 евро, лучше снять апартаменты, поселиться в гестхаусах или мини-отелях, а можно даже в хостелах. В Венеции летом, конечно, хорошо, но и зимой неплохо: совсем нет туристов. На улицах можно разглядеть венецианцев и венецианок, цены в ресторанах значительно ниже, а в гостиницах большие скидки. Пустует город, вокруг ни души, и можно бесконечно бродить по лабиринтам улиц, наслаждаясь старинными дворцами и укрываясь от дождя в ресторанчиках, тратториях, пиццериях и джелатериях. Никто никуда не спешит. Стынет кофе. Плещет лагуна… Итак, вы в Венеции, скорее всего, лето, примерно XVIII век. Хотя нет, все-таки XXI – по воде Большого канала катится не гондола (хотя и она тоже), а речной трамвай – вапоретто. Трамвай может прокатить вас по основным маршрутам за 7 евро. Начинать прогулку по городу надо с покупки туристической карты ACTV. Купить ее можно здесь. Она дает неограниченное количество поездок по фиксированной цене. Также, чтобы сэкономить деньги и не выстаивать очереди за одноразовым билетом, существуют туристические карты Tourist City Pass и Museum Pass. Первая «открывает двери» во Дворец дожей и в 10 городских музеев, 16 церквей и Фонд Кверини Стампалья. Museum Pass — это общий билет во все музеи города. Купить здесь. После покупки всего необходимого сядьте на вапоретто и, проезжая под знаменитым мостом Риальто, посмотрите, как приводится в порядок рынок, где только что прошла утренняя распродажа рыбы и овощей. Пометьте в блокноте – побывать на рынке Риальто и закупить свежую рыбу. Ваша первая остановка – площадь Сан-Марко. Площадь Сан-Марко Пьяцца Сан-Марко: здесь всегда огромные толпы туристов с фотоаппаратами, оживление и радость. Туристы кормят стаи голубей, слетающихся на площадь, сидят за столиком с чашкой ароматного кофе в знаменитом историческом кафе «Флориан», которое существует с 1720 года. Правда, чашка кофе здесь обойдется вам недешево – 10 евро, но она того стоит: шикарные виды, несмолкающие струнные оркестры и мистическое обаяние прошлого. В XIX веке кафе стали называть литературным. В нем бывали Казанова и Байрон, Хемингуэй и Бродский, Диккенс, Пруст и другие писатели. «Флориан» — символ Венеции. На площади расположен одноименный собор. Задолго до того, как в город привезли останки Святого Марка, а затем построили в честь него собор, на этом месте было огородное поле. Сегодня считается, что это самая красивая площадь в мире. На площади обязательно надо посетить: собор Святого Марка, колокольню, национальную библиотеку Марчиана – одну из самых крупных библиотек Италии, городской музей Коррер, Дворец дожей, а также уже упоминавшееся кафе «Флориан». Собор украшает бронзовая четверка лошадей. Вряд ли кто-то имеет представление об их возрасте. А ведь их изваяли за триста лет до Рождества Христова. Коней считают бронзовыми, а античные греческие писатели утверждают, что кони отлиты из сплава меди, серебра и золота. Кони раньше украшали в Риме арку Нерона, но из Рима по приказу императора Константина были доставлены в Константинополь. При захвате в 1204 году византийской столицы в виде военного трофея их бережно погрузили в галеру и отправили в Венецию, где украсили ими собор Святого Марка. С тех пор четверка лошадей покидала Венецию только дважды: когда Наполеон их забрал на несколько лет в Париж и во время Первой мировой войны, когда их отправили в Рим. Собор Святого Марка Останки святого апостола евангелиста Марка были похищены из его могилы в мусульманской Александрии в 827 году двумя венецианскими купцами. Венецианцы спрятали священные мощи в корзину под капусту и свиные туши, зная, что мусульмане не станут прикасаться к «нечистому» свиному мясу. Так венецианцы благополучно уехали вместе с драгоценным грузом, а в истории Венеции началась новая эра. Мощи святого были встречены с большими торжеством, а в 832 году завершилось строительство церкви в честь нового покровителя города. Крылатый лев – символ святого Марка. На площадях и домах города часто можно встретить скульптуры и барельефы с изображением крылатого льва, яростного, умного и опасного, как политика большой торговой империи. Кстати, о львах. В Венецианской республике стояли почтовые ящики, в которые можно было положить донесение для тайной полиции. Называли такие ящики «пастью льва»: верхняя их часть была сделана из бронзовой головы льва, а письмо опускали в открытый рот. Помимо шедеврального собора, помимо крылатого льва, не менее колоритной достопримечательностью во время туристского сезона является церковный сторож собора. Его вы сразу узнаете – с посохом с бронзовым набалдашником стоит он у входа в собор, на нем треугольная шляпа с поднятыми полями, туфли с пряжками, он много и эмоционально жестикулирует, когда видит девушек в слишком открытых нарядах. У него важная миссия – не пропускать в базилику легкомысленно одетых женщин с оголенными плечами или в коротких юбках. Задача не из легких. Колокольня базилики Сан-Марко Кампанила (колокольня) – самое высокое сооружение Венеции, с вершины которой открывается красивейший вид на базилику, площадь Сан-Марко и весь город. Дворец дожей Дворец дожей — одно из самых экзотических зданий, резиденция правителей Венецианской Республики — дожей. Это один из символов и шедевр венецианской готики, где происходили многие важные события на протяжении всего периода существования Венецианской Республики (с VIII по XVIII вв.). Музеи Венеции Во многих старых дворцах Венеции размещены музеи, в том числе расположенная в прекрасном дворце Веньер деи Леони знаменитая на весь мир коллекция Пегги Гуггенхайм, содержащая работы Пикассо, Кандинского, Дали, Дюшана, Бранкузи, Поллока, Джорджо де Кирико и других европейских и американских художников XX века, а также творения итальянских футуристов, в частности Модильяни. В музее Галерея Академии представлены шедевры венецианских художников XIII—XVIII веков. Особняком стоит городской музей Коррер. Он размещается в здании напротив собора Святого Марка. Здесь хранятся интересные реликвии старой Венеции: одежда дожа и сенатора, обувь и шляпы, маски и домино. Здесь можно увидеть одно из самых немыслимых веяний средневековой моды, устоявшей несколько сот лет, — цокколи — жуткую, неудобную женскую обувь, которую могли себе позволить только знатные дамы. Венецианки носили их как бы возвышаясь над остальными жителями. Это были башмаки на деревянной подошве высотою почти в полметра, впрочем, была и польза, так венецианки не пачкались в грязи в непогоду. Жены и дочери аристократов ходили в них словно на ходулях, а чтобы не упасть, они держались за головы своих слуг. В XVII столетии здравомыслящая дочь дожа их отменила. В музее Коррер представлен оригинал знаменитой картины Карпаччо «Куртизанки». Витторе Карпаччо – главный художник Венеции, ее бытописатель. Изображенные на картине две полные женщины долгие годы считались куртизанками, однако современное искусствоведение пришло к выводу, что скорее всего это не куртизанки, а обычные скучающие семейные дамы. Большой канал Совершите водную прогулку по Большому каналу Венеции – так вы сможете ближе познакомиться с архитектурой XII и XVIII веков, ведь великолепные фасады зданий обращены к воде. И запомните дату — каждый год в первое воскресенье сентября венецианцы проводят на Большом канале историческую регату, воссоздавая обстановку пятисотлетней давности. Гулять по воде канала можно на вапоретто, стоимость билета — 7 евро. Можно прогуляться и по-венециански — на гондоле. Гондольер, как гласит легенда, — это некогда пират, разбойник с большой дороги, оставивший свое опасное ремесло. Между прочим, стать гондольером не так просто: надо пройти 9-месячное обучение, включающее английский язык, географию Венеции и морское право. Говорят, что все гондольеры пытаются соблазнить одиноких пассажирок, видимо, сказывается авантюрное прошлое. Гондольер должен уметь петь. Правда, современные гондольеры с этим справляются плохо. Двести лет назад гондольеры могли исполнить вам арии из опер, из гондол доносились пение и музыка. Теперь в лучшем случае на прощание вам споют «Чао, Венеция», но и этого достаточно, чтобы растрогаться до слез. 40-минутная прогулка в гондоле будет стоить 90 евро днем и 100 евро ночью. Лучше всего сумму на гондолу разделить между пассажирами — возможность хорошо сэкономить и завести друзей. Имейте в виду: пассажиров не должно быть более шести. Ка д’Оро Готическая жемчужина Большого канала — Ка д’Оро (Золотой дом). В этом здании отображено все великолепие XV столетия Венеции. На противоположной стороне канала стоит маленький ренессансный дворец — Вендрамин-Калерджи. Там в возрасте семидесяти лет умер Вагнер. В Венеции говорят, что у его гондольера было предчувствие, будто хозяин скоро умрет. Гондольер сидел в темноте в гондоле у ступеней дворца и ждал. Из комнаты раздавались звуки фортепьяно. Гондольер был последним человеком, слышавшим игру великого композитора. Мост Вздохов От Дворца дожей к бывшему зданию тюрьмы можно попасть через мост Вздохов. Через этот мост заключенных выводили на казнь. В те времена венецианцам по пути на работу частенько приходилось видеть мертвое тело в богатой одежде, подвешенное за ногу между колоннами – такая позорная поза означала, что человека казнили за измену. Кто только не томился и не вздыхал в этой тюрьме, например, в XVIII веке – уроженец Венеции, знаменитый авантюрист, писатель, покоритель женских сердец Джованни Джакомо Казанова. Мост Риальто Одним из символов Венеции считается мост Риальто, проложенный через Большой канал. Этот мост — главный и излюбленный объект для туристов-фотографов. Когда-то в конкурсе на проект моста Риальто участвовали Микеланджело, Сансовино, Палладио (кстати, единственный в истории архитектор, чьим именем назван архитектурный стиль), но в 1591 году мост был построен по проекту Антонио де Понте. Рынок Риальто Наконец мы подошли к рынку Риальто, о котором говорили выше. Рынок существует уже более тысячи лет, когда-то рыбаки везли сюда свой улов. Рынок работает с 7 до 12 часов. Чтобы насладиться всем колоритом, стоит погулять среди ярких лавочек, переполненных свежими традиционными продуктами, — здесь и черные каракатицы, и горы креветок и осьминогов, рыба, крабы, омары и морские ежи. Много фруктов, овощей и всевозможных специй. Купите устриц и съешьте на площади, запивая просекко. В общем, еще одна причина остановиться в апартаментах — покупать продукты на рынке, готовить пасту с морепродуктами и есть хамон с ароматным сыром на ужин. И не стоит заходить здесь в рестораны — это неоправданно дорого. Санта-Мария Глориоза деи Фрари Базилика Санта-Мария Глориоза деи Фрари является одним из самых значимых религиозных памятников в Венеции после базилики Сан-Марко. Базилика была основана монахами-францисканцами в XIII веке, но ее строительство было закончено лишь в 1443 году. Высокое и немного мрачное здание в готическом стиле, где переплетаются история искусств и религиозный культ Венеции XV–XVIII века. В его стенах нашли последнее пристанище многие дожи Венеции. Внутри церкви — фрески, полотна, скульптуры, барельефы, надгробия и алтарные изображения, а также здесь хранится одна из самых знаменитых мадонн Тициана, а вместе с ней величайшая венецианская реликвия — хрустальная ваза со «Святой кровью Христовой». Со здешней колокольни открывается чарующий вид на венецианские каналы и черепичные крыши домов. В ней похоронен Тициан. Рассказывают, что в девяносто девять лет Тициан все еще работал, пока его не свалила чума. Из тысяч людей, похороненных в тот год, ему единственному организовали публичные похороны. Художник водил дружбу с Пьетро Аретино, шантажистом и автором порнографических произведений, многих эта дружба поражает, хотя удивляться особо нечему. Говорят, что Аретино был замечательным собеседником, всегда веселым и щедрым человеком, так что художнику, должно быть, не приходилось скучать в его компании. Квартал Кастелло Кастелло является самым большим районом Венеции. Главные достопримечательности Кастелло — это два прекрасных венецианских собора: церковь Сан-Дзаккария с богатейшим убранством и базилика Санти-Джованни-э-Паоло, усыпальница дожей. Здесь много маленьких магазинчиков вокруг и знаменитый отель Даниели (принадлежит к сети отелей «Шератон»), который располагается в прекрасном дворце, построенном в XIV веке в византийском стиле. Каждый номер отличается утонченным интерьером. Номер люкс «Дож» является настоящим произведением искусства с роскошными тканями и вышивками из золота и серебра. В Кастелло также разместились выставки современного искусства Биеннале, созданные величайшими архитекторами XX столетия. Дойдите до церкви Ла Пьета (еще ее называют церковью Вивальди), где по несколько раз в неделю устраиваются концерты его сочинений. Рива-дельи-Скьявони Набережная Рива-дельи-Скьявони — это главный променад Венеции от Дворца дожей вдоль воды. Лучше здесь гулять ранним утром или на закате, чтобы не потеряться в толпе туристов и продавцов сувениров. Аптека Теста д’Оро Здесь до сих пор можно купить самое древнее лекарство в мире — териаку. Аптека находится неподалеку от моста Риальто. Вы найдете ее по висящему рядом знаку — «золотой голове». Аптека работает с 1500 года, но териаку в ней стали готовить в 1603 году. Во времена средневековья териакой, в состав которой входило более шестидесяти компонентов, лечились от всех болезней, начиная от зубной боли и заканчивая чумой. Вот и Ренессанс унаследовал от своих предков слепую веру в териаку. Даже теперь некоторые старые жители Венеции и жены рыбаков с островов просто не представляют, как можно без нее обходиться. Пицца, белое вино с газировкой и джелатерия на набережной Всем понятно, что рестораны в Венеции достаточно дорогие. Имейте в виду, что цена на напитки часто не указывается, хотя на деле это самая дорогая часть расходов. Главное — не выбирать кафе рядом с Сан-Марко. Хороший выбор — это простенькие траттории или заведения, на которых написано Pizzeria, — в них цены будут вполне доступными. Не забудьте в одном из заведений попробовать знаменитые спагетти с чернилами каракатицы. И помните, что их не посыпают пармезаном! Еще один отличный способ дешево поесть — это супермаркет. Продукты здесь натуральные и очень вкусные. Неплохо взять пиццу или панини на вынос и съесть на улице. Пить в Венеции надо разливное домашнее вино или венецианский спритц: белое вино с газированной водой и горьким ликером, а также беллини — коктейль из персикового сока и шипучего Prosecco. Обязательно нужно попробовать знаменитое итальянское мороженое, например, сидя в Gelateria Nico на набережной и глядя на проплывающие катера и вапоретто. Можно сесть внутри, там теплее и уютнее. Можно перекусить, выпить горячий кофе, а можно и коктейль заказать, тут делают отличный спритц. Кстати, некогда Бродский посвятил своему другу Роберту Моргану, с которым часто встречался в кафе «Нико», эссе «Набережная Неисцелимых» (от названия набережной). Можно еще отведать не менее замечательное мороженое в Gelateria Paolin — старейшем кафе на кампо Сан-Стефано. Вот несколько известных венецианских недорогих пиццерий: Al Nono Risorto, Casa Mia, Jazz Club 900. Венецианская маска Сегодняшняя Венеция — это город, уходящий под воду. Венеция каждый день немного исчезает, погружаясь до 5 мм в год в воды Венецианской лагуны. Медленно, но верно, процесс необратим, как человеческая жизнь. Но, умирая, Венеция не перестает устраивать карнавалы, надевая маски. Каждый год Венеция проводит большой карнавал, — как правило, в феврале перед Великим постом. В 2019 году он пройдет с 16 февраля по 5 марта. Когда-то венецианцам, начиная с дожа и заканчивая обыкновенной служанкой, было позволено носить маску более 6 месяцев в году. Сама маска была, правда, совсем не такой, как теперь. Без блеска и роскоши, абсолютно белая, длинноносая, с глубокими впадинами, и к ней неизменно шел плащ с черным капюшоном. Сокрытие личности человека было первостепенным делом в повседневной жизни венецианцев. Маскировка носила прагматичный характер: людям не хотелось, чтобы другие видели, какими делами они занимаются. Город ведь небольшой и таит слишком много секретов. Как мы уже говорили — доверять никому нельзя. Маски уравнивали всех, кто их носил. Затем их появилось великое разнообразие: маски персонажей комедии дель арте (Арлекин, Коломбина, Пьеро), маски карнавальные. Самая пугающая карнавальная маска — маска Докторе Песте. Одним из самых страшных бедствий, не раз постигших Венецию, была чума. Поэтому маска Доктора Чумы использовалась врачами тех времен для защиты во время посещения больных. Смерть и праздник здесь всегда неизменно идут рука об руку. Сорвать маску с Венеции невозможно. Венеция веселится, наслаждается кофе и вином несмотря ни на что, она никогда не меняется, здесь всегда XVIII век.