Ещё
Аладдин
Приключение, Комедия, Семейный
Купить билет
Покемон. Детектив Пикачу
Мультфильм, Приключение, Фэнтези
Купить билет
Джон Уик 3
Боевик, Триллер
Купить билет
Мстители: Финал
Боевик, Приключение, Фантастика
Купить билет
Дом, который построил Джек
Триллер, Ужасы, Драма
Купить билет
Отпетые мошенницы
Комедия
Купить билет
Зелёная книга
Биография, Комедия
Купить билет
Большое путешествие
Мультфильм, Приключение, Комедия
Купить билет
Гори, гори ясно
Фантастика, Ужасы, Драма
Купить билет
В метре друг от друга
Мелодрама
Купить билет
Миллиард
Боевик, Приключение, Комедия
Купить билет
Игрища престолов
Комедия
Купить билет
Ядовитая роза
Детектив, Триллер
Купить билет
Маугли дикой планеты
Мультфильм, Приключение, Комедия
Купить билет
Миа и белый лев
Приключение, Семейный
Купить билет
Пылающий
Детектив, Драма
Купить билет
Братство
Триллер, Военный
Купить билет
Щенячий патруль и Нелла, отважная принцесса
Мультфильм, Приключение
Купить билет
Отель Мумбаи: Противостояние
Исторический, Триллер, Драма
Купить билет
Красивый, плохой, злой
Биография, Драма, Криминальный
Купить билет

Сергей Першин: «Роскультцентр вырос из „Тавриды“ 

Фото: Ревизор.ru
Небольшой разогрев перед разговором, расскажите, какую последнюю книгу читали?
Недавно я был в Санкт-Петербурге, который даже за короткий период оставляет глубочайшие впечатления. Я зашёл в храм культуры — Эрмитаж. Там я купил книгу директора этого музея — Михаила Пиотровского, под названием «Для музеев нет табу». Это сборник из большого количества статей, которые посвящены не только жизни и деятельности Эрмитажа, но и вопросам, проблемам, которые беспокоят и музеи, и их сотрудников, и простых граждан, независимо от того, интересуются ли они культурой и искусством или нет. Поэтому сейчас данная книга для меня — настольная.
Какая музыка впечатляет?
Стараюсь слушать разное, но хорошее. Есть классические вещи, и я сейчас говорю не об академической музыке. В марте, на одном из мероприятий, попал на концерт группы «Сплин», который меня сильно впечатлил. Недавно, я слышал выступление группы «Мы» — хипстерской, но интересной, познакомился с творчеством Хаски, хотя мне нравится другой рэп-коллектив — «АTL». А вообще люблю джаз, блюз, неоклассику.
Что запомнилось из того, что видели в театре, в кино?
Последний увиденный мною и понравившийся мне фильм — это "Леди Бёрд". Грета Гёрвинг — актриса, сценарист, в данном случае попробовала себя в амплуа режиссёра, и, мне кажется, хорошо получилось, проникновенно. Отчасти эта кинолента напомнила мне фильм Карена Шахназарова «Курьер».
Если говорить о театре — недавно по совету коллег был на постановке под названием «Зеркало Карлоса Сантоса». В ней соединены различные вариации реализации театрального жанра: аудиоспектакль, музыкальная дорожка, променад, квест, даже ужин в конце, что само по себе интересно.
Вы возглавляете Роскультцентр, чем занимается Ваша организация?
Роскультцентр возник недавно благодаря форуму «Таврида», это наш флагманский проект. Роскульт вырос из него и призван сделать всё, чтобы «Таврида» не ограничивалась временным периодом в полтора-два месяца, а чтобы она продолжалась весь год. Здесь есть глубокий смысл. Мы как подведомственное учреждение — часть Росмолодёжи, призваны максимально способствовать молодым деятелям культуры и искусства раскрываться, расти, для этого мы имеем широкий спектр различных инструментов.
Например, совсем недавно мы реализовали заочную часть грантового конкурса «Творческие инициативы молодёжи» Росмолодёжи, в котором раздали грантами 240 миллионов рублей.
На Ваш взгляд, что сегодня происходит с культурой и искусством в России?
Это две категории — они, безусловно, взаимопроникающие, но разные. Культура — это более широкая категория. Искусство как составляющая часть культуры — менее широкая, но не менее важная. Их взаимопроникновение происходит парадоксально.
С одной стороны культура как среда влияет на искусство, диктует какие-то тренды, заставляет подстраиваться под них, с другой стороны искусство тоже формирует среду, влияет на её формирование и изменения. Можно говорить о некоторых очевидных тенденциях, которые невозможно не замечать. Например, развитие новых технологий. Технологии приходят в культуру, появляются и в искусстве. К примеру, сегодня появляются гигантские 3D-принтеры, на которых можно печатать скульптуры. В целом это меняет индустрию.
Развиваются платформы, благодаря которым происходит глобализация — мы видим, что музыканты записывают треки, находясь в разных уголках мира, им не нужно сегодня собираться в одной студии для этого.
Скорость растёт, но здесь кроется некая опасность для системы, которая не успевает за жизнью. Всё меняется чересчур быстро — способы коммуникации: позавчера это были сайты, вчера социальные сети, сегодня это мессенджеры. Система успевает освоить один, а уже появляются новые способы получения информации. Не замечать этого тоже было бы неправильно.
Нет и ярко заметного разделения, уже нет никаких субкультур, есть некий андерграунд, нечто объединяющее, что не измеряется в стандартных форматах. Когда я был на концерте Хаски, там стояли обычные люди: обычно одетые, молодые, образованные, и хипстеры они скорее по мировоззрению, чем по визуальному отличию от общей массы. Нельзя не отметить продолжающуюся вестернизацию: она усиливается за счёт появления новых технологий, в том числе коммуникационных. На мой взгляд, то, что она усиливается — это скорее плохо, а не хорошо.
"Таврида" — главный творческий форум для молодых деятелей культуры и искусства, кого ждёте в этом году?
В этом году «Таврида» будет проводиться в четвёртый раз, у нас запланировано 6 смен, стартуем мы с народной смены «Вместе», ждём молодых исполнителей народных песен, музыкантов-народников, хореографов-народников, ремесленников.
Вторая смена — это стрит-арт смена, на которую мы ждём молодых архитекторов, дизайнеров, урбанистов, фотографов, фэшн-дизайнеров.
Третья смена о кино и анимации, эту смену мы хотим посвятить, памяти замечательного актёра Олега Табакова. Это отклик на обратную связь от состоявшихся и потенциальных участников форума.
Четвёртая смена — «Экспериментальная сцена», где мы в режиме коллаборации собираем представителей индустрии театра, молодых литераторов и впервые привлекаем ребят, которые занимаются авторской песней.
Пятая смена — музыкальная, яркая, зажигательная: «Лето, джаз, рок-н-ролл», она посвящена инструментальной музыке, но под словом «лето» скрываются, в том числе и академические школы. Мы надеемся, что результатом этой смены станет появление пяти ярких инструментальных коллективов, которые буквально ворвутся в топы айтюнса и вытеснят оттуда рэперов, творчество которых уже слегка наскучило. " Таврида"-2017. Фото: пресс-служба Роскультцентра/Дмитрий Вороширин
Шестая смена — заключительная, на которую мы ждем волонтёров и менеджеров в сфере культуры и искусства, лучших участников Тавриды за предыдущие годы. В рамках смены участники поставят мюзикл, посвящённый теме добровольчества, «Неравнодушные». Над ним уже ведётся активная работа, либретто готовит известный писатель Олег Рой, он будет руководить авторской командой сценаристов. Мюзикл станет не просто творческим итогом Тавриды-2018, а достоянием Года Добровольца, постановку увидят далеко за пределами форума.
А чем Таврида-2018 отличается от Тавриды-2017?
Мы крайне внимательно относимся к обратной связи: все нововведения нынешнего года появились благодаря ней.
Во-первых, это народники, молодые люди, занимающиеся авторской песней, дань году добровольчества в сфере культуры, и множество других новых аудиторий, ни разу не приезжавших на «Тавриду». В этом смысле «Таврида» ротирует темы. Второй важный пункт — это коллаборации. У нас несколько смен в режиме объединения, и мы надеемся, что появятся новые проектные команды и новые интересные творческие продукты.
Такими результатами являются наши проекты, которые прорастают из «Тавриды», например, Всероссийский урбанистический хакатон «Города». Вместе с Новгородской областью мы прямо на «Тавриде» даём участникам решать кейсы по благоустройству и превращению элементов, точек в муниципалитетах Новгородской области в общественное пространство. Ребята приходят к определённым решениям, после чего мы вместе с Новгородской областью отбираем лучшие варианты. Осенью участники приезжают уже непосредственно на место, которое прорабатывают, доделывают до конца задуманное ими во время «Тавриды» — это всё тоже в конкурсном режиме. После чего из 10 вариантов отбираем 5 лучших, и Новгородская область берёт на себя обязательство по реализации этих проектов в 2019, 2020 и последующих годах. На мой взгляд, интересная практика, и так мы будем работать практически со всеми сменами. " Таврида"-2017. Фото: пресс-служба Роскультцентра
Кроме того, на каждой смене у нас запланированы социальные акции, например «Таврида — Крыму». Ребята сформированной командой выезжают в социальные детские учреждения различных муниципалитетов в сельские районы, причём эти муниципалитеты находятся в отдалении. Абсолютно бесплатно проводят различные мастер-классы для всех тех, кому в жизни необходимо немного творчества. На мой взгляд, это очень важный вклад.
Также запланирован большой музыкальный концерт для строителей Крымского моста, мы сейчас ведём переговоры об этом с организацией, которая занимается обслуживанием этого объекта, а также вклад в год добровольчества, о котором я уже рассказал — это мюзикл «Неравнодушные», который мы надеемся представить и на заключительном этапе Года добровольчества в России, который пройдёт в Москве. В этом мюзикле будут задействованы сотни участников.
В заключение отмечу грантовый конкурс. Таврида — это та площадка, где из всех молодёжных форумов, проводимых на территории нашей страны в 2018 году, остался грантовый конкурс. Участник нашей площадки может получить денежную поддержку до 1 млн рублей. Общий грантовый фонд составляет 30 млн рублей.
Почему нужно ехать на «Тавриду»?
На «Тавриду» нужно ехать, потому что, во-первых — это совершенно бесплатно, во-вторых — это реальные возможности — как возможности финансовой поддержки, так и образовательные, в-третьих — Таврида — это возможности найти наставников и присоединиться к ним, если, ты действительно заслуживаешь внимания.
Как это работает?
Например, проводит свою школу на нашем форуме известный джазовый музыкант, пианист Сергей Жилин. Допустим, он видит замечательного музыканта из Уренгоя. И через некоторое время тот самый музыкант из Уренгоя оказывается в оркестре «Фонограф» и работает уже вместе с Жилиным по всему миру.
Расскажите об образовательной составляющей Тавриды этого года?
Программа в этом году трёхуровневая. В течение пяти дней на каждой смене будет проведено пять тренд-сессий, посвящённых темам, которые мы сформулировали, исходя из обратной связи от потенциальных участников. Это животрепещущие векторы, которые мы собираемся раскрыть в режиме ток-шоу. Они будут транслироваться в сеть интернет, нам в этом помогают наши партнёры.
Темы интересные — например, «Современные технологии в искусстве», «Искусственный хайп или хайп в искусстве», извечный спор на тему «Художник должен быть голодным или нет?» или «Искусство для самореализации или коммерческое искусство». Темы очень похожи от смены к смене, но они будут отличаться за счёт корректировок разных направленностей. " Таврида"-2017. Фото: пресс-служба Роскультцентра
Второй уровень — это школы. На каждой смене работают от 5 до 7 школ, плюс творческие лаборатории. Школы делятся на два типа — либо школа профессиональной организации, либо школа определённой личности в какой-то индустрии. Например, школа Сергея Жилина. Он сам набирает участников в свою школу и вместе со своими экспертами формирует образовательный контент. Это немаловажно. Соответственно, мы не имеем отношения к отбору участников, их отбирают профессионалы. Они же готовят для этих участников образовательную программу.
Третий уровень — это лаборатория, которую мы назвали «Равный — равному», и любой желающий может подать заявку и презентовать свой кейс таким же, как он. Например, один из участников хочет рассказать, как собрать через краудфандинговую платформу деньги на видеоклип. Другой участник хочет поделиться опытом попадания в ротацию известной радиостанции. Такой опыт, безусловно, важен, это дополнительные компетенции. Без этого быть «на волне» сейчас очень сложно.
Вы сказали, что школы делают профессиональные организации или персоны из сферы, причём не только из России. Как удаётся с ними договориться? Их участие дорого стоит?
"Таврида" уже набрала определённый вес не только среди участников — это один из самых популярных форумов по востребованности и среди экспертов. Нас знают эксперты, и они хотят ехать к нам, так как они получают новые возможности доступа к интеллектуальным креативным молодым людям из всех 85 регионов нашей страны. В этом смысле нам проще.
Открою вам секрет — все топовые гости, которые участвуют в нашем мероприятии, приезжают к нам абсолютно бесплатно. Для нас бесценно то, что они понимают важность и смысл своего участия.
Мы хотим видеть определённых людей на нашем мероприятии, и большинство соглашается, откликается, понимает, и мы за это благодарим их, потому что наш форум — это отнюдь не фешенебельный отель с морем на Лазурном берегу, это полевой формат, который накладывает отпечаток и с точки зрения материальной обеспеченности, и технического процесса, и каких-то профессиональных возможностей. Но главное — общение, которое происходит с гостями и экспертами, как в режиме образовательного процесса, так и за его рамками. В этом, наверно, суть и смысл атмосферы «Тавриды».
Легко ли работать с творческой молодёжью? Легко ли организовывать её? Ведь творческие люди разные, некоторые из них замкнутые.
За три года проведения «Тавриды» сложился определённый рейтинг вопросов в отношении разных категорий творческой молодёжи. Конечно, есть направления в искусстве, культуре, представители которых являются абсолютными интровертами, с ними сложнее, чем с экстравертами — такими как актёры, музыканты. Художники, писатели, поэты являются в этом смысле более замкнутыми. Но мне импонирует то, что люди, которые к нам приезжают, принимают все условия и правила игры, по которым мы живём на площадке и без которых она могла бы превратиться в хаос. Хотя художник Фрэнсис Бэкон и другие представители искусства, возможно, поспорили бы со мной и сказали, что хаос — это базис, основа, из которой появляется нечто. Но мы в этом смысле за мягкий понятный порядок, который зиждется на одном простом правиле: свобода одного заканчивается там, где начинается свобода другого.
Участники «Тавриды» — это, в основном, новые лица или есть те, кто приезжал несколько раз?
В основном это новые лица, и в этом смысле мы за ротацию. Мы с нашими партнёрами контролируем этот процесс, чтобы неоднократных участников форума у нас было немного, условно не более 15%. Потому что бывшие участники тоже важны — это преемственность, опыт, и они нам в этом смысле оказывают помощь. В этом году бывшие участники будут помогать нынешним на финальном мероприятии — это своеобразная сборка, они будут прорабатывать чек-лист своего развития на год.
Что бы Вы пожелали читателям нашего портала, в том числе и творческой молодёжи?
Я могу пожелать им оставаться читателями — и не только вашего портала. Коммуникации сейчас становятся всё короче, и я уже видел в продаже сокращённые книги. Сначала на полках книжных магазинов появились комиксы из классической литературы, которые переложены в картинки с несколькими комментариями. А последнее, что я видел — это книги с инфографикой и пунктами, где уже и картинок нет, а есть просто один график, который рассказывает, что в той или иной главе произошло с тем или иным персонажем — в цифрах и фактах.
Поэтому я желаю молодым людям оставаться читателями. На эту тему написано множество исследовательских работ, но, как мне кажется, есть пропорциональная зависимость между весьма прозаичными функциями, который каждый человек реализует в своей жизни, и нашим развитием.
Комментарии
Читайте также
Новости партнеров
Новости партнеров
Больше видео