Такая мета-мета: в чем феномен популярности Монеточки?

Рита Железнякова, редактор и журналист, последний романтик планеты Земля Певица Монеточка – образец моментальной популярности эпохи интернета. Шестнадцатилетняя екатеринбургская школьница Лиза Гырдымова выложила на личную страничку во «ВКонтакте» свои ироничные песенки, исполненные под фортепиано, что обернулось тысячами лайков и подписчиков. Спустя три года Лиза живет уже не в Екатеринбурге, а в Москве, учится на продюсерском факультете ВГИКа и жутко популярна. Ее альбом «Раскраски для взрослых» пафосно называют главным русскоязычным альбомом года. Она выступила в программе «Вечерний Ургант», дала сольник в клубе «Шестнадцать тонн» и поет на самых модных тусовках лета. Ее называют голосом поколения Z. Она непосредственная, ребячливая и ироничная. С хрупким голоском, простыми мотивами, текстами, которые непонятно, как петь кому-то, кроме нее. Впрочем, поют, еще как. Если пройти по тегу #монеточка в Instagram, можно услышать, как девушки истончают свои голоса, вытягивая красивую на самом-то деле метафору Монеточки: Если б мне платили каждый раз, Каждый раз, когда я думаю о тебе, Я бы бомжевала возле трасс, Я бы стала самой бедной из людей Что в ней такого, что ее фанатами стали не только юная аудитория «ВКонтакте», но и креативный класс Facebook? У Монеточки обаяние Ренаты Литвиновой (и даже с «это самое») и речь, полная естественного сленга, вокруг нее рэперы и флер легкой быстрой славы. Она, безусловно, сетевой феномен, такой же как Николай Воронов со своей упоительной «Белой стрекозой любви». Только если Воронов не стал развивать амплуа гика, поющего банальности про любовь, то Монеточке пока явно есть что сказать. И даже лингвист Михаил Кронгауз в своем фейсбуке обсуждает строчки из ее песенок. В ее текстах – неловкость и нелепость, свежесть и бесстрашие («У них унисекс, а у нас – квас, иконостас, Михайлов Стас», «Мама ушла бомжевать в шалаш, папа из сейфа достал калаш. Он говорит, что Крым не наш, я говорю, что наш!»). Так резко, как иногда она, у нас могут резать только рэперы. А теперь и Монеточка, такая поп, такая данс. Из ее ранних иронических треков легко выдергиваются цитаты, уходящие в мемы: «Я такая пост-пост, я такая мета-мета», «В реальном мире я не очень, а тут я лапочка и няшка», «Коль ты мужик, будь мужиком и в интернете с огромной мышкой справедливости в руке». Эти песенки – остроумная шалость, шутка с подвохом. Монеточке на пользу пошло сотрудничество с музыкантом и продюсером Виктором БЦХ Исаевым, с помощью которого сделан идеальный саундтрек к фильму «Кэрри» – «Последняя дискотека» – и весь альбом «Раскраски для взрослых». Этот альбом взрослее, там выходит на свет что-то другое, серьезное, щемящее, даже страшное. Там и про смерть и ее страх («Кумушки»), там и про одиночество и старость («Твое имя»), и про особый путь России («Русский ковчег»), ну и про любовь, конечно (вспоминаем «Запорожец»): Все собаки вернулись домой, все дети нашлись здесь. Теперь навсегда хорошо, причина тому – ты. Хочу посидеть с тобой. Обнять, унести, съесть, Просто смолоть в порошок и вынюхать весь По поводу Монеточки, как когда-то по поводу той же Ренаты Литвиновой, возникает вопрос: она такая, как есть, не сделанная? Может, Монеточка – продукт, а не человек, и ее инфантилизм продуман, а непосредственность намеренна? Но и в живых интервью Лиза Монеточка ровно такая – с уральской манерой впихнуть во фразу больше слов, чем та может вместить, с ребячеством, иронией, волнением, внезапными всплесками искренности, не вписывающейся в шоубиз. Ей всего двадцать. Монеточка не манифестант и не голос поколения, а голосок. Ее беззащитность, простые платьица в цветочек, нелепица на голове – умно выбранная позиция для разговора на любые темы, от Крыма до одиночества и взросления. Если, конечно, юность может быть позицией. Онлайн-журнал SUNMAG.ME — это всё самое интересное из мира моды, кино и драгоценностей. Актуальные идеи, модные тренды, свежие гороскопы — читайте и смотрите

Такая мета-мета: в чем феномен популярности Монеточки?
© Sunmag