Национальное достояние на Волге – Нижегородская ярмарка
В год коронации императора Николая II ярмарка была проведена с огромным размахом, тщательной подготовкой всего нижегородского и российского купечества. Судите сами, к открытию ярмарки запустили первый в России электрический трамвай, были сооружены фуникулёры, с помощью которых можно было добраться из нижней части города в верхнюю. Строительство Нижнего Новгорода бурлило: здания городского драматического театра, окружного суда, биржи Волжско-Камского банка, гостиниц украсили город на Волге. Но и это ещё далеко не всё. Электрическая железная дорога связывала город и выставку, специально для посетителей выставки были установлены 183 маршрута из разных городов России, в период работы крупнейшей ярмарки можно было посетить лекции, съезды торгово-промышленных компаний, представителей сельскохозяйственного производства, пчеловодов, пожарных. На ярмарке достойнейшее место получили и представленные образцы промышленного производства России: первая в мире гиперболоидная стальная сетчатая башня-оболочка, знаменитая ротонда Шухова, первый в мире радиоприёмник Александра Попова, первый русский автомобиль Евгения Яковлева и Петра Фрезе. Первый русский автомобиль П. Фрезе. Фото: wikipedia.org Многочисленные павильоны ярмарки (более 120) отличались шедевральным и филигранным архитектурным убранством. Так, императорский павильон, сооружённый по проекту профессора Александра Померанцева, был выполнен в русском стиле (с резными украшениями), среднеазиатский – в мавританском стиле, а павильон Крайнего Севера – по проекту архитектора Льва Кекушева, эскизы были выполнены Константином Коровиным. Отличился на Нижегородской ярмарке и знаменитейший Фёдор Шехтель. По его проектам были выстроены павильоны многих известных российских промышленников: ярославской мануфактуры Андрея Карзинкина, фирмы “Эйнем”, товарищества Гарелина (текстильное производство). Ловля рыбы. Эскиз панно для павильона "Крайний Север" на Нижегородской ярмарке. 1896. Фото: regnum.ru Но недаром нижегородская ярмарка называлась в тот год Всероссийской промышленной и художественной, ибо количество её отделов и подотделов поражает: сельское хозяйство, коневодство, садоводство и плодоводство, лесные и охотничьи промыслы, кустарное, фабричное производство, отделы торговли с Японией, Китаем, Средней Азией и Персией, народного образования и просвещения; были подотделы благотворительности, Российского общества Красного Креста, метеорологии. Художественный отдел ярмарки был представлен работами Исаака Левитана, Ильи Репина, Василия Сурикова, особенное внимание посетителей привлекла картина Константина Маковского “Воззвание Минина к народу”. Алексей Пешков (будущий писатель Максим Горький, а в то время журналист) так писал об этой картине: “Живая вещь... Толпа глубоко народна. Видишь, что это именно нижегородский народ; весь Нижний встал на ноги и рычит, и мечется с силой ужасной, готовый всё ломить сплеча”. Отдел Крайнего Севера возглавлял сам Савва Иванович Мамонтов, в то время советник коммерции, председатель Московско-Ярославско-Архангельской железной дороги. Именно для этого павильона и создавал свои эскизы Константин Коровин, побывавший до этого в северных землях России. Позднее художник так вспоминал о работе над павильоном: “На днях выставка открывается. Стараюсь сделать в павильоне то впечатление, то чувство, которое я испытал там, на Севере. Вешаю необделанные меха белых медведей, ставлю грубые бочки с рыбой, кожи тюленей, шерстяные рубашки помор, морские канаты, якоря… снасти, крючки, челюсти кита, длинные шкуры чудовищ белух. Думаю, как бы передать этот особенный запах океана и скал. Из бочек вынимают мох, который я привез с собой, и кладут его под пол павильона. Самоед Василий, которого я тоже привез с собой… тоже старается; меняет воду в оцинкованном ящике, в котором сидит у нас милейший тюлень, привезенный с Ледовитого океана и прозванный Васькой”… Да и сам Савва Мамонтов вместе с министром финансов Сергеем Витте совершили подобную экспедицию, обследовав местность, по которой должна была пройти железная дорога из Центральной России в Норвегию. Помимо промышленных, ремесленных, художественных достижений, многочисленных лекций и демонстраций Нижегородскую ярмарку сопровождала и недюжинная культурная программа. В Нижний съехались приезжие знаменитости: симфонический оркестр под управлением Войтеха Ивановича Главача, чешского композитора, дирижёра, органиста, много лет прожившего в России, а позже пропагандировавшего русскую музыку за рубежом. Выступал и чешский скрипач-виртуоз Ян Кубелик, владимирские рожечники, знаменитый контрабасист Сергей Кусевицкий (позже среди его учеников будет не менее знаменитый Леонард Бернстайн). Не обошлось, конечно, и без драматургии Александра Островского – его пьесы исполняла труппа московского Малого театра. И, безусловно, оперы – в Нижнем Новгороде выступала мамонтовская оперная труппа, а на открытии театрального сезона ярмарки партию Ивана Сусанина в “Жизни за царя” Михаила Глинки исполнял сам Фёдор Иванович Шаляпин. Так шумела и гремела нижегородская ярмарка 1896 года.