«Немцы от нас уже отстают», или Четыре истории московских медиков

Как меняются медицинские учреждения Москвы, сложно ли участвовать в конкурсах Департамента здравоохранения для докторов и медсестер, что важно для современных врачей и их пациентов — обо всем этом mos.ru рассказали четыре специалиста. Это доктор, получивший статус «московский врач», победитель конкурса «Московские мастера» среди медсестер, врач патронажной службы и травматолог-ортопед. В столице уделяют особое внимание переоснащению городских больниц. Здесь появляется новое оборудование — это компьютерные и магнитно-резонансные томографы последнего поколения, ангиографы, экспертные и портативные аппараты для проведения ультразвуковых исследований, рентген-аппараты и так далее. Кроме того, в медучреждениях проводят текущий и капитальный ремонт, а для некоторых клиник и вовсе строят новые здания. Например, открылся новый корпус Морозовской детской городской клинической больницы Михаил Петров: В Морозовке мы можем оперировать любые травмы и опухоли Заведующий отделением травматологии и ортопедии Морозовской детской городской клинической больницы Я расскажу коротко о себе. В 2001 году я окончил институт, в 2003-м — ординатуру по детской хирургии, работал на кафедре детской хирургии 2-го Московского государственного медицинского института (ныне это Российский национальный исследовательский медицинский университет имени Н.И. Пирогова). В 2006-м стал кандидатом медицинских наук, а в 2012 году пришел в Морозовскую больницу, в отделение травматологии. В 2013-м стал заведующим этим отделением. Надо сказать, что Морозовская больница начала активно развиваться еще до моего прихода, с появлением нового главного врача — профессора, доктора медицинских наук Игоря Колтунова. И уже к тому моменту, как я пришел, произошел рывок. Большие возможности для маленьких пациентов: интервью с главврачом Морозовской больницы Игорем Колтуновым На моих глазах проходила модернизация больницы. Здесь установили очень много нового оборудования, и мы учились пользоваться им. Когда я только пришел работать в больницу, здесь еще не было хорошей эндоскопической, артроскопической стойки — все это приобреталось на моих глазах. Это аппаратура очень хорошего качества. На этом фоне, когда больница получила хорошую поддержку, началось развитие самих отделений — всех, не только нашего. В 2017 году, со сдачей нового корпуса, мы вышли совсем на другой уровень. Появилось самое современное оборудование, причем в фантастическом объеме, модернизированные операционные, модернизированные службы диагностики. У нас теперь есть возможность использовать самые последние наработки в области детской травматологии и ортопедии, мы используем самые современные способы оперативных вмешательств. Если раньше, пять — семь — десять лет назад, ребенок с переломом бедра лежал у нас три-четыре недели на вытяжении, то сейчас таким пациентам проводят малоинвазивные операции, причем очень быстро, практически в момент поступления. После первичной диагностики проводятся те операции, которые далеко не во всем мире выполняются сразу при поступлении ребенка. И это стало системой. Это действительно большой шаг вперед. Мы стали делать очень много операций на позвоночнике за последние три-четыре года. Сейчас мы оперируем пациентов практически с любыми травмами, любыми опухолями, любыми деформациями. Раньше технических возможностей для этого у нас не было. За последние семь лет у нас изменилась структура эндоскопических вмешательств при лечении детей. То есть если раньше это было небольшое количество восстановительных практических операций, то сейчас около 90 процентов — это большие восстановительные хирургические эндоскопические вмешательства. И все это стало возможным в первую очередь за счет оборудования. К нам поступает достаточно много пациентов с сочетанными травмами в результате падений с высоты, автомобильных аварий. Раньше они проводили в стационаре большое количество времени, и зачастую такие случаи заканчивались инвалидизацией. А сейчас у нас средний срок нахождения таких детей в стационаре, даже при наличии травм головы, конечностей, внутренних органов, составляет порядка 10–15 дней. И большинство из них уходят из больницы самостоятельно, даже если речь идет о переломах позвоночника, длинных трубчатых костей и так далее. Кроме того, у нас есть возможность оперировать при любой ортопедической патологии: начиная от банального плоскостопия, операция по исправлению которого теперь занимает у нас порядка 10–15 минут, и заканчивая тяжелыми деформациями позвоночника. Конечно, эти операции занимают больше времени. Но и дети, у которых были эти деформации, уходят от нас здоровыми, красивыми и замечательными. Мы исправляем все: врожденные вывихи бедра, различные пороки развития верхних и нижних конечностей и так далее. Медицина в Москве, на мой взгляд, движется к европейскому уровню. А местами уже, в общем-то, значительно обогнала ее. Я недавно вернулся с обучения — был в одной из крупных немецких клиник — и понял, что на 70–80 процентов по многим показателям немцы от нас уже отстали. И не только в смысле техники. Мне кажется, что наша медицина развивается, и развивается очень хорошо, мы идем в правильном направлении. В прошлом году в столице стартовал масштабный проект, который позволяет выявить лучших медицинских работников. Специалисты, которые успешно прошли испытания и доказали свой профессионализм, получают свидетельство о присвоении статуса «Московский врач» и специальный нагрудный знак. Кроме того, им положена ежемесячная прибавка к зарплате в размере 15 тысяч рублей Ольга Хребтова: «Московский врач» — сложная, но интересная проверка знаний Врач общей практики городской поликлиники № 46, обладатель статуса «московский врач» Так получилось, что медицинский вуз я выбрала случайно: любимым предметом в школе у меня была химия, и я заодно с подругой поступила в мединститут. А захватила меня медицина где-то на последних курсах института, даже, наверное, больше в интернатуре, когда появилась самостоятельность. По распределению я попала в деревню и отработала там несколько лет, тогда интерес к этой сфере захватил меня окончательно. Затем я оказалась в Москве и уже 18 лет работаю в городской поликлинике № 46 — сначала была участковым терапевтом, теперь я врач общей практики. Моя вторая специальность — функциональная диагностика, и в нашей поликлинике я также делаю УЗИ сердца и сосудов. Участвовать в проекте «Московский врач» мне предложили коллеги, сказали: «Ты сможешь, давай». Я не сильно поверила этому, но решила, что попробую. К экзамену я готовилась три месяца. Подготовка занимала то время, которое я провожу в пути на работу и с работы в общественном транспорте. Подумала, что не буду зря терять время и смотреть по сторонам, начну подготовку, тем более что на работе это делать невозможно и дома тоже — у меня маленький ребенок. А сам экзамен оказался очень сложным. Единственный экзамен в моей жизни, который был настолько сложным. Но интересным. Я думаю, что каждый врач должен попробовать пройти его, потому что если это не удается, то впоследствии хочется выучить определенные темы, почитать соответствующую литературу или хотя бы ознакомиться с тем, что не получилось сдать. Экзамен не только сложный, но и справедливый. Я думаю, что это было очень полезно не только для проверки знаний, но и для проверки выдержки, умения сконцентрироваться, собраться и так далее. Поэтому спасибо тем, кто все это организовал. Они молодцы. Мне понравилось, что мне пришлось при подготовке к этому экзамену прочитать очень много литературы, вспомнить свои прошлые годы, когда я работала в стационаре, вспомнить своих учителей, которые объясняли, как надо работать, как надо вести себя в экстренных ситуациях. Получилась концентрация моих умений и знаний плюс появились новые знания. Кроме того, это позволило определить для самой себя, что я знаю хуже, где нужно подучиться, а где я уже состоялась как профессионал. Все это очень интересно. Это необходимо в работе, очень важно узнавать новое, чтобы помогать людям. Опыт и авторитет: доктора — о статусе «московский врач» Мне нравится, что в московских клиниках обновили всю технику. Если раньше мы работали на более простых аппаратах, то сейчас появились ультразвуковые аппараты с новыми функциями — это, конечно, здорово. Мы быстрее ставим диагнозы, а следовательно, быстрее направляем пациентов туда, куда нужно, и быстрее достигаем положительного эффекта. Я, мои коллеги и мои пациенты очень этому рады. Компьютеризация, новые программы и электронная история болезни — это тоже очень удобно. Можно, не находя бумажный носитель, посмотреть амбулаторную карту, узнать, у кого был пациент, с каким диагнозом, что вообще происходило. Поскольку исчезли очереди, пациенты стали более организованными: они берут талончик, идут к определенному времени, знают, что врач их примет именно в это время. И врачу спокойнее — все становится более организованным. Кроме того, пациенты замечают, что проще стало получить высокотехнологичную помощь. Человек приходит на прием, мы выявляем какую-то серьезную проблему, и тут же пациента направляют в больницу, где его достаточно быстро оперируют. И через неделю-две пациент снова у меня на приеме, уже прооперированный, — проблема решена. Вот это звено — «поликлиника — стационар» — стало работать лучше, и нам это нравится, и пациентам. Ежегодно проводятся конкурсы профессионального мастерства. Победа в таком состязании не только повышает авторитет среди коллег, но и стимулирует материально. В мае подвели итоги конкурса «Московские мастера» среди медицинских сестер Людмила Шабалина: После конкурса «Лучшая медсестра» понимаю, как чувствуют себя дети во время ЕГЭ Медсестра городской клинической больницы имени братьев Бахрушиных, победитель конкурса «Московские мастера» среди медсестер Медсестрой я решила стать еще в детстве. Причем даже не врачом, а именно медсестрой. Я сама решила идти в медицинское училище, окончила его и начала работать — сначала в терапии, а потом в реанимации. Мой общий медицинский стаж — 23 года. В реанимации у нас был замечательный коллектив, было интересно работать. Не без трудностей, конечно, но очень приятно видеть, как тяжелый пациент выкарабкивается после болезни: когда ты знаешь, что вы с бригадой вытащили пациента с того света, это просто неописуемо. На конкурс «Московские мастера» меня направила больница — решили, что я могу представлять коллектив на этом конкурсе. Сначала был отборочный тур по Восточному округу, где я заняла первое место среди медсестер по профилю «Реанимация и анестезиология», а потом уже сам городской конкурс. Во время испытаний коллеги и главная медсестра меня очень поддерживали. Было интересно, но и очень волнительно: вроде бы ты все знаешь и умеешь, но все равно на нервах — конкурс есть конкурс, это своего рода экзамен. А на финальном этапе надо было снимать специальный ролик. Конечно, это тоже интересное задание, но мы не актеры, поэтому снимать было непросто. Это на самом деле здорово — помериться силами, посмотреть, как отвечают другие участники, познакомиться с другими людьми твоей профессии. Второй тур проводился примерно так же, как проводится Единый государственный экзамен в школах. Мне пришлось на себе прочувствовать то, как ощущают себя наши дети, когда сдают важные экзамены. Это тоже очень ценно. Теперь я знаю, как это происходит. Тяжеловато. Волнительная, даже нервозная атмосфера. Надо сказать, что хороших медсестер, грамотных специалистов этого профиля в Москве много. Не все участвуют в конкурсе, кто-то участвовал, но срезался в каком-то туре, но это не значит, что они — непрофессионалы. У меня получилось, я горжусь этим званием, это приятно. Людям, которые не могут самостоятельно посещать поликлинику в силу преклонного возраста или тяжести заболевания, необходима помощь на дому. Чтобы обеспечить таких пациентов необходимым объемом медицинской помощи, в Москве создали патронажную службу. Город поощряет медработников, которые оказывают медицинскую патронажную помощь на дому. Врач получает за это надбавку в 25 тысяч, медсестра — в 15 тысяч рублей в месяц. Татьяна Андреева: Наши пациенты радуются, когда к ним приходят домой Врач общей практики патронажной службы городской поликлиники № 107 Врачом я работаю уже пять лет. Изначально после окончания университета я вела прием на участке, а с созданием патронажа перешла в эту службу. В принципе, это та же самая работа, что и на приеме, но на месте мы уже не сидим. На дому мы проводим лечение, обследование, ведем дневники, выписываем лекарственные средства, корректируем лечение в случае необходимости и контактируем с дежурными докторами, которые выезжают к пациентам при обострении заболеваний. Врач на дом, или Все о патронажной помощи в Москве Раньше мы вели прием в поликлинике по восемь часов и на дом к пациентам не ходили. Либо это было очень редко. Получалось, что эти люди оказывались недообследованными. С появлением патронажной службы мы видим этих пациентов, знаем, что им назначить. Так намного лучше: они получают необходимое лечение. Все, что нужно, мы делаем, включая медико-социальную экспертизу и оформление инвалидности. Пациенты, которые нуждаются в патронаже, очень рады, что к ним приходят и медсестры, и фельдшеры, и врачи, осматривают их. В день врачи патронажной службы посещают примерно по десять пациентов. За неделю удается осмотреть около 45–50 человек. Все только начинается, и я уверена, что в будущем наша служба будет расширена и усовершенствована. Мы столкнулись с тем, что каждый случай — индивидуальный, и часто возникает вопрос, как наблюдать того или иного надомного пациента.

«Немцы от нас уже отстают», или Четыре истории московских медиков
© Mos.ru