«Животворящая сила фаллоса»
На днях в фан-зоне чемпионата мира на Воробьевых горах Оркестр волынщиков Москвы собрал на свое выступление рекордную для площадки аудиторию в 119 тысяч человек. А уже 26 мая они выйдут на сцену Московского дома музыки. МОСЛЕНТА выяснила у основателя Оркестра, Атремия Воробьева, в чем магия этих гудящих звуков и как удается 15 лет оставаться востребованными на российском ивент-рынке. 15 лет выдержки ?? Почему вы из всех инструментов мира выбрали именно шотландскую волынку, как научились играть? Живую волынку я в первый раз услышал в 2001 году, в исполнении Nairn pipe band из Шотландии, они приезжали в Москву. Их игра и саунд меня настолько заворожили, что я понял – хочу это делать сам. Как озарение было: «Вот, что мне нужно, не могу без этого»! Я сразу же стал выяснять, где бы научиться играть. Уже в зачаточной форме существовал интернет, и с одним из участников группы я обменялся имейлами. Что-то он прислал, что-то я сам находил, купил инструмент, стал заниматься. Впоследствии ездил учиться в Эдинбург, - так и научился. Первый состав мы собрали в 2004 году. Чтобы ему появиться, мне надо было услышать волынку. Я изучал фолклористику: русскую традицию, европейскую, восточную. Интерес этот до сих пор в моем доме занимает несколько шкафов, где висят около 40 музыкальных инструментов разных традиций. Одним из них стала шотландская волынка, которая однажды туда попала. И так исторически сложилось, что именно с ней я стал наиболее концертно востребован у московской, а впоследствии и российской публики. Собрал Оркестр. Музыкальную школу я закончил, как баянист, потом учился на вокальной кафедре. 10 с лишним лет профессионально занимался гитаризмом, работал со звездами отечественной эстрады. В один прекрасный момент мне посчастливилось поработать в группе «Пелагея», куда знакомые как-то принесли мешок свирелей, жалеек и свистулек со словами: «ребята, попробуйте, может у вас что и получится». Все попробовали – не получилось, и только у меня пошло, и я заиграл. Забава переросла в профессиональную деятельность: я стал учиться этому мастерству, заниматься, искать людей, которые могут ответить на возникшие вопросы. Так я и добрался до волынки. В чем магия ?? В России люди с вашей темой, я уверен, в основном знакомы с темой по фильму «Храброе сердце». В «Храбром сердце» звучит ирландская волынка, это совсем другой инструмент. О чем на скоттских фанатских форумах и в группах ходят всякие демотиваторы. ?? По-моему у людей «пробки выбивает» автоматически от звучания инструмента буквально через 20-30 секунд, затаскиевет в состояние похоже на транс. Как вы с этим работаете? Что такое волынка? Это одно из решений очень древнего желания человека сделать звук духового инструмента звучащим постоянно, без перерывов на вдох. Есть еще одно решение – так называемое перманентное дыхание, когда музыкант из щек выжимает остатки воздуха, а при этом вдыхает через ноздри. Но дудка одноголосная, а если инструмент не один? А если мы хотим аккорд, интервал присобачить? Можно это делать при на двухрожковых флейтах, но они весьма ограничены с исполнительской точки зрения. Гораздо более интересное решение человеческая мысль воплотила в волынке. К основному тону, который называется тоникой, мы ставим постоянно звучащую ноту, и на фоне этого постоянно тянущегося звука, играя на другой дудке, мы озвучиваем интервалы, которые по-разному с ним спрягаются. От того, как они состроены, возникают те или иные биения. Они-то и приводят слушателей в то состояние, о котором мы говорим. Эта постоянно звучащая нота «сажает» вас на определенную точку, включается туннельное мышление. Это связано с подсознанием: физически человек может при этом ходить, танцевать. Вас «втыкает» на точку», и вы начинаете информацию, которая на этом фоне воспроизводится, то, что играет волынщик, заходит гораздо слаще, веселее. Потому что появляется некий стержень, вертикаль, на которую все остальное собрано. Вот в этом бурдонном тоне – вся мистика. Такое есть не только у волынок, и у струнных были так называемые колесные лиры с подобным эффектом. Парами музыканты играют для достижения такого эффекта, дудукисты, например: один ведет соло, другой – поддержку. Фактически та же самая волынка, только набранная из нескольких исполнителей. Так что сама идея очень древняя. У нас, у шотландских волынщиков, этих дрона три на плече: один басовый и два теноровых, которые состраиваются максимально близко, до полного унисона. И дается небольшой разлив, чтобы где-то раз в полторы секунды пробегало такое дистройное кольцо. Его почти не слышно. Убаюкивающее такое воздействие. По психосоматике похожее воздействие имеют речи Ленина, его интонационная работа. Послушайте записи: когда он разговаривает, постоянно есть такое, - базовый тон, выход на завышение. Все время подталкивает кверху, такой прием. Под это какая угодно залипуха в голову зайдет, не просто так все. И подобный эффект у нас достигается состройкой дронов волынки. С одной стороны это успокаивает, а с другой сам тембр инструмента «втыкает» человека идти в атаку, бодрит, приносит ощущение праздника, эйфорию. Первый коммерческий заказ ?? Когда вы начинали, наверняка же и не думали о большой сцене? Или у вас изначально был коммерческий проект? Сначала я вообще играл один, но потом понял, что этого мало. Нашел барабанщика среди своих друзей, мы попробовали – получилось. У него был обычный малый барабан с установки, снэр. Ни специальных маршевых барабанов, ни одежды – ничего этого у нас тогда не было. Когда мы в очередной раз джемили где-то в парке, подошел человек и пригласил выступить на дне рождения друга. Тут мы поняли: «Опа, нас уже зовут играть за деньги»! Так организовался наш первый коммерческий заказ, а дальше пошло-поехало: сыграли в одном месте, гости позвали выступить и у них, а потом их друзья, и друзья друзей. Я узнал, что в Москве есть еще несколько человек, которые, как и я, индивидуально занимаются этим делом. Мы попытались объединиться: с кем-то получилось, с кем-то – нет. История человеческих взаимоотношений среди волынщиков – это вообще отдельная большая тема. Так вот потихоньку-полегоньку в 2004-м сформировался состав, который и стал впоследствии Оркестром волынщиков Москвы. Мы начали работать на корпоративных мероприятиях, на выставках, постепенно купили себе серьезные нормальные инструменты и форму. Очень хорошая дудка Я, например, играю на заказном McCallum-е – очень хорошая дудка, с 2006 года на ней работаю. Другие волынщики у нас в оркестре играют на John Walsh и Sheppard, - все топовые фирмы, как у гитаристов – Gibson и Fender. ?? Вы, когда про шкафы с музыкальными инструментами рассказывали, обратили внимание на то, что волынка оказалась из них из всех самой коммерчески успешной. Вы все-таки по зову сердца или кошелька жизнь с таким необычным инструментом решили связать? Представьте ситуацию: 2001 год, в Москве есть всего два волынщика-сольника, которые работают по пабам, по клубам, и по популярности, по гонорарам находятся в андеграундной зоне. Невозможно было предвидеть экономический успех, и вообще, что это здесь у нас будет востребовано. То есть это был чистый личный фан. И когда я первых волынщиков увидел, то понял: если я начну это делать, у меня все получится. Меня прям колыхнуло, я понял – вот это мне надо, хочу, эта музыка вставляет. А если вставляет меня, значит, я смогу сделать так, что она вставит и всех остальных. И если бы это было не так, то ничего бы и не случилось. Путь к Олимпу ?? Какие были вехи на пути к Олимпу: первый эфир, первое выступление на Красной площади? Расскажите, как все это складывалось? Первый большой оупен у нас был, когда в 2005 году в Россию приезжала комиссия, выбиравшая город для Олимпиады. В город Сочи привезли кучу артистов этнического направления, и нас позвали. Мы вышли на площадь в центре города и дали концерт, в ходе которого у меня было ощущение, что я Майкл Джексон или Мадонна. Всех принимали хорошо, а на нас сочинцев просто порвало: звук волынок и барабанов южан завел просто нереально. Нас сначала не отпускали, потом провожали овацией. Это был первый в истории оркестра бешеный восторг публики, когда я почувствовал: «Блин, мы же настоящие артисты! Все круто»! Дальше была «Спасская башня» и знакомство с на тот момент генерал-майором Валерием Михайловичем Халиловым. Возвращаясь к вопросу про сердечные и кошелечные дела, ситуация вышла очень простая. 2007 год, мы уже - популярный коллектив, работающий как пайп-бэнд на российском ивент-рынке. Нас постоянно приглашают, мы на самоокупаемости, все хорошо. И с нашими ребятами, с женами, с детьми мы решили посетить фестиваль «Кремлевская зоря», на смену которому потом пришла «Спасская башня». Посчитали – получилось 30 билетов, и я их когда бронировал, решил пошутить, говорю: «Запишите на Оркестр волынщиков Москвы». Через неделю приехал их выкупать: в драных шортах, в выгоревшей майке, захожу в офис организаторов в ГУМ-е, в фойе сидит человек, пьет кофе. Я подхожу к кассе: «Девушка, 30 билетов зарезервировано на Оркестр волынщиков Москвы». Человек с кофе выпрыскивает его от удивления, смотрит на меня: «Что ты сказал»? «Оркестр волынщиков Москвы». «Срочно ко мне в кабинет». Оказалось, что это генеральный продюсер фестиваля, Виталий Миронов. Пообщались, я рассказал о коллективе. Он говорит: «Так. На Красную площадь мы вас не поставим, но у нас есть программа в городских парках, я тебя воткну в сад Эрмитаж». И практически на сцене сада Эрмитаж мы знакомимся с Халиловым и центральным военным оркестром министерства обороны. Выступили в одной программе: они увидели нас, мы - их. А они как раз играли программу с приехавшими шотландцами и делали самый большой в России перформанс по волынкам: их вышло на Красную площадь 350 человек. И играли русские народные песни, - то, что сейчас мы исполняем под названием «русский сет». Это компиляция Халилова, который сделал переложение для волынок. Увидев, как это сработала на Красной площади, мы помимо шотландского репертуара начали играть кавер-историю, что очень сильно нас продвинуло вперед. К 2009 году «Кремлевская зоря» погибла, комендатура московского кремля успешно сделала «Спасскую башню». И уже в 2009 году мы вышли с сольным выступлением на Соборную площадь Кремля, на Красную площадь – уже на самом фестивале. Кстати, первыми такой фестиваль военных оркестров провели шотландцы в 1947 году на плато Эдинбургского замка. Проводится он до сих пор, называется Royal Edinburgh Military Tattoo https://www.edintattoo.co.uk/ . Франция, Швейцария, Америка, Канада, Австралия, - такие мероприятия сейчас много где проводятся, но родоначальники этого жанра – шотландцы. Там-то и родилась эта история, когда выступает сводный оркестр волынок – 120-150 человек, на ту площадку больше и не нужно. Разные коллективы, в разной форме, но в одной «коробке» идут, - очень красиво: чем больше людей, тем сложнее можно в построениях фигуры рисовать. И вообще в оркестровой тематике считается, что шотландское волыночное шоу – это одна из красивейших визуальных программ в этой области. Забыть это невозможно: то, что делают за 10 минут волынщики, ни один духовой оркестр за полчаса не выдавит, что бы они там не играли. Специфика звука такая. Как попасть на ТВ ?? Как вам удалось впервые попасть на ТВ? Телевидение в истории Оркестра началось в 2011 году: с певицей Варварой мы впервые попали на ТВ с песней «Вдоль по Питерской», - сделали совместную аранжировку. Я вставил туда несколько шотландских мелодий, она пела традиционный текст в стилистике а-ля Мадонна, в общем, это был прикольный опыт, неожиданная находка. Гастроли, походы – постоянная для нашего коллектива история. «Чесов» как таковых у нас никогда не было, - всегда локальные точечные поездки. В какой-то момент мне стало не очень интересно заниматься традиционной волынкой, играть исключительно шотландский, scott-ский матсриал по всем канонам. Да, каждый сезон мы делаем несколько новых треков с классическим исполнением. Ведь если говорить об обучении игре на инструменте, то надо сыграть хотя бы по одному произведению всех форм, для него написанных. Тогда можно понять смысл: что он из себя представляет, как с ним обращаться. Есть очень много музыки, которая, по большому счету, интересна для нас и для ценителей. Но с этим абсолютно нереально работать на российском рынке. И когда мы стали знакомиться с нашими иностранными коллегами, то в какой-то момент поняли, что мы можем гораздо больше, чем они. Нескромно про себя такие вещи говорить, но тут я могу это сделать спокойно, потому что это уже пережитой факт. И чемпионатная форма жизни пайп-бэнда мне неинтересна: поехали, сыграли пару классических сетов, победили всех, - это не то, на что хотелось бы потратить время своей жизни. Мне интересно играть программы, концерты, мы создаем новые номера, сами сотворяем свои перформансы. Была еще одна веха: когда мы занялись переложениями, созданием каверов, то у нас появился так называемый Rock medley, - на сегодняшний день самая огненная наша тема за всю историю существования коллектива. Магия инструмента ?? В чем магия воздействия самого инструмента? По-моему, достаточно 30 секунд, чтобы публика «поплыла» и ушла в состояние, близкое к трансу. Тембр спектрально очень резкий, очень громкий, и если взять эмоциональную шкалу восприятия человека, то реакцию на звучание волынки можно обозначить, как 4 знака вопроса, как 4 восклицательных знака, а иногда – 6 того, и 8 другого. То есть, это всегда либо призыв к чему-то, либо какой-то бешеный восторг. Из современного звучания инструментов можно сравнить с гитарным соло в тяжелой музыке. Когда надо сыграть, скажем, джазовую колыбельную, когда джазовое трио аккуратно играет, тает сигарета на рояле, приглушенный свет… И тут выходит волынщик, и выбивает стекла. В такой ситуации возникает некий когнитивный диссонанс: музыка, написанная, чтобы «уложить клиента», волынка взрывает. Но если музыка сама по себе призвана взорвать, и туда входит волынка, то тут она не просто оказывается на своем месте, но и дополняет картину, и получается тот самый burst, который тут и нужен. 12 миллионов просмотров И именно в рок-н-рольном саунде волынка раскрывается как нельзя лучше. Что произошло с этим нашим rock medley. Мы его много играли, выкладывали ролик, но он, что называется, «не взлетел». И вот, весной нас на день святого Патрика позвали выступить в Питере наши друзья, Леша Белкин и группа Оттава Е. Очень хорошие ребята, у них красивые клипы, собирают миллионы просмотров. И вот, мы выступали, снял человек из зала видео на iPhone, выложил в YouTube, и оно стало стремительно набирать тысячи просмотров. Сейчас их там больше миллиона. Потом с YouTube американское сообщество выложило на Facebook-овский движок, и он за 2 недели сделал 12 миллионов просмотров. Американцы, Канада и Австралия в основном, - по сути, целевая наша аудитория. Края, где много шотландцев, где волынщики живут. И до сих пор активно делаются его перепосты, которые накручивают новые просмотры. Так что я не знаю, сколько народу на данный момент его посмотрели, может, 30 миллионов, а может и 70. Футбольные фанаты После этого ролика нам позвонила компания, которая делала ивент для компании Royal Caribbean International, которая строит 15-этажные круизные корабли. На тот момент они выпустили корабль Quantum of the seas, и эта чудесная шхуна прошла свою первую кругосветку из Нью-Йорка в Шанхай, куда шеф Caribbean International попросил привезти «тех волынщиков с 17 миллионами просмотров». Мы прилетели и сыграли в Китае для американцев на этом прекрасном корабле. ?? Как вы влились в Чемпионат? Как футбольные болельщики на вас реагируют? Рекордные 119 тысяч публики мы на днях собрали в фан-зоне на Воробьевых горах. Может в нас дело, может в футболе, или так погодные условия сложились. Мы играли программу, состоявшую из классических, достаточно спортивных произведений шотландской популярной хорн-пайповой музыки, которую знают иностранцы, европейцы. Там эта популярная шотландская музыка играется уже не одно столетие много где и много как. Играли и русские народные дела, древний могучий фольклор, и популярные треки из области клюква, лубок, дерибас, потому что публика у нас разная: и воспитанная, и не очень, так что играть надо для всех. Играли и Rock’n Roll, и Disco medley. Мы на сцену вышли – такая энергетическая биомасса, надо в нее правильно кидать пассы, и они возвращаются, начинается игра. Это такой большой теннис. И я всегда в плане энергии начинаю с интеллигентного: «Здравствуйте», а под конец энергию концерта можно сопоставить с Cannibal Corpse. Голос плавно уходит вниз, я все больше даю рыка, в конце всегда звучит «Барабан» с английской ненормированной лексикой. То есть, мы отрываемся по-полной, и вот в такую движуху типа Rage Against Machine у нас входит публика, начинается динамика. ?? Понятно, что каждый музыкант хочет востребованности, как к ней прийти? Это, вообще, можно просчитать? Да невозможно это просчитать. Вот записываю я в студии трек стоимостью на круг тысяч 50-60 рублей. Снимаю видео, еще какая-то сумма на это уходит, мы подписываем ко всему этому правильные хэштеги, и это никто не смотрит. На следующий день я делаю фотографию дочери и с подписью «Какая клевая у меня дочь», выкладываю в сеть, и за первый же час она собирает сотню лайков. Ей 5 лет, она еще ничего в жизни не сделала, но ее релевантность гораздо выше той профессиональной работы, на которую я потратил кучу средств и времени. Надо либо все время брить волну человеческого хайпа: Украина вызывает самые мощные споры – все туда, теперь у нас чемпионат, мы все теперь уже болельщики: «Россия-вперед»! Есть блогеры, которые встраиваются таким образом в социальную деятельность. Что происходит популярного, все туда, бамс, и свои мысли, изречения там выкладывают и под эту тему работают. Либо ты идешь своим маршрутом, и тут уж выстреливает или нет решает удача или стечение обстоятельств. Вот мы за четыре часа сняли клип «Барабан», на стихи Роберта Бернса. За один день был написан трек: я за аранжировку сел, сразу написал. И он работает, энергетика бешеная, все сделано, как нужно, но особого успеха он не имел. Собрал несколько тысяч просмотров, и все успокоились. Хотя сами мы его слушаем – нас разрывает, на концертах играем, - зал нормально входит в резонанс. А какие-то достаточно более банальные набирают больше просмотров. Сейчас время каверов, и что бы ты свое не играл, люди хотят Rock medley. Ближайший концерт Оркестра волынщиков Москвы - 26 июня в тестральном зале ММДМ