Каринэ Гюльазизова: «Образ футболиста в России дурной. А откуда взяться хорошему?»
Sport24 поговорил с бывшим советником Сергея Фурсенко – об «Аленьком цветочке», Кодексе чести, «Зените», песне Семена Слепакова и атмосфере вокруг сборной России. – После ухода из РФС вас потеряли из виду. Чем вы сейчас занимаетесь?– Консалтингом – личностным и некоторых проектов. Разрабатываю стратегию, идеологию для нескольких компанией. – Политтехнологом вы когда-то работали?– В чистом виде – никогда. У меня был в профессиональной жизни момент, связанный с работой с политическими персонами. Тогда для меня это был интересный период и важный опыт. Я работала личным консультантом в рамках предвыборных кампаний. Чьих – не спрашивайте, закрытая информация. Поскольку политикой я никогда не была очарована, да и в принципе к чиновникам у меня отношение спокойное, интерес к работе в этой сфере у меня пропал. Да и масштабных людей в политике сегодня мало. Поэтому я не вижу для себя смыслового ресурса в работе с ними. – Какая у вас была должность в аппарате РФС?– Официальной – никакой. Трудовая книжка в РФС у меня не лежала. – Но советником Фурсенко вы были. В чем состояла ваша задача на этой должности?– Моей задачей всегда было формировать околофутбольное смысловое пространство. Любой спорт, построенный просто на деньгах и человеческих мышцах – или, того хуже, на препаратах, – вредная бессмыслица, приводящая человека к деградации. Причем к деградации и того, кто прыгает, бегает, плавает и так далее, и того, кто на все это смотрит. Нас развивает, то есть очеловечивает, когда мы видим развитие героя – в данном случае спортивного. Когда мы видим, ценой каких преодолений даются победы и поражения. Почему нас так впечатлило, когда победили паралимпийцы? – Когда? Сейчас они дисквалифицированы.– Значит, в Сочи. Паралимпийцы абсолютно соответствуют изначально заложенной в спорте идее. А спортсмены, у которых руки, ноги, зрение и прочее – совершенно не соответствуют. Потому что спорт сегодня – бизнес, а не дело. Дело жизни спортсмена и всех тех, кто в этой отрасли существует. Напомню: целью бизнеса всегда является прибыль, в то время как дело – это «созидательное действие, преобразующее действительность и способное возвыситься до вершин деяния (подвиг)» (цитата Владимира Викторовича Колесова, «Словарь русской ментальности»). Футболистов сегодня продают как лошадей. Самим-то им не страшно? Жирным слоем на это намазана реклама чипсов, алкоголя и прочего фаст-фуда. Сегодняшние футболисты встали в один ряд с фаст-фудом. Вы себе представляете, чтобы Яшин рекламировал чипсы? Или Симонян делал нечто подобное? – В 2018 году Яшин и Симонян тоже не снимались бы в рекламе?– Симонян в ней и не снимается. Что касается Яшина – абсолютно уверена, что нет. Сегодня предлагается несусветное количество «смыслового фаст-фуда». Одни только сериалы чего стоят! Я не говорю о достойных многосерийных фильмах таких, как «Ликвидация», «Оттепель» и так далее. Так вот в сериалах, как правило, мы увидим одни и те же лица, переходящие из одной истории в другую… А когда речь идет о кино как искусстве, там в основном другой актерский состав. Каждый сам выбирает, про что он в этом мире. – Если ты медийная звезда, тебе нельзя зарабатывать столько, сколько предлагают?– Ни в коем случае не обвиняю футболистов в том, что они много зарабатывают. Я говорю о нездоровой системе координат сегодня в нашей стране. Когда, например, учителя и врачи в плачевной финансовой ситуации, по футбольному полю даже не бегают, а ходят миллионеры, делая зрителю одолжение. А футболистам остается пожелать только большей осмысленности и осознанности: про что они и для чего. – В какой ситуации находились футболисты «Зенита», когда вы там работали?– В «Зените» было создано плотное смысловое поле. Была прописана драматургия. Без сценария фильм не снять. Если собрать всех возможных голливудских и не только звезд и просто поставить перед камерой или выпустить на сцену – какое-то время они провзаимодействуют сами по себе. Но очень скоро им станет нечего делать, и зритель потеряет интерес к происходящему. Так и в футболе. Одна идея зрелищности сама по себе абсолютно бессмысленна, а потому бесплодна. – Каких смыслов не хватает футболу?– Всех. Для чего он существует в России? Чтобы что? Сегодняшний футбол – опасная прививка. Фан – и все. И ладно бы, если вместо «зрелищности» формулировалась идея «красивой игры». Из этой идеи можно было бы создать пространство смыслов, искусство. Что мы и делали в «Зените». Что мы и делали в РФС. В том числе через проект «Привезите нам победу». – В двух словах – в чем заключался этот проект?– Нами была выстроена кампания, стартующая на вручении Национальной футбольной премии – «Привезите нам победу». Символом ее стал аленький цветочек из сказки Аксакова, придуманный как символ для кампании дизайнером Милой Дайн. Лого того чемпионата Европы было исполнено в виде соцветия. Поэтому Аленький цветочек был абсолютно логичен, не говоря уж о том, что он был еще и невероятно эстетичен. В российской культурной традиции аленький цветочек – символ красоты, чуда, любви, силы и духовной победы. Взяв символ – аленький цветочек, - мы и хотели, опираясь на основы нашей культурной традиции, подчеркнуть разницу между волшебством и чудом. Чудо в российской ментальности всегда приходит по труду для Отца Небесного, а волшебство происходит, когда человек вступает в сговор с демонами. Это сообщение было обращено к команде и её болельщикам. И, конечно, для поддержки сборной была необходима песня. У футбола, насколько я понимаю, кроме «Спортивного марша» (cтихи Василия Лебедева-Кумача, музыка Исаака Дунаевского), написанной для фильма «Вратарь» по мотивам повести Льва Кассиля «Вратарь республики», никакой другой песни не было. Есть ли она сейчас, к ЧМ-2018, – не знаю. И мы обратились нашим классикам - Александре Пахмутовой и Николаю Добронравову. – Они легко согласились поработать?– Сразу. И не взяли за песню ни копейки денег. Работать с ними было счастьем и чудом. Текст песни был написан по созданной нами идеологии. Спели Александр Скляр, Александр Маршал и Алексей Гоман. Песня получилась чудесная. А в СМИ началось… – В какой момент что-то для вас в РФС пошло не так?– У нас в концепте все всегда было так! А в СМИ против нас, конечно, велась война. – Кто был ее инициатором?– Я этого не знаю. – Но уверены, что это заказуха.– Я по одному из образований – режиссер и понимаю, как это делается. Вижу «швы» чужой работы. – Цель заказухи – сместить Фурсенко?– Скорее всего. Кампания началась, как только мы заступили на работу в РФС. Практически сразу. – В чем она заключалось?– В публикациях в прессе. – Какая задела вас сильнее всего?– Меня сложно удивить. Но меня повергло в недоумение, когда стали бить по проекту «Привезите нам победу». Чудесная песня, чудесные авторы песни... Красивый, содержательный проект. Впрочем, у меня лежит фильм «Столетие РФС», сделанный нами после мероприятия в Михайловском театре. В нем – вся история российского футбола, его герои, его достижения. Его можно использовать как учебное пособие. Никто ко мне не обратился. Все прошло незамеченным. Ну и как к этому относиться? – Это не провал пиар-департамента РФС или ваш? Вы не должны были лучше доносить идею с «Аленьким цветочком» и «Привезите нам победу»?– Нет. Когда есть задача обесценить что-либо или кого-либо и на нее брошены основные ресурсы СМИ, она непременно будет выполнена. Тогда я, конечно, оказалась не готова к тому, что очевидную красоту можно так уничтожать. Сегодня понимаю: можно было. А абсолютное большинство болельщиков, к сожалению, будут принимать то, что будет сообразно смысловому фаст-фуду. То, что хоть как-то понуждает их трудиться душевно или интеллектуально, будет вызывать неприятие. Потребляй и развлекайся, и будет тебе счастье! На этом строится абсолютное большинство так называемых пиар-кампаний. На этом же «смысле» была выстроена кампания против нас тогда. – Как вы противостояли этому?– Мы старались делать свое дело, не затрачиваясь на противостояние. Было ли это ошибкой? Не знаю. Знаю только, что спустя шесть лет около Кремля в день независимости России поют песню про футбол из нашего проекта «Привезите нам победу». Что же касается истории, связанной с клеветой обо мне, она была и остается хорошим поводом поговорить о том, что происходит в российском медийном поле и не только. Я тогда в нескольких интервью рассказывала, что мне предлагал известный адвокат Алексей Игнатьев подать в суд на авторов тех статей. Как раз, по-моему, тогда вышла статья о клевете. И Алексей, конечно, выиграл бы суд, но информационную войну мы бы проиграли все равно. Поскольку не обладали необходимыми бюджетами для того, чтобы забросать значительную часть информационного пространства публикациями. – Суд не помог бы Фурсенко сохранить свой пост?– Идея подать в суд возникла уже после ухода Сергея Александровича с поста президента РФС. – Фурсенко покинул РФС после провала. Это делает далеко не каждый.– Сергей Александрович поступил, как человек чести, что для чиновников в их большинстве не характерно. Я поэтому с Фурсенко почти десять лет и проработала: Сергей Александрович – другой по сути. – Чем Фурсенко отличается от большинства чиновников?– Человечностью. Он не чиновник по сути, если мы имеем в виду это слово в сегодняшнем, дурном смысле. Он человек творческий. В нем очень много потребности развиваться самому и развивать окружающих. Человек чести, как я уже говорила. А сегодняшние чиновники очень слабы. Их жалко порой. Им невозможно расстаться с властью. Словно бы без нее их не существует… Для них власть – подтверждение их существования, подтверждение того, что они живы, что они есть. А творческому человеку необходимо развитие. Его, как правило, власть тяготит. Он чувствует, что жив, когда может развивать и развиваться. – Вы не замечали, что Фурсенко легко подпускает к себе людей, которые потом идут против него? Он не производил впечатление доверчивого человека.– Когда мы с ним работали в РФС и «Зените» я такого за ним не замечала. – Может, Фурсенко и не хватает этой жесткости и циничности чиновника?– А как вообще можно жить без доверия? Жизнь без доверия – прямой путь в паранойю. Вопрос меры доверия, конечно, должен возникать у любого человека, что уж говорить о людях, занимающих тот или иной пост. – Самое теплое ваше воспоминание о Фурсенко?– Я о нем всегда вспоминаю тепло. Поэтому какого-то отдельного воспоминания у меня нет. А вот об одной из его сильных сторон скажу еще раз: Сергей Александрович очень настроен на помощь. Я даже не буду перечислять то количество людей, которым он помог. Ему интересны и важны люди. Он будет сопереживать, будет вникать в личные проблемы тех, кто его окружает, тех, кто находится в его подчинении. Много вы видели таких чиновников сегодня? Да что чиновников, просто людей? Я их вижу мало. – Вы говорили, что Фурсенко занимался воспитанием игроков «Зенита». Как?– Он находился в постоянном контакте с командой. Очень подробно вникал во все проблемы, ситуации. Выслушивал, сопереживал, помогал. Для него это норма. – Вы следите за нынешней работой Фурсенко в «Зените»?– Практически нет. Знаю только то, что известно всем. – Он правда потерял интерес к футболу, когда ушел в отставку с поста президента РФС в 2012-м?– Мы с ним общались очень мало. Но, конечно, развернутая против нас кампания настроения ему не улучшила. – Фурсенко звал вас в «Зенит» год назад?– Нет, он меня не приглашал, да и желания снова работать в «Зените» у меня не возникло и не возникает. Сергей Александрович пошел своим путем, я – своим. Так бывает. – Вы открыто говорили, что не любите футбол.– Зато очень люблю то, для чего предназначен. Я умею создавать пространства, усиливающие ту или иную отрасль. В свое время футбол был для меня хорошей возможностью создать плотное смысловое поле, делать красивые проекты, аналогов которых я что-то не вижу на сегодняшний день в футболе. Для проекта «Привезите нам победу» была написана чудесная песня, которую поют до сих пор. Все прекрасное живет и побеждает, как показывает время. Я покажусь вам идеалистом, но это так. – Давно последний раз смотрели футбол?– Давно. – Какой матч?– Наверное, это было связано с моей работой в РФС. – Есть мнение, что тех, кто увидел в «Аленьком цветочке» букву «Ф» и рисунок футбольного мяча и проникся этим, слишком мало. А остальные так ничего и не поняли. Дело точно только в заказанной против вас кампании?– Только в ней, безусловно. Когда «остальные» не хотят понимать, любое объяснение будет обесценено. А сегодня, как мы видим, «Цветочка» уже нет, но песня жива и звучит. Она была центральным событием проекта. – Почему после вашего ухода в РФС никто не придумывал нового символа и не сочинил новой песни?– Во-первых, потому что не умеют. Во-вторых, в эту сторону они даже не размышляют. В-третьих, им по-прежнему кажется, что футбол - это забитые голы. А футбол, как и любое действо, это прекрасное пространство для формирования героев. Но этим никто не занят. – У сборной России есть фейсбук, инстаграм, твиттер, есть свое телевидение, пресс-служба. Их недостаточно?– Нужна стратегия. Драматургия. – Кому нужны? Зачем?– Без драматургии спектакля не сыграть. Если ее не будет, не будет развития, не будет результата, ничего целостного не будет. – Предположим, у сборной России появилась бы своя песня, всех бы радовал «Аленький цветочек». Что бы это изменило?– Кроме проекта «Привезите нам победу» в РФС мы создавали и другие. «Человек футбольной национальности», например. Движение в поддержку диалога национальных культур. Проект столетия РФС, о котором я уже говорила, и так далее. Если бы мы могли больше времени оставаться в РФС, за шесть лет поменялось бы очень многое. Уверяю вас. За два года было невозможно что-либо кардинально изменить. В «Зените» это было возможно. Но «Зенит» - питерская команда, команда одного города. А это – другие предлагаемые обстоятельства и несколько иные масштабы. – Сейчас сборная России побеждает, но к началу чемпионату мира вокруг нее возникла негативная атмосфера. Почему?– Меня это огорчает. Есть такое понятие в психологии – психологическая защита. Мне видится, что через этот негатив общество страхуется от возможного провала. Вместо того, чтобы всячески поддерживать нашу команду. Это говорит об инфантильности и потребительстве абсолютного большинства. И нежелании взять хоть какую-то ответственность за поддержку на себя. Такое отмежевание от команды. Словно бы она не имеет никакого отношения к нему, к этому обществу. Я слышала в одном ток-шоу, идущему по центральному каналу ТВ, как абсолютно, будучи при памяти, один из спикеров говорил о том, что, если наша команда будет выигрывать, мы будем петь ей оду к радости. Ну а если нет, то уж, понятно, разнесем в пух и прах! Менталитет у нас, дескать, такой… Это показательно и печально. Образ у футболистов в России и правда дурной. А откуда взяться хорошему? Ими надо заниматься. И созданием околофутбольного пространства, и формированием спортивных и этических стандартов отрасли. Вспомните, какой вой поднялся в прессе, когда мы сделали кодекс чести. А ведь кодекс чести совершенно необходим любой отрасли, как закон, формирующий человека на его профессиональном пути. Первыми универсальными моральными кодексами, представляющими собой набор общечеловеческих ценностей, были своды религиозных правил, - десять заповедей Ветхого Завета. Одним из первых профессиональных этических кодексов стала клятва Гиппократа — кодекс врачей. – Ваш кодекс чести сработал?– Отчасти. Какое-то питерское объединение болельщиков его распечатало, сделало буклетики. На какое-то время кодекс возымел действие, несмотря на обесценивание в СМИ. – Вы входили в комитет по безопасности и работе с болельщиками. Вам это было в кайф?– Субкультура футбольных фанатов – интересное явление. Питерские фанаты мне были очень интересны. С болельщиками надо работать. Культуру боления надо формировать. – В каких еще видах спорта работает стратегия вроде той, с которой вы работали в РФС?– Насколько знаю, в хоккее что-то подобное делают. Пространство там плотное, оно, по крайней мере, есть. – А не в спорте?– Создавать пространство, усиливающее тот или иной бренд, – нормальная мировая практика. На западе это делают всегда. У любой компании вы это увидите. Возьмите «Кока-Колу», «Макдональдс» и т.д. Я уж не говорю о сегменте luxury. Мне часто не нравится то, что они сообщают, но это – следующий вопрос. Они формируют и транслируют стандарты, связанные с определенным образом жизни. – Ваша цитата: «От так называемой демократии происходит беда. Это касается в том числе и спорта. В России власть может быть полноценной только тогда, когда она резонирует с архетипом царя-батюшки». Зачем тогда в России заигрывают с демократией? – Я считаю демократию красиво сложенным мифом. В странах, для которых этот миф работает – благодаря ментальному коду, – люди пребывают в иллюзии. Им кажется, что у них очень много прав, высокий уровень жизни и они свободные. Хотя так не бывает. Быть свободным в государстве нереально. В России этот миф работает плохо. Я буду настаивать: пока существует русский язык, жив и наш культурный код. У русских царь не на троне, а в голове. Во главе государства должна быть сильная отцовская фигура. А лучше семья. – Вы можете назвать себя монархистом?– Мне монархия, конечно, нравится. Для России. Это человекосообразный для нас уклад. – В Советском союзе, насколько я знаю, демократии не было. Это лучше?– Повторяю: демократии вообще не бывает, бывает красиво сложенный миф о ней. – В Конституции написано, что Россия – демократическое государство.– Номинально может быть написано все, что угодно. Вот демократия переводится как «власть народа». Вы ее где-нибудь видели? В Америке, в Европе что, власть народа? – Там, кажется, свободные выборы.– Хорошее слово «кажется». Там выше уровень жизни, бесспорно. И у людей больше прав. Свободы – не больше. – Часто бываете за границей?– Сейчас – нет. – Вас не тянет?– У меня есть любимые места. Испания, Италия. Грецию еще люблю. – Какой там народ?– По темпераменту эти страны мне близки. Я же армянка наполовину. А еще и фанат Феллини. И все время думала: «Господи, где ж он такие лица-то берет?» А как попала в Италию – там в каждом автобусе персонажи его фильмов. – Россия – это Европа?– Ну какая мы Европа? Ментально мы – крутой замес. Азиатский ген в нас работает безотказно. – Петр I не преуспел в том, чтобы сделать Россию Европой?– Первый большевик на троне, как его назвал Николай Бердяев. Реформировал алфавит, привнес много того, что не считалось исконно русским с точки зрения ментальности. – Кто лучший правитель в истории России?– Не знаю, мне трудно ответить на этот вопрос. Знаю только, что народ каждой эпохи заслуживает правителя ровно того, который у него есть. – Вы и Путина называли царем.– Он и есть царь. Посмотрите его инаугурацию последнюю. Режиссер выстроил ее как рукоположение на царство. Это абсолютно сообразно российской ментальности. И абсолютно логично то, что он так долго у власти. Есть одно «но»: Путин – царь, но не батюшка. Отцовства в его образе не хватает. – Вам что-то не нравится в современной России?– Многое не нравится. Кому же в здравом уме понравится то, что происходит в образовании, медицине, фундаментальной науке – государствообразующих отраслях, между прочим? Молодые аспиранты на 13 тысяч рублей могут жить? Только какие-то молодые подвижники. У меня мама - фармаколог, доктор медицинских наук, зарабатывает 15 тысяч. Это как? – Путин тут не при чем?– Путина выбрал народ. Это может нравиться или не нравиться. Но это – факт. – Девиз сборной России на чемпионате мира - «Играй с открытым сердцем» – вам нравится– Мне он видится неточным, не побуждающим к действию, не вдохновляющим. Девиз – это всегда установка, которая должна мотивировать или выражать то или иное кредо. – Вы видели какие-то из песен к чемпионату мира?– Видела. Некоторые из них привели меня в ужас! Дурновкусие, как минимум, или высмеивание. Как это поможет команде России, непонятно? – Высмеиванию посвящена – Думаю, что вот она как раз – одна из форм психологической защиты. А вообще сегодня я вижу огромную проблему в тех, кто так сильно любит футбол и обладает творческим ресурсом. Если ты так любишь футбол и расстраиваешься, что со сборной России что-то не так, что не можешь не написать про это песню – почему бы не войти в пространство футбола и не уплотнить его смыслами, содержательными проектами? Поди да предложи. Скажи, как ты готов помочь. На мой взгляд, шутить и обесценивать сейчас не время. – Сатира – не выход?– Сегодня – нет. Она кормит сегодня ту самую растлевающую, праздную идею – «хлеба и зрелищ». Сделайте нам красиво. Заплатили пять копеек – за них отпойте и спляшите, как нам нравится. Сегодня время для дела. Самовыражаться будем потом. Если все время говорить, как плохо – плохо и будет. Вы предложите, как сделать, чтобы было хорошо! Видишь, что в твоем любимом виде спорта все так плохо – вложи в него свое время и силы. Это будет по делу и адекватно! А говорить, что сборная у нас никакая, можно бесконечно. Пройдет чемпионат мира, большое событие, посмотрим, что будет потом. Я слышала, в Бразилии коровы жуют травку на пустующих стадионах. Но футбольное поле – это не только зеленый газон и забитые голы. Это прежде всего смыслы, которые должны рождать человеческие победы, являть героев и полагать спортивные стандарты России. – Например?– У России славное спортивное прошлое. А значит, существует традиция. Существуют уже свои герои в этой традиции. Такие, как Яшин, Понедельник, Симонян… Понятно, что вы больше примеров знаете. И сегодня совершенно необходимы герои-парадигмы, которые должны стать законодателями стандартов футбольного образа жизни в России. Пока им неоткуда явиться. Первичного бульона нет. Пространства смыслов не сложено. В то время как пространство фаст-фуда очень активно. – Что думаете об остальных песнях к чемпионату мира? Я выбрал четыре. «Гимн усам» в «Вечернем Урганте». Как вам вообще все кампания «усы надежды?– Совершенно ясно, что у авторов не было желания обесценить нашу команду и ее тренера, высмеивая их. Понятно, что песня прозвучала в формате передачи «Вечерний Ургант», это значит, что она в обязательном порядке должна быть смешной и прикольной. Такой капустник. Есть одно «но». Во-первых, капустники делаются для своих, во-вторых у смешного и прикольного должны быть границы допустимого… Мне не смешно и не прикольно, когда я слышу: «Чувствуешь, как вырастает под носомГордость твоя и новая победа твоя. Усы Надежды, во славу новых дел, Усы Надежды, как факел в темноте. И я, как прежде, готов не брить с тобой, Любовь к России над верхнею губой». Мне грустно от того, что сбиты все ориентиры: и смысловые и просто эстетические. А вместе с картинкой становится совсем не по себе. Тем печальнее, что эта песня – музыкальная липучка, звучащая на Первом канале телевидения. – Дальше. «Все на футбол» от «Матч ТВ» – хорошее промо?– Это нечто такое, чему мне сложно найти определение. Кроме призыва: все – на футбол, все – на футбол, который (почему-то) происходит в «нашей лесополосе», я захватывающих смыслов не увидела. Ну, разве что: «Когда Марадона на Тверской будет есть студеньЗидан на Невском будет пить изо всех посудинКогда такой праздник, что поют в унисон душиНа моих берегах». – Официальный гимн чемпионата мира вам нравится?– Создана такая мотивирующая мантра, центральным смыслом которой стал смысл: «Жизнь одна, живите на полную катушку, ведь у нас одна жизнь. Мы живём, мы должны этим наслаждаться». По повторяемости он бьет все рекорды! Правда он, справедливости ради, периодически перемешан с такими смыслами, как «все народы сейчас под солнцем поют свою любимую песню, когда мы наносим удар и бежим; вы владеете ситуацией, вы сделали это; весь мир наблюдает за вами, так что давайте сделаем всё круто; сейчас я отстаиваю честь своего народа, это мой подарок; беги, как чемпион, и побеждай, как король; одна любовь, один народ». А музыкально гимн никакого следа не оставляет… То есть, на мой взгляд, это – не гимн. Вспоминаю, как выходили Монтсеррат Кабалье и Фредди Меркьюри с песней «Барселона». Вот это настоящее искусство, поднимающее спортивную отрасль и многократно ее усиливающее! – Наконец, United by love Натальи Орейро.– Эта песня мне видится наиболее верной и созвучной моему пониманию. Она перекликается со строкамии Николая Добронравова из песни нашего проекта: «Этот спорт сегодня – фаворит!Эти ритмы круче рок-н-ролла!Вся планета нынче говоритНа всемирном языке футбола!Наша Вера и Любовь – Футбол…» Больше интервью на Sport24