Тиражи «Мурзилки» пойдут на взлёт
Сенатор Людмила Бокова нашла способ реанимировать детские средства массовой информации. Большинство из них сегодня испытывает материальные трудности: тех, кто на плаву, — лишь пара десятков, остальные, не выдерживая конкуренции, закрываются. Кто-то, сократив тиражи или эфирное время, работает без прибыли на голом энтузиазме. Чтобы отрасль не погибла окончательно, парламентарий уже разработала и планирует внести в Госдуму проект закона о налоговых преференциях для детских СМИ. Она уверена, что сумма отчислений в соцфонды для них должна составлять восемь процентов вместо 30. Столько же сейчас платят мультипликаторы и IT-компании. Журналисты — не хуже мультипликаторов «Действующие тарифы страховых взносов слишком увеличивают себестоимость выпуска печатных, аудио, аудиовизуальных, сетевых газет и журналов», — объяснила свою инициативу первый зампред Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству Людмила Бокова, открывая в Совете Федерации совещание, где обсуждались способы господдержки СМИ для детей и подростков. Период так называемых налоговых каникул должен продлиться, по замыслу автора, с 2018 по 2023 годы. Предполагается, что за это время СМИ совершат рывок вперёд. Парламентарий напомнила, что, например, несмотря на успех детских программ, федеральные каналы стараются не ставить их в сетку вещания — прибыли от рекламы они не дадут. Сенатор не сомневается, что исправить ситуацию можно не только налоговыми льготами, но и с помощью грантов из госбюджета. Печатным СМИ они тоже не помешают. По данным Роспечати, которые озвучила замначальника Управления периодической печати, книгоиздания и полиграфии Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям Светлана Дзюбинская, в России сейчас выходит 115 детских газет и 201 журнал для детей и подростков. При этом в 2017 году господдержку в размере 25 миллионов рублей всё же получили 55 газет и журналов для детей и 11 молодёжных печатных изданий. «Мы понимаем, что сумма небольшая, а цены растут на всё — на бумагу, на печать, на распространение. Все эти СМИ ждут, что государство не даст им погибнуть», — сказала Дзюбинская. Тем более что в конце апреля 2018 года президент Владимир Путин дал Правительству поручение разработать дополнительные меры поддержки детских СМИ. Срок исполнения задачи глава государства установил 1 июля — времени в обрез, и Людмила Бокова надеется, что её предложение найдёт отклик в кабмине. Уличные стенды как место для рекламы детских газет Одна из самых тяжёлых ситуаций с детской периодикой сложилась сейчас в Северной столице. В январе 2018 года там состоялся «круглый стол» по проблемам детской прессы, организованный Союзом журналистов города и Ленобласти вместе с Комитетом по печати и взаимодействию со СМИ администрации Санкт-Петербурга. Организаторы мероприятия тогда сообщили, что ещё 10 лет назад в городе было 17 детских изданий, сегодня их осталось восемь. Но только три обладают подписчиками. Кроме того, резко сократились и тиражи: если раньше они были многотысячными, то сейчас каждый номер издания выходит в количестве не более трёх-пяти тысяч экземпляров. Как объяснил «Парламентской газете» член Совета Федерации от Санкт-Петербурга Андрей Кутепов, для того чтобы родители и дети хотели покупать детские журналы, нужно принимать меры по их популяризации. «Я говорю о проведении регулярных обзоров изданий для детей и о детях на радио и телевидении, обеспечении возможности детским и подростковым изданиям размещать информацию о себе через систему социальной рекламы на улицах и в метро, а также о размещении стендов с информацией о детской и педагогической прессе в школах, библиотеках, и в подростковых клубах», — объяснил сенатор. Парламентарий 26 июня отправил письмо на имя министра цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ Константина Носкова с предложениями по поддержке детских СМИ и издательств. Законодатель указал на то, что, например, у школьных библиотек сегодня нет средств на подписку таких изданий, как «Костёр», «Автобус», «Чиж и Ёж». «Некогда популярные детские издания или уже погибли, или приостановили свою работу на неопределённый срок. А такие журналы, как «Костёр», «Автобус», «Я Леонардо», «Чиж и Ёж», пока борются, стараясь работать в прежнем режиме, хотя признают, что без помощи государства в современных условиях им просто не выжить», — подчеркнул Андрей Кутепов.