Ирина Петровская: Прорыв "Садового кольца"
«Садовое кольцо» – это в общем событие в мире наших сериалов. Начну с того, что все сериалы у нас, как правило, стереотипные – и герои, и ситуации. Герои при этом обязательно делятся на положительных и отрицательных, а добро более-менее побеждает зло. Особенность же «Садового кольца» в том, что положительных героев там нет, есть только отрицательные, хотя они при этом примерно одного пошиба и все они из того социального слоя, который у нас редко попадает на экран. Хотя и здесь никто не заботится о правдоподобии бытовых примет. Обычные герои наших сериалов – это учительница, живущая в пентхаусе, или офицер, который живет в таунхаусе. В «Садовом кольце» наоборот – например все живут в апартаментах, где нет консьержей. Ну и прочее пренебрежение правдой жизни. Но самое любопытное здесь в том, что в этом сериале некому сочувствовать – ни одному человеку. Нет в чистом виде злодеев, и нет в чистом виде приличных людей. Тут можно предположить некий замах на драматические сериалы HBO – и это очень хорошо, особенно если учесть, что это режиссерский дебют Алексея Смирнова. Но больше всего меня сейчас интересует неожиданная яростная схватка, которая происходила на протяжении всех 12 серий. Люди четко разделились на тех, кто принимает сериал с неуемным восторгом, и тех, кто его отвергает. Мне кажется, что такое яростное противостояние мы видим первый раз. Как будто речь идет о жизни и смерти. Самое простое объяснение этому феномену в том, что есть группа поддержки авторов сериала и есть те, кто порицает «клан Тодоровских и Смирновых». На самом деле режиссеру удалось нащупать что-то такое, что людей очень и очень возбудило. На моей памяти такого яростного обсуждения сериала с самых противоположных позиций еще не было. А неравнодушное отношение – это самое важное на территории этого, назовем условно, искусства. Ирина Петровская // стоп-кадр Youtube / gontsaru Но дьявол, как обычно, в деталях. Проблема в том, что образы не прописаны и развития нет никакого. Все время ждешь, что все обернется черной комедией или возникнут краски гротеска – и тогда появится пусть и парадоксальное, но объяснение поступкам или развитию сюжета. Но тщетно. Всё – на полном серьезе. Почему герои среднего класса показаны такими отвратительными? Наверное, режиссеру показалось, что именно в этой социальной группе больше всего внешнего лоска, за которым много всяких тараканов. Это игра на контрасте, но искать в сериале идеологию и попытку опорочить средний класс – смешно. * * * Материал вышел в издании «Собеседник» №25-2018.