Ещё

Ирина Петровская: Прорыв «Садового кольца» 

Ирина Петровская: Прорыв «Садового кольца»
Фото: ИД "Собеседник"
«Садовое кольцо» — это в общем событие в мире наших сериалов.
Начну с того, что все сериалы у нас, как правило, стереотипные — и герои, и ситуации. Герои при этом обязательно делятся на положительных и отрицательных, а добро более-менее побеждает зло. Особенность же «Садового кольца» в том, что положительных героев там нет, есть только отрицательные, хотя они при этом примерно одного пошиба и все они из того социального слоя, который у нас редко попадает на экран. Хотя и здесь никто не заботится о правдоподобии бытовых примет. Обычные герои наших сериалов — это учительница, живущая в пентхаусе, или офицер, который живет в таунхаусе. В «Садовом кольце» наоборот — например все живут в апартаментах, где нет консьержей. Ну и прочее пренебрежение правдой жизни. Но самое любопытное здесь в том, что в этом сериале некому сочувствовать — ни одному человеку. Нет в чистом виде злодеев, и нет в чистом виде приличных людей. Тут можно предположить некий замах на драматические сериалы HBO — и это очень хорошо, особенно если учесть, что это режиссерский дебют .
Но больше всего меня сейчас интересует неожиданная яростная схватка, которая происходила на протяжении всех 12 серий. Люди четко разделились на тех, кто принимает сериал с неуемным восторгом, и тех, кто его отвергает. Мне кажется, что такое яростное противостояние мы видим первый раз. Как будто речь идет о жизни и смерти. Самое простое объяснение этому феномену в том, что есть группа поддержки авторов сериала и есть те, кто порицает «клан Тодоровских и Смирновых». На самом деле режиссеру удалось нащупать что-то такое, что людей очень и очень возбудило. На моей памяти такого яростного обсуждения сериала с самых противоположных позиций еще не было. А неравнодушное отношение — это самое важное на территории этого, назовем условно, искусства.
// стоп-кадр Youtube / gontsaru
Но дьявол, как обычно, в деталях. Проблема в том, что образы не прописаны и развития нет никакого. Все время ждешь, что все обернется черной комедией или возникнут краски гротеска — и тогда появится пусть и парадоксальное, но объяснение поступкам или развитию сюжета. Но тщетно. Всё — на полном серьезе.
Почему герои среднего класса показаны такими отвратительными? Наверное, режиссеру показалось, что именно в этой социальной группе больше всего внешнего лоска, за которым много всяких тараканов. Это игра на контрасте, но искать в сериале идеологию и попытку опорочить средний класс — смешно.
* * *
Материал вышел в издании «Собеседник» №25-2018.
Видео дня. Как Анатолий Васильев простил неверную жену
Комментарии
Читайте также
Новости партнеров
Больше видео