Фильмы
ТВ
Сериалы
Актеры
Тесты
Фото
Видео
Прямой эфир ТВ

Американские ракеты и оккультизм: не пропустите сериал "Странный ангел"

На телеканале CBS продолжается сериал "Странный ангел", вышла третья серия, и это хороший повод этот сериал догнать: возможно, для любителей немейнстримного американского телевидения этот проект будет интереснее, чем уже закончившийся второй сезон "Мира Дикого Запада".
Американские ракеты и оккультизм: не пропустите сериал "Странный ангел"
Фото: ТАССТАСС
Канун Второй мировой. Амбициозный молодой человек Джек Парсонс () изо всех сил подметает пол в химической лаборатории, а потом возвращается домой, в пригород Лос-Анджелеса, где его ждет дежурно-красивая жена ( из "Неонового демона"), мучающаяся от того, что ее муж — мечтатель, бедняк, безбожник и совсем не половой гигант (супружеский секс заканчивается подростковым "Прости!"). А еще по ночам он с приятелем Ричардом (Питер Марк Кендалл) строит ракетную установку, чтобы отправить человечество через тернии к звездам. И их поиски в какой-то момент убедят Калифорнийский технологический институт сформировать экспериментальную лабораторию реактивного движения.
Параллельным курсом у Парсонса начинают складываться загадочные отношения с новым соседом по имени Эрнест (), который читает Джеку лекцию о том, что человек должен делать то, что он хочет. А затем уборщик-ракетостроитель замечает в окне соседского дома прелюдию к жертвоприношению.
Завязка "Странного ангела", премьеры канала CBS, если и может показаться странной, то только до знакомства с биографией Джека Парсонса хотя бы на уровне синопсиса. Человек, в чью честь назвали кратер на темной стороне Луны, стал важной фигурой в американском ракетостроении, а также прославился как близкий соратник Алистера Кроули, который, как замечают некоторые поклонники эзотерических практик, в своих текстах пошел еще дальше и даже преодолел подспудную мизогинию мастера, которая проскакивала в его поздних книгах.
Два других занятных факта про Парсонса. Первый — он родился 2 октября 1914 года, когда, как верили , должен был явиться миру Антихрист. Второй — его подробную биографию написал человек по имени , то есть полный тезка отважного капитана-конфедерата из знаменитого фантастического цикла Берроуза (его еще экранизировал ).
Бульварное чтиво фигурирует и в первом эпизоде "Странного ангела": Джек увлеченно читает несуществующий палп "Путь охотника" Кристофера Декстера, в котором рассказывается о встрече индейца-охотника и исполинского тигра в рамках магического ритуала охоты. Эти сцены режиссер — независимый постановщик, известный созерцательными и пронзительными драмами "Несвятые" и "История призрака", — снимает в красных тонах, сообщая им одновременно что-то метафизическое и бульварное.
В одном из эпизодов Парсонс, едва избегающий смерти, недвусмысленно с коренным американцем рифмуется. Собственно, в подобных параллелях и заключается, судя по первым эпизодам, центральная идея шоу, которое сочинил Марк Хейман, сценарист "Черного лебедя" и продюсер "Рестлера" с "мамой!", то есть верный последователь Даррена Аронофски. Биография Джека Парсонса с ее удивительными изломами, оккультными практиками, ракетостроением и прочими коленцами идеально вписалась бы в предапокалиптический тренд конца XX века, когда звезда Аронофски и вспыхнула.
Контекст 2010-х, в который входит мода на нью-эйдж и прочие духовные завихрения середины прошлого столетия (за них отвечают, например, сестры Вачовски и шоу The OA), тоже сойдет. Сегодня Парсонс определенно не выглядит черной овцой на белоснежном плато современного телевидения.
Тысячеликий герой Джек Парсонс устроит общественным взглядам сразу несколько стачек: для начала как экспериментатор, мечтающий о космосе (в детстве он прочитал и увлекся идеей добраться до Луны), а затем — как последователь Алистера Кроули. В обоих случаях Парсонс вступает в конфликт с концепций бога: в одном случае он противится мнению ученых из уважаемого издания, что ракета не может преодолеть атмосферу земли, в другом — буквально придумывает свою религию с блек-джеком, оргиями и равенством.
В обоих случаях бог, прямо по Ницше, оказывается фигурой не только религиозного сознания, но и синонимом веры в существование высшей истины, единственного объективного взгляда на мир. В Калифорнийском техническом Парсонс резонно замечает, что если для его идей пока нет математических законов, то их, вероятно, стоит всего лишь открыть.
И в этом заключается привлекательная странность нового шоу NBC, придуманного соратником Аронофски, спродюсированного любителем больших концептов Ридли Скоттом и частично снятого Дэвидом Лоури (его волнующий фильм прошлого года "История призрака" рассказывал о том, что искусство будет существовать даже после конца времен). "Странный ангел" — это ода человеческой непоседливости, которая очень по-разному воспевается и в бульварной литературе, и в науке с ее сумрачными гениями, и в духовных практиках, которые всегда ставят под сомнения социальные условности, но порождают новые).
Выдержит ли шоу планку, заданную режиссером Лоури, который поставил первые два эпизода, не забуксует ли история в зоне производственной драмы и не сведется ли все к лобовой проповеди "быть собой"? Вопросы эти абсолютно не праздные, но материал настолько впечатляющий, что невозможно этому предприятию хотя бы не дать шанс.