Войти в почту

Совершенное мастерство. Посвящается памяти известного воронежского баяниста

70 лет назад родился баянист, педагог, заслуженный артист России Владимир Авралев. Он был очень известным исполнителем. А ещё создал фабрику по производству баянов, инструменты которой известны сейчас далеко за пределами страны. В самом начале 90 годов, когда в стране был полный развал и разруха, ни о каком производстве не могла идти речь, в Воронеже началось строительство фабрики музыкальных инструментов. Сама по себе в 90 авантюрная идея, из области фантастики. Ну, казалось, кому тогда нужны были баяны? Остаться бы живыми. Но, оказалось, был человек, который считал, что нужны. Это был великолепный артист и педагог Владимир Авралев, который был просто одержим этой идеей. Он хотел построить не просто кустарную артель, а огромное производство, которое насчитывает большое количество штатных сотрудников. – Его замысел был очень грандиозный, это не только создание фабрики, но и создание колледжа, который был бы в составе этого комплекса – концертный зал, колледж, фабрика, – рассказал профессор ВГИИ, заслуженный работник высшей школы РФ, друг Владимира Авралева Юрий Брусенцев. – Это ключевое понятие – одержимость. Фанатичная преданность своей идее, своей мечте. Человек не просто творческий, талантливый, – отмтеила дочь Владимира Авралева Ирина Авралева. Владимир Авралев приехал в Воронеж по приглашению в Воронежский институт искусств и там много лет преподавал. Работал в филармонии и исполнителем был первоклассным. Получил престижнейшую премию за исполнительство в Клингентале. Чего ещё мог такой человек пожелать? – Всегда поражался его трудолюбие, движение к цели. Когда мы приезжали с концертов, ночью в это время звучит баян в филармонии. Заходим, Владимир Авралев сидит, играет: «Не успел выучить произведение, я должен его выучить». Такая закваска у него по всей жизни была. Если он выбрал цель, он обязательно её добьётся, – вспоминает заслуженный артист России, друг Владимира Авралева Юрий Чирков. – Он был человек необычайно энергетически наполненный. Это все отмечали. Он был трудоголиком. Он не знал, что такое отдых в привычном понимании, – отметила дочь Владимира Авралева Ирина Авралева. В привычные рамки он точно не вписывался. В 90 годы кто-то делал бизнес на сигаретах, кто-то просто влачил жалкое существование. А он был артист, мечтавший довести своё мастерство до совершенства с помощью совершенных инструментов. А уж какими средствами,– наверное, Бог помогал. – Первоначального капитала не было вообще. Закладывалось семейное имущество. Квартира превращалась в общежитие на годы, – рассказал сын Владимира Авралева Дмитрий Авралев. – Четырежды закладывал свою квартиру. Прошёл все круги ада. 3 тыс. человек пригласил для того, чтобы их можно было обучить непростому делу. Сам стоял у станка, – вспоминает профессор ВГИИ, заслуженный работник высшей школы РФ, друг Владимира Авралева Юрий Брусенцев. В 90 почти все российские производства, выпускавшие баяны, приказали долго жить. Не прояви Владимир Авралев желание и железную волю, заняли бы в нашей стране эту нишу зарубежные фирмы. Авралев пригласил в Воронеж трёх крупных мастеров из Тулы, которые провели в нашем городе «кастинг». Те, кого отобрали тогда и обучили музыкальному делу, работают на фабрике «АККО» до сих пор. А ведь было время, когда они полгода зарплату не получали. Авралев своим энтузиазмом увлекал всех. Сам основатель баянного дела считал, что совершенству предела нет. И усиленно шлифовал это самое совершенство, работая на износ. – Я ходил в музыкальную школу. Инструменты тех лет были достаточно крупные, не было детских инструментов, не было маленьких инструментов. Я был помельче ростом, худенький и с большим инструментом было дискомфортно. Как раз отец создал самый маленький инструмент, в линейке он называется «Дима», – рассказал сын Владимира Авралева Дмитрий Авралев. – Что касается инструмента, на котором я сейчас играю, мы его вместе конструировали, конструировал он, учитывая мои пожелания. Мне нужен был инструмент облегчённый, без выборной системы, звучащий, красивый. Мы пришли к очень хорошему варианту и назвали эту модель «артист», – пояснил заслуженный артист России, друг Владимира Авралева Юрий Чирков. Он был очень известным человеком в музыкальном мире. Его знали все – от Питера до Камчатки, в Казахстане и на Украине. Это был человек, который не нуждался в представлении. В 2007 году ему был присужден серебряный диск международного фестиваля «Баян и баянисты». А еще он организовывал фестивали, приглашал ведущих исполнителей, помогал молодым исполнителям, курировал их. Его щедрого сердца хватало на всё. Оно неожиданно для всех остановилось всего в 57 лет. Теперь существует фестиваль его имени, в котором участвовать престижно. – Мы провели 11 фестивалей его имени. Все известные музыканты с именем и талантливая молодёжь считает за честь выступить в Воронеже, – профессор ВГИИ, заслуженный работник высшей школы РФ, друг Владимира Авралева Юрий Брусенцев. Сын Владимира Авралева продолжает теперь его дело, дочь – музыкант и один из руководителей филармонии. На его инструментах играет огромное количество музыкантов, как юных, так и титулованных. Его концерты живут на нескольких пластинках, и музыканты играют по его нотным сборникам. Пределу совершенству нет. Так считал музыкант, педагог, русский самородок, на которых Россия и держится. Ольга Зубкова

Совершенное мастерство. Посвящается памяти известного воронежского баяниста
© Вести Воронеж