Мозг – это сексуально: 5 крутых фильмов про философов
Анастасия Шавлохова, куратор Философского клуба ЦСИ Винзавод, советует начать постижение связей между философией и кино с картин о самих мыслителях. «Витгенштейн» (реж. Дерек Джармен, 1993) Один из самых влиятельных философов XX века, Людвиг Витгенштейн, был также самым богатым наследником Европы начала прошлого столетия. Фильм Джармена смело спекулирует на уникальной биографии Людвига Витгенштейна, не боится обращаться ко всем нелепым слухам и домыслам, дерзко меняет акценты, делая второстепенное главным. В реальности судьба Витгенштейна была достаточно трагичной, и, возможно, только уход в философию спас его от повторения судьбы старших братьев, которые не справились с отцовским давлением и лишили себя жизни. Джармен превращает драму в фарс, помещая все действо в черные комнаты и предельно театрализируя его. И это смещение акцентов не мешает ему еще более точно говорить о главном в наследии Витгенштейна. «Ханна Арендт» (реж. Маргарет фон Тротта, 2012) Философия до сих пор считается не женским делом. Тем не менее, знаменитые женщины-философы есть. Арендт – ученица Мартина Хайдеггера и Карла Ясперса, современница Симоны де Бовуар. Фильм рассказывает о небольшом эпизоде в зрелом возрасте Арендт: она была свидетельницей суда над Адольфом Эйхманом, нацистским преступником, которого в начале 1960-х годов судили за безжалостное убийство десятков тысяч человек. Ханна Арендт была корреспондентом журнала The New Yorker и регулярно освещала в нем ход судебного процесса. В ходе этого суда Арендт задавалась вопросом: как мог такой непримечательный человек, которого сложно представить воплощением зла, бездумно лишить жизни стольких людей? Результатом этих размышлений стала книга «Банальность зла», основной идеей которой является парадоксальная мысль: зло не всегда творят «сверхзлодеи», гораздо чаще люди, которые стали винтиками в государственной машине. «По ту сторону добра и зла» (реж. Лилиана Кавани, 1977) Второй фильм «Немецкой трилогии» Кавани посвящен интереснейшему любовному (или нет?) треугольнику в истории философии. Фридрих Ницше и его друг, поэт Поль Рэ были оба безнадежно влюблены в Лу Саломе, молодую интеллектуалку из России, в поздние годы критиковавшую идеи Зигмунда Фрейда и открывшую новое направление в психоанализе. Ницше, Рэ и их муза жили втроем, но Лу Саломе не стала ничьей женщиной. Об эксцентричности их отношений можно судить по фото, где оба мужчины будто бы впряжены в повозку, на которой с кнутом стоит дерзкая Лу. После этой ли истории Ницше стал женоненавистником или нет – об этом до сих пор спорят. Но знаменитую фразу «Когда идешь к женщине, не забудь взять плеть!» повторяют чаще имени самого философа. «Агора» (реж. Алехандро Аменабар, 2009) Эту картину много критиковали за идеологизированное изображение противостояния религии и философии, в некоторых странах прокатчики принципиально отказывались закупать ее для кинопоказов. Как отображение исторических процессов, фильм действительно всего лишь режиссерская фантазия. Но образ одной из самых образованных женщин античности вновь привлекает наше внимание к теме женщин в философии. И для своего времени, и тем более для последующих веков Гипатия Александрийская была уникальной личностью, которую отец-философ интеллектуально воспитывал без всякой скидки на ее пол. В зрелом возрасте Гипатия возглавила школу, где она преподавала неоплатоническую философию, математику и астрономию. «Любовники Кафе де Флор» (реж. Илан Дюран Коэн, 2006) И вновь кино обращается к перепитиям отношений между легендарными мыслителями. Симона де Бовуар и Жан-Поль Сартр и по отдельности могли бы стать главными героями своих кинобиографий, но запутанная история их любви дает материал для очень яркого и стильного кино. Здесь важно, что речь идет не просто о взаимоотношениях мужчины и женщины, речь идет о двух ярчайших личностях своего времени. Де Бовуар была студенткой Сартра, а стала одной из икон первой волны феминизма. Сартр стал основоположником одного из течений экзистенциализма. Погруженная в кулуары интеллектуальной богемы, эта киноистория оставляет приятное послевкусие, как будто зритель соприкасается с чем-то тонким, неуловимым и будоражащим ум и чувства вместе.