Вехи ленинградского телевидения: 80 лет в эфире!
Именно ленинградские телевизионщики придумали превратить город в съемочную площадку и показали всему миру, как артисты балета танцуют под открытым небом. Именного в городе на Неве появилась первая интерактивная передача. Именно в Северной столице был запущен первый эфир — 80 лет назад. Начало начал Вышедшая 7 июля 1938 года передача ни в чем не была похожей на современные программы. Это была скорее телевизионная версия концерта, где диктор был в роли конферансье. Девушка объявляла номера и отрывки из фильмов. Ее имя не вошло в историю, записи передачи не сохранилось — только фотография, но именно этот день считается днем рождения Ленинградского телевидения. Фотография съёмок первой телепередачи Ленинградского телевидения. 7 июля 1938 года Источник: denvistorii.ru К тому времени, когда сказка стала явью, именно в Ленинграде уже был налажен сначала эксперементальный, а следом и серийный выпуск телеприемников ТК-2. Был ещё ТК-1, но его мы купили у американцев и работать с ними намеревалась столица. ТК-2 — полностью наша разработка. В Ленинграде их выпустили 7000 экземпляров. 1. Советский телевизор ТК-2 2. Не вполне советский телевизор ТК-1 В честь 80-летия начала эфирного программного электронного телевещания Акционерный Банк «РОССИЯ» и Пятый канал, входящий в состав ЗАО «Национальная Медиа Группа», представляют уникальную выставку. С 30 июня на площадке «Шоу пространство «Ленинград Центр» в Петербурге экспонируются уникальные экземпляры из собрания Политехнического музея. Кроме того, раритетную технику предоставило НИИ Телевидения, а также частные коллекционеры. Активное участие в подготовке приняли также специалисты Производственного объединения имени Козицкого и немало энтузиастов. Фото: Пятый канал Город как самая большая съемочная площадка в мире Спецэффекты, сложная графика и прямые включения из любой точки света в 2018 году не удивляют никого. Зритель настолько привык к практически безграничным возможностям телеиндустрии, что едва ли представляет — когда-то один штатив для телекамеры весил в разы больше, чем полный комплект современного съемочного оборудования, включая свет и репортера. Именно в те времена в Северной столице стал совместный советско-французский проект, который объединил две величайшие балетные труппы мира. Лето 1987 года выдалось невероятно холодным и по-ленинградски дождливым. Несколько недель съемочная группа готовилась принимать гостей. Все-таки знаменитый балет Мориса Бежара ехал на творческую встречу с не менее знаменитой труппой Кировского театра. Эта встреча должна была стать новым словом не только в балете, но и в истории телевидения. Дни и ночи под проливным дождем техники монтировали партикабли для нежной аппаратуры и сценические площадки для артистов. А вот на оформлении удалось сэкономить, ведь главной декорацией был сам город на Неве. В июне того года воздух едва прогревается до 10 градусов. А танцоры в воздушных костюмах, а то и вовсе с голыми торсами репетировали под дождем. Фото: Пятый канал Камеры и микрофоны были заботливо укутаны в дефицитные полиэтиленовые пакеты. Все ждали, когда диктор объявит, как было в то время принято — «В Ленинграде белая ночь, в Париже — вечер». Идея превратить город в огромную декорацию принадлежит французскому телекомментатору Иву Мурузи. Он посещал город на Неве и был безумно впечатлен белыми ночами. Сказочная находка для режиссера, на улице не темнее, а, значит, можно продолжать съемки. 10 дней вместе выступали две прославленные труппы — бежаровский «Балет XX века» и балет ленинградского Кировского театра. Современность и классика встретились в самую загадочную ленинградскую пору, когда даже ночью не темнеет. Фото: Пятый канал Творческим итогом стали три телефильма. И один большой телевизионный сборник «Гран Па в Белую ночь». Некоторые сцены не просто записывали на пленку, но и сразу транслировали в прямом эфире по каналам Интервидения. Балетный телемост соединял Ленинград с Францией и Италией. Видео: Пятый канал Первое интерактивное… Петербургское телевидение было новатором не только в создании культурных программ. Телевизионщики культурной столицы намного опередили социальные сети (а также сотовые телефоны да и вообще компьютеры) и создали первые интерактивные программы. Именно они придумали и наладили систему обратной связи со зрителем, аналогов которой, на тот момент, не было не только в нашей стране, но и во всем мире. Фото: архив Пятого канала В середине 80-х Ленинградское телевидение стало полигоном новых идей. Автором самых передовых из них был режиссер Владимир Максимов. Вместе с супругой, ведущей Тамарой Максимовой, они впервые пригласили телезрителя участвовать в своих программах. Причем, это был не просто красивый ход с точки зрения новизны и свежести жанра, а в какой-то мере и хитрость. Чтобы обойти цензуру. По существовавшей практике, вспоминает Владимир Максимов, каждую готовую программу необходимо было сдавать специальной комиссии, причем за две недели до даты выхода в эфир. А потом еще цензор проверял, не высказывают ли в передаче крамольных мыслей, и не участвуют ли в ней люди, чье появление было под запретом. В такой гнетущей атмосфере в телецентре на улице Чапыгина зародились мечты о «живом телевидении». Чтобы воплотить замысел, пришлось совершить настоящую революцию. Была создана программа «Общественное мнение». Фото: Архив Пятого канала Телевидение, которое с появлением видеомагнитофонов, ушло в безопасной и удобной цензуре режим записи, снова стало работать в прямом эфире. А зритель, которому до этого отводилась роль стороннего наблюдателя, получил возможность влиять на ход программы. Новые технические возможности позволили проводить телефонные опросы, также использовался и уже канувший в лету телеграф. Фото: Архив Пятого канала Из сотен поступивших вопросов, выбирались самые острые, которые ведущая задавая в том числе и чиновникам, пришедшим на программу. В эфире «Общественного мнения» впервые появились Чубайс, а затем и Собчак. Будущий мэр города, участвуя на передаче, посвященной первым кооперативам, то есть становлению индивидуального предпринимательства, отвечал на вопрос возмущенной зрительницы, которая посредством телеграфа требовала вернуть молодежь с рынков на предприятия. Тогда еще завкафедрой юридического факультета ЛГУ Анатолий Собчак предложил не оглядываться назад, а объяснить людям, что государство больше не может обеспечивать людей всеми видами услуг. Это было первым публичным высказыванием будущего политика. Фото: архив Пятого канала С большим притоком зрителей и звонков Ленинградскому телевидению пришлось осваивать и компьютерную технику, чтобы обрабатывать как можно большее количество звонков. Телевидение вместе со зрителями сыграла немалую роль и в противостоянии Руцкого-Ельцина. Полноценный опрос в прямом эфире буквально остановил таки. В октябре 1993-го в Петербурге ждали, что они вот-вот войдут в город. У телецентра появились молчаливые бойцы ОМОН и бронетранспортеры. На свой страх и риск ведущая программы Тамара Максимова задала вопрос «Кто ваш президент: Ельцин или Руцкой». Программа шла на всю страну. Народ проголосовал 80/20. За Ельцина. Как вспоминал потом Владимир Максимов, когда программа закончилась, начальство сказала ведущим: «Ваша программа остановила танки». Фото: архив Пятого канала Пятый канал вошел в историю и как новатор в сфере развлекательных программ. Так интерактивные технологии на ленинградском-петербургском телевидении использовали на «Музыкальном ринге». Победителя стали выбирать не гости студии, а все, кто смотрел эфир. Игорь Корнелюк участвовал в самом первом выпуске с новыми правилами и техническими усовершенствованиями. Он «бился» с исполнителем Виктором Резниковым. Фото: архив Пятого канала «Компьютерная обработка голосов зрителей началась!» — объявляла ведущая в конце каждого из трех раундов. После этого результаты выводили на так называемую «шкалу успеха». Они не думали о том, чтобы войти в историю, но позже авторы интерактивного телевидения узнали — они и правда были первыми. Даже на конкурсе «Евровидение» телефонное голосование ввели спустя два года после «Музыкального ринга». На протяжении всей своей истории Пятый канал использует новейшие технологии, чтобы первым оповестить своих зрителей и показать уникальные программы, которые не только развлекают, но и воспитывают хороший вкус.