Войти в почту

Как вчерашние безработные становятся успешными бизнесменами: реальные истории ямальцев (часть 1)

Еще недавно они сами состояли на учете в центре занятости населения в качестве безработного, а сегодня изучают резюме других людей, ищущих работу, и нанимают помощников. Они не только создают новые рабочие места для ямальцев, но и улучшают городской быт – открывают парикмахерские, пекарни, кафе, снабжают население здоровой и вкусной пищей. А еще, несмотря на большую занятость, они находят время для семьи – даже многодетные матери и отцы, открыв собственное дело, становятся ближе к своим родным. Как им это удается? И что нужно сделать, чтобы повторить их успех? Ответам на эти вопросы посвящен спецпроект «Красного Севера» «Ямал-Профи». Свое дело помогло многодетному отцу стать ближе к семье Алексей Ковалев из Надыма сменил статус безработного на индивидуального предпринимателя. Под лежачий камень вода не течет – сначала наш земляк изучил рынок, составил бизнес-план, затем приступил к его реализации… Сейчас он занимается компьютерным подбором автоэмалей и считает себя успешным коммерсантом. Чтобы понять, получился нужный цвет или нет, Алексей изучает образцы в небольшой лаборатории. Фото: Мария Коробова – Места здесь, конечно, немного, но мне хватает, – наш собеседник демонстрирует «КС» свое производство. – В этой мастерской есть все необходимое для работы. Большая часть вложенных средств – мои личные сбережения. Небольшую сумму добавил окружной бюджет. Но главная помощь заключается не в этом. В центре занятости населения г. Надыма меня подтолкнули в нужном направлении, я бы даже сказал, «дали пинка», – смеется Алексей. – И теперь я занимаюсь любимым делом, а не просто мечтаю о нем. В комнате, которую арендует Алексей, – компьютер, стеллаж для емкостей, зона для покраски образцов и небольшая лаборатория. Там колорист готовит смеси. Любой, кто сталкивался с покраской автомобиля, знает, как трудно выбрать из тысяч оттенков правильный тон. Работа чуть ли не ювелирная, и в ней наш собеседник нашел свое призвание. – Я 15 лет занимался кузовным ремонтом, правил, красил, потом захотелось чего-то нового. И хотя я совсем не творческий человек, этот труд мне по душе. В центре занятости населения надымчанину объяснили, как оформить собственный бизнес, помогли получить единовременную финансовую помощь. – Мне перечислили субсидию, я добавил собственные средства и купил необходимое оборудование и краски. На специально организованной встрече присутствовали работники налоговой инспекции и пенсионного фонда. Они научили меня вести отчетность. Конечно, во многом пришлось разобраться по ходу дела, но это уже из области необходимых трудностей. Теперь думаю о расширении бизнеса. Хочу купить станок для заправки баллончиков краской. А в долгосрочной перспективе моя мечта – спектрофотометр. Этот прибор определяет цвет с максимальной точностью, нужно просто отсканировать поверхность кузова машины… Несмотря на занятость, теперь Алексей всегда может выделить время для семьи. Фото: Мария Коробова Сейчас Алексей принимает до 15–20 заказов в месяц, доход его полностью устраивает и позволяет делать скидки клиентам. Один из главных плюсов собственного дела – возможность распоряжаться своим временем, говорит колорист. А оно у многодетного отца на вес золота. У Алексея четверо детей, старшей дочери десять лет, а самому младшему сыну – два годика. Супруга Ольга работает учителем начальных классов, поэтому, когда необходимо уделить время малышам, ей не нужно отпрашиваться с работы. – У меня есть рабочий график, но я всегда могу подстроить его под свои нужды. Когда дети болеют, остаюсь с ними дома, чтобы жене не пришлось брать больничный, – говорит собеседник. – Да и вообще могу больше времени уделять сыновьям и дочке, заниматься с ними, играть. Для любого отца это очень важно, а для многодетного – тем более. Не жизнь, а сплошные пирожные! Хорошая кулинария не нуждается в вывесках и указателях, ароматы свежей выпечки работают не хуже зазывал, обеспечивая пирожников постоянной клиентурой. – У мамы тоже когда-то было свое дело – столовая, в ней я проходила кулинарные университеты, – рассказывает жительница Салехарда Юлия Ярушина, потомственный технолог. Ей всего 22 года, но ее зеркальные торты, велюровые пирожные и пирожки с щавелем уже успели полюбиться горожанам. – Я нигде не училась этому ремеслу, просто смотрела, как готовит мама, – поясняет наша собеседница. – Когда она закрыла предприятие и ушла в свободное плавание, я поняла, что лишилась любимого занятия, что торты – это мое! Было бы желание, будут и эклеры Сначала девушка стояла на учете в центре занятости населения Салехарда, потом подумала: «А почему бы не поработать на себя?» У Юлии не было денег для открытия частного бизнеса, зато хватало здоровых амбиций и целеустремленности. – Центр занятости помог мне самореализоваться, – говорит кулинар. – Мою идею поддержали, проконсультировали и выделили единовременную финансовую помощь на организацию предпринимательской деятельности. Вскоре я оформила кредит на оборудование: производственные печи, холодильники, миксеры российского производства – закупила самое необходимое. И вот с 3 марта я – рулевой на корабле своей мечты. Главная особенность производства – готовлю только из натуральных продуктов. Поставщики уже свои, проверенные, я долго их искала… Недавно арендовала помещение в торговом центре, дела сразу пошли в гору, здесь много посетителей, а значит, и выше спрос. Впрочем, к моменту переезда в ТЦ у меня сложилась постоянная клиентура. Приятно видеть, как эти люди вновь и вновь приходят ко мне с радостными лицами за свежей выпечкой. – Какая помощь вам, как малому предпринимателю, оказывается? – На днях получила грант в размере 300 тысяч рублей от городской администрации на развитие собственного дела. На эти деньги хочу поставить дополнительное оборудование, чтобы ускорить процесс выпечки. Очень нужен тестомес, без него самую тяжелую работу приходится делать вручную. Как поставим – увеличим производство. – Раз хотите печь больше, значит, спрос превышает предложение? – У нас не бывает вчерашних пирожков или пирожных. Все, что ставим на прилавок, распродаем к концу рабочего дня. Еще и скидку делаем на весь ассортимент перед закрытием. Бывает, к нам спускаются за покупками жильцы дома, где расположен ТЦ. Мы уже стали для них эдакой домашней булочной. «Приятно видеть, как эти люди вновь и вновь приходят ко мне с радостными лицами за свежей выпечкой». Фото: Нина Фальшунова Как спрос рождает предложение По словам нашей собеседницы, она полностью готова к расширению производства и при содействии центра занятости населения планирует создать два рабочих места и трудоустроить на них безработных граждан. – Первое время мне помогали и сестра, и мама. Теперь буду управляться с компанией подчиненных. Приходится ли осваивать новую рецептуру? В этом нет нужды. Все, что вы видите на прилавке, я научилась печь еще в юности. Даже с тортами мне легко, рука уже набита. Клиенты заказывают сладости на корпоративы, свадьбы и юбилеи. С азартом собираю многоярусные тортики, хотя, признаться, поначалу волновалась. Уж очень кропотливая работа… – А где же ваши зеркальные торты? Наслышана о них, но сегодня не вижу… – На них нужно много времени. Вот найму новых работниц и, наверное, продолжу выпуск. Кроме того, для такой выпечки нужны более мощные блендеры и миксеры. Глазурь, которая покрывает торт, можно и заказать, но лучше сделать самим… – Планируете расширить ассортимент? – Да. В начале лета мы запустили в продажу пирожки с щавелем. Первые 45 штук продали за считаные часы. Обычно мы печем в два-три раза меньше, а тут такой бешеный спрос! Пришлось нам еще две партии испечь до конца рабочего дня. – С такими темпами работы вам и впрямь нужно расширяться… – Изначально у меня была совсем другая идея. Хотела открыть в Салехарде семейное кафе, с меню для взрослых и детей. Было продумано все – от цвета стен до игровой зоны. Уже собиралась заказывать оборудование, но дело застопорилось – в Салехарде не нашлось помещения, подходящего для реализации этого проекта. Мы пытались договориться с двумя арендодателями. Один не захотел иметь дело с кафе. Другой настаивал, чтобы мы арендовали сразу все здание. В общем, кафе так и осталось красивым проектом. Видимо, к лучшему… Каких-то особых сложностей и препятствий у Юлии, как у предпринимателя, пока нет. Есть планы побывать на нескольких мастер-классах, совершенствоваться, не останавливаться на достигнутом. Больше всего ее интересует оформление тортов. – Я уже купила краскопульт для создания эффекта шоколадного велюра и сделала на пробу несколько десертов. Компоненты дорогие, цена на них достаточно высокая, но люди раскупили все. Мне кажется, салехардцы прекрасно воспринимают новые кулинарные веяния, стосковались они по вкусной и здоровой пище. Мы регулярно фотографируем наши витрины и выкладываем в группе «ВК». Такая самореклама помогает нам находить новых покупателей.

Как вчерашние безработные становятся успешными бизнесменами: реальные истории ямальцев (часть 1)
© Красный Север