Из грязи в князи: как крепостная стала «Золушкой»

Родившийся 9 июля 1751 года граф Николай Петрович Шереметев был сказочно богат, великолепно образован, любил искусство. Он являлся другом детства императора Павла I и мог сделать великолепную карьеру. Император поручил ему навести порядок при дворе, но граф был порядочным человеком и не умел интриговать — дело кончилось тем, что он вышел из царского доверия. Николай Петрович был так состоятелен, что его это не слишком огорчило: он жил своей жизнью, собирал произведения искусства, строил дворцы. Но особенно Шереметьев любил театр. В конце XVIII — начале XIX веков, когда огромные состояния русской аристократии ещё не измельчали, разойдясь среди многочисленных наследников, повальным увлечением богачей были крепостные театры. Занимались такими театрами по-разному — где-то актёры и актрисы днём работали на кухне и в конюшнях, а вечером выступали на сцене, но у графа Шереметева всё было по-другому. Его театры в Кусково, Останкино и Марково были выстроены лучшими архитекторами и оборудованы по последнему слову техники, с крепостными артистами занимались знаменитые актёры, выступавшие на императорской сцене. Крестьянских детей брали в графский дом, обучали манерам и языкам. Они так хорошо играли, что первой шереметьевской актрисе Прасковье Ковалёвой-Жемчуговой императрица Екатерина II пожаловала бриллиантовый перстень. Царица не знала, что граф давно любит девушку, и не могла и вообразить, что допущенная к целованию её руки крепостная в недалёком будущем станет графиней. Граф Николай Петрович был порядочным человеком — он любил свою первую актрису и решил на ней жениться. Художник Н.И. Аргунов Прасковья Жемчугова Граф строил прекрасные дворцы, и церкви, благодаря ему на русской сцене появились оперы Глюка, наша культура многим ему обязана. Но героем прекрасной легенды он стал не из-за этого. В историю граф вошёл из-за того, что повёл себя с Парашей Ковалёвой как порядочный человек. Известно много других примеров, когда крепостные актрисы были почти официальным гаремом своих господ. Это описано в «Тупейном художнике» Лескова: барин велит прислать приглянувшуюся ему талантливую актрису, та бежит с любимым, их ловят... Кончается это истязаниями и насилием. Для того, чтобы не воспользоваться своим правом, надо было обладать совершенно особым душевным строем. Судя по тому, как он поступил с полюбившейся ему девушкой, граф Шереметев был прекрасным человеком: для начала она и её семья получили вольные, и из их отношений исчез даже намёк на принуждение. Она стала его невенчанной женой, и другая была бы этим довольна, но Параша Ковалёва тяжело переносила то, что ей приходится жить «во грехе». В Кусково, где был их дом, вскоре зачастили любопытные, им хотелось посмотреть на графскую подругу, слух о которой пошел и в Москве, и в Петербурге. Прасковья часто жаловалась на это графу, и он построил новый дворец в Останкино — туда было труднее добраться. Wikimedia Commons/Виталий Семенов/ CC BY-SA 4.0 Усадьба Кусково Параше Жемчуговой принадлежит песня «Вечор поздно из лесочку», в ней она рассказала о своей первой встрече с Николаем Петровичем. Мы никогда не узнаем, как это было на самом деле, и поэтому можем ей поверить: поздний вечер, босоногая крестьянская девушка гонит домой коров, из леса выезжает граф, за которым скачут два лакея, и осаживает коня, увидев, какая перед ним красавица. Он спрашивает, кто она и откуда, — так начинается одна из самых прекрасных русских историй любовных историй... А затем граф Николай Петрович, царский любимец, один из самых богатых людей России, понял, что любимая должна стать его женой. Прасковье Ковалёвой-Жемчуговой, дочери деревенского кузнеца, наскоро соорудили фальшивую биографию, по которой она происходила от польских шляхтичей, но это никого не обмануло. По меркам эпохи случай был скандальным, император не давал разрешения на брак, но граф всё равно с ней обвенчался. Александр I был либеральным, свободомыслящим человеком, собиравшимся, да так и не собравшимся отменить крепостное право — и брак признали. Рассчитывавшие на богатое наследство родственники графа были неприятно поражены, высший свет скандализован. На брачной церемонии присутствовали лишь два свидетеля — архитектор Кваренги и подруга невесты, в недавнем прошлом крепостная актриса Татьяна Шлыкова-Гранатова, также получившая вольную. Wikimedia Commons/Public domain Вид на Странноприимный дом Всё это было похоже на сказку, но конец у неё оказался печальным. Этот брак не принёс счастья графине. В Петербурге у неё обострился туберкулез, и она умерла через три недели после того, как родила графу сына. Ей было 34 года. Исполняя её предсмертное желание, граф построил Странноприимный дом на Сухаревской площади, Шереметьевскую больницу (ныне — НИИ им. Склифосовского) — она осталась памятником этой любви. После смерти графини Николай Петрович Шереметев больше не женился. Он занимался благотворительностью и воспитывал сына. Помогала ему в этом ближайшая подруга покойной Татьяна Шлыкова-Гранатова.

Из грязи в князи: как крепостная стала «Золушкой»
© News.ru